Среда, 17 июля 2024

Редакция

Мост для «детей цветов»

{thumbimage 150px 1}Есть в Великом Новгороде небольшой мост, который даже не имеет официального названия. Эта небольшая переправа соединяет Софийскую площадь с воротами кремля и особо почитается в среде новгородских музыкантов. Многие из них именно здесь впервые сыграли свои песни для массового слушателя. Меняются времена и поколения, а человек с гитарой всё равно остаётся неизменным атрибутом входа в кремль.
И именно поэтомув народе этот мостик до сих пор называют хипповским.

В условиях информационного голодания

Кстати, сами музыканты с определением «хипповский» не согласны. Говорят, что настоящих «детей цветов» среди них никогда не было, да и вообще в Новгороде  никогда не была развита субкультура хиппи. Но народ всё равно по-своему судит.
— А какой же ещё? Конечно, хипповский! Какая музыка — такое и название. Что там играли? «Beatles», «Rolling Stones», «The Doors», «Аквариум»… Ну и кто они после этого? — возмущается общественность в лице бывшего милиционера Александра КАРЕПАНОВА. В 1990-е годы он не пропускал практически ни одного концерта под открытым небом.
«Художественная» история у моста через ров не очень большая: по одним сведениям, первые музыканты там появились в конце 1980-х, по другим — в начале
1990-х, точно никто не помнит.
— Лично я на мосту появился в 1994 году. Тогда же и познакомился со всем так называемым новгородским «андерграундом». Но, насколько мне известно, и до этого люди собирались именно там, — говорит гитарист группы «Следы» и баянист «DRUNK NACH OLSTER» Иван «Вано» ЗЫКОВ.
Именно на мосту Иван в своё время познакомился с Алексеем Воробьёвым и Михаилом Соловьёвым — все вместе культовая новгородская группа «Штаб-Квартира», известная далеко за пределами нашего региона. А первые концерты у них происходили именно на входе в кремль.
Зададимся вопросом, почему для неформальных тусовок был выбран самый центр города — сердце Великого Новгорода? Всё оказывается достаточно прозаично и банально: в те времена не было мобильной связи, Интернета. Да что уж там, и домашний-то телефон не у всех был. Встречались люди по интересам и назначали такое-то время в таком-то месте. Да и неформалы тогда были редкостью. Это сейчас в любом школьном классе встретишь полный набор: от «эмо» до «скинхедов», а тогда и милиция их усердно гоняла, и большинство населения города с подозрением относилось. Однако  участники тусовок с собой приводили других — место для общения, вроде как, уже появилось. Так, в выходные дни вокруг людей с гитарами собиралось до полусотни человек.
— Была такая традиция на массовых праздниках: каждый час на мосту встречать своих, из «тусовки». То есть ты мог прийти туда и в 11, и в 12, и в 13 часов — всегда ждать будут. Часы на башне точное время показывали – не ошибёшься. А потом, видимо, в какой-то момент просто перестали уходить оттуда и музыку играть начали для всех, а не только для себя, — вспоминает лидер группы «Моргии» Алексей ИЩЕНКО.

Музыка за пожертвования


В любом мало-мальски цивилизованном городе Европы есть место, где играют уличные музыканты. Это такие своеобразные точки сбора молодёжи, которая играет для прохожих, а те в свою очередь их за это благодарят дензнаками. Такие места тоже почитают как достопримечательные.
— У нашего моста за многие годы такая аура выработалась, что даже проходя мимо по делам, хочется расчехлить гитару и сыграть пару песен, — объяснил корреспонденту «НВ» Иван Зыков. — У нас был случай такой, когда в Нижнем Новгороде на гастролях решили на улице поиграть. Мы встали наобум возле местного театра, а потом выяснилось, что там так принято — это место тусовки.
Сбор пожертвований с туристов в Великом Новгороде — это скорее традиция. Много денег таким образом не заработаешь, максимум — пива попить после концерта. Хотя в 90-е годы, когда, как уже было сказано выше, народу на мосту было много, мелочи, которую потом доставали из гитарного чехла, хватало на всё.
— Я помню, мы вдвоём с Мариной «Скрипачкой» Шкабарой играли в 1994-м. Весёлый праздник получился. Народ в пляс уходил. Местный художник по кличке Батя, который там картины свои рядышком продавал, «нижний брэйк» отплясывал, металлисты собрались головой трясти… А потом из чехла помимо денег достали цветы, мороженое, сигареты поштучно, пива пару бутылок и два доллара одной купюрой — видимо, кто-то из иностранцев подбросил, — вспоминает Алексей Ищенко.
Музыканты помнят шахматный чемпионат 1997-го, который проводился в кремле. Тогда их останавливались послушать, и, по слухам, даже бросали купюры немалого достоинства и Владимир Крамник, и Гарри Каспаров.
Особенность моста в наше время — это отсутствие так называемого «аска», когда исполнитель или его помощник ходят с шапкой по кругу, выпрашивая «гонорар». Каждый волен сам подойти и положить столько, сколько заслужил, по мнению слушателя, музыкант. При этом человеку приходится ещё и кланяться.
— Нам приятно и людям хорошо, — поделился мнением Константин ХИВРИЧ, гитарист «DRUNK NACH OLSTER», выступающий на мосту по сей день.

Беспредельщики


Проблемы с милицией были практически всегда. В начале 90-х блюстители порядка у кремля периодами подходили и в довольно грубой форме просили товарищей музыкантов «завязывать» с громким исполнением песен. Несколько раз даже организованные наряды приезжали и распихивали неформалов по «козелкам». Да и руководство музея-заповедника, мягко скажем, не очень приветствовало свободолюбивых музыкантов.
— К нам сам Николай Гринёв (экс-директор музея-заповедника. — Ред.) несколько раз подходил и объяснял, что мы, мол, позорим кремль и облик древнего города. Не знаю, мне кажется, что если уж Филипп Киркоров, одетый в женские трусы, может петь в филармонии (территория кремля, кстати) про «Зайку», то уж рок-н-ролл точно никому не помешает, — замечает Хиврич.
Но всё-таки самая большая проблема — это так называемые гопники. Часто пьяные люди пристают к музыкантам с претензиями и предложениями сыграть «Голуби летят над нашей зоной» или «Владимирский централ», иногда и до драк доходит. И уж точно тишина на подступах к кремлю царит в дни ВДВ, ВМФ, пограничных войск…

Платный проход

В «нулевых» ни одна свадьба, проходящая в городе на Волхове, не обходится без посещения кремля. Загс у нас на Софийской стороне, значит, в детинец молодожёны идут через ров. Там их уже поджидают «древнерусские богатыри» с топорами и мечами наперевес. С молодых и с их гостей, как правило, берётся обязательная мзда — это стало уже традицией. С суровыми бородатыми мужиками всегда договариваются, откупаются, а после фотографируются. Реконструкторы же остаются дожидаться следующей свадебной процессии. Между тем за небольшие деньги любой может примерить элементы доспеха новгородских богатырей, подержать оружие, узнать об истории города и потом оставить на память снимок с моста.
«Древнерусские богатыри» Алексей «Малаха» МАЛАШЕНКОВ и Андрей «Мерк» МЕРКУЛОВ, тоже когда-то песни пели с музыкантами, а потом мало-помалу превратили пребывание на мосту в собственный доходный бизнес. Сейчас оба уже «отошли от дел»: в этом году  для реконструкторов выделили отдельный домик — ларёк возле Ганзейского фонтана. Алексей уступил дорогу молодым, а Андрей вообще в Псков переехал, сейчас там местных туристов своим экзотическим видом стращает.
— На самом деле мы мост выбрали не по причине какой-то ностальгии, — говорит Алексей Малашенков. — Просто пытались договориться с музеем о том, чтобы нас внутрь пустили, — мы бы действие какое продумали, программу… Даже готовы были за это платить арендную плату, но несколько лет нам отказывали, и мы своими силами здесь организовали «аттракцион». Туристам очень нравилось, да и мы в накладе никогда не оставались.
Конечно же, моста в том виде, в котором он есть сейчас, в средние века не было. Были ворота и неприступный оборонительный ров, успешно выполнявший  свою роль и повернувший вспять многих захватчиков. Мост же нужен для того, чтобы соединять. И не важно, что: разные берега, нации или культуры. Главное, что он со своим предназначением неплохо справляется и уже имеет свою собственную новейшую историю.
 
Александр ФРОЛОВ