Среда, 17 июля 2024

Редакция

Книжная пилюля

{thumbimage 150px 1}Эффективно лечить организм человека, как оказывается, можно и чтением художественной литературы. Для обозначения этого процесса есть даже специальный научный термин — библиотерапия. Без медикаментозных средств она способна укрепить душевное и физическое здоровье.
К врачеванию книгами и словом прибегали ещё в незапамятные времена. Помните легендарную Шахерезаду из «Тысяча и одной ночи», которая, рассказывая на ночь падишаху Шахрияру свои сказки, тем самым смягчала его злой нрав, или Авиценну, выписывавшего рецепты больным в стихах?
Корреспондент «НВ» пообщалась с двумя новгородскими библиотекарями, которые серьёзно и профессионально занимаются данным видом лечения.

Кошмары на улице Белова

Елена АЛЕКСАНДРОВА, главный библиотекарь детского отделения центра для детей и юношества «Читай-город», что на улице Белова в Великом Новгороде, впервые попробовала организовать библиотерапевтические сеансы год назад для школьников из групп продлённого дня. Её оригинальная программа рассчитана на то, чтобы помочь дошкольникам и ученикам начальных классов избавиться от навязчивых страхов и фобий. Как она сама призналась, её собственный опыт мамы двоих сыновей и знания, полученные во время учёбы в Санкт-Петербургской государственной академии культуры, на факультете «Библиотековедение и библиография», оказались очень кстати в работе с детьми. Желаемый результат подобных встреч — сформировать у ребёнка мотивацию на то, чтобы, читая  произведение, где настроения главных героев похожи на его, он сопоставлял свои переживания с литературными и таким образом вместе с персонажами находил выход из собственной дискомфортной ситуации. Примеры из книг — верное средство, с помощью которого можно и решать уже существующие реальные проблемы, и проводить профилактику детских фобий, чтобы они не возникали.
Боятся современные мальчишки и девчонки того, от чего во все времена малышня приходила в ужас: оставаться одни в доме, темноты ночи, когда нужно спать, «страшных» мест, коими для ребёнка являются подвалы, чердаки или обыкновенные шкафы. На Белова, 5, сегодня собрана целая коллекция детских страшилок.
На откровенный разговор детей выводит уютная атмосфера библиотеки. Читаются рассказы. Голос повествующего в самых «жутких» эпизодах останавливается для того, чтобы маленькие слушатели смогли сами додумать, что так страшно описывает автор.
— Забавно наблюдать, как ребята во время моего чтения «Страшного рассказа» Евгения Чарушина начинают выдвигать свои версии, кто своими шорохами и непонятными звуками пугает двоих мальчишек, оставшихся на даче ночью без родителей. После домового и привидения почти сразу называют ёжика, и получается, что страшный рассказ совсем не страшный, а курьёзный. Все вздыхают с облегчением и даже смеются, когда узнают, что источником боязни было безобидное лесное животное, — рассказывает Елена Александрова о своих занятиях.
Главный принцип в подборе соответствующей литературы — герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть в себе внутренний ужас.
По совету Александровой, опереться стоит на проверенную русскую и зарубежную классику: «Козетта» Виктора Гюго, «Тук-тук-тук» Николая Носова, «Включите ночь!» Рэя Брэдбери. А чего стоят одни только «Дети подземелья» Владимира Короленко. Ужастики же современных авторов, не исключено, могут травмировать психику ребёнка. Чтобы «прописать» их, библиотерапевт должен досконально изучить данную литературу. Более того, в ходе предварительного диалога с ребёнком необходимо выяснить его индивидуальные особенности: одному чтение страшных рассказов будет как прививка, другому, напротив, освободиться от кошмаров помогут книги с добрым концом — прежде всего имеются в виду сказки с позитивным настроем.

К врачам обращаться не стану


Исследователи в области библиотерапии сходятся во мнении, что она может быть эффективна и в клинической медицине, поскольку во время пребывания человека в палате изменяется его ритм жизни.
Большинство в стационаре становятся пассивными больными, сосредоточенными на болезни, склонными искать опасные симптомы. В этот момент пациенту нужны книги, наполненные глубокой верой в жизнь, пробуждающие оптимизм, отвлекающие от грустных мыслей, тяжелых переживаний. Литература является в этом случае отличным антидепрессантом. Правильно подобранная книга, вызывающая положительные эмоции, не менее важна, чем умело подобранное лекарство.
Признаемся, это утверждение спорное. Возможно, услышав о  библиотерапии, сами врачи скептически улыбнутся. Однако знакомство с заведующим филиалом областной научной медицинской библиотеки Фёдором ПАВЛОВЫМ способно изменить предвзятое отношение.
Инвалидность второй группы, поставленная ему восемь лет назад, заставила искать спокойное место работы. Будучи человеком начитанным и образованным, он устроился в библиотеку Первой городской клинической больницы и с того времени сам для себя решил, что будет подбирать информационные материалы не только для медиков, но и работать с больными. Свою библиотеку Павлов называет ни больше ни меньше как «доврачебный кабинет»:
— Пациент, как правило, приходит ко мне с настроением подавленным. Его нужно перенаправить в позитив. Я человек общительный, и мне не тяжело вести беседы на разные темы и с разными людьми. Вот на столе у меня несколько папочек, в которых вырезки газет, ксерокопии текстов, посвящённых знаменитым личностям, таким, как Вертинский, Распутин. Даю для ознакомления, пусть человек таким образом отвлекается от болезни и обновляется.
По наблюдениям Фёдора Павлова, самая популярная книга среди пациентов больницы — «Мастер и Маргарита». Как объясняет библиотекарь-терапевт, привлекает всегда что-то непонятное, мистическое. Если экземпляра нет в наличии, рекомендует рассказы Чехова. Читая его тексты, быстро забываешь о недуге, больше начинаешь ценить простые моменты жизни. Примечательно, что оба русских классика имели медицинское образование.
 
Анна МЕЛЬНИКОВА