Среда, 27 ноября 2024

Редакция

Исцеление искусством

Один из эффективных методов психокоррекции поведения личности, формирующий позитивное мировосприятие, — арт-терапия.
Не так давно подобные психотерапевтические занятия в группах для детей в возрасте 12–16 лет стали проводить в «Кризисном центре помощи женщинам» в Великом Новгороде.
Арт-терапевтический тренинг центра — часть его общей программы «Плохих детей не бывает». Она направлена на психологическую поддержку школьников, у которых есть проблемы в общении с учителями и сверстниками, или в куда более серьёзной ситуации — когда они уже попадают под контроль отдела по делам несовершеннолетних. Директор центра Татьяна Чернева сама приходила в семьи и просила разрешения у родителей направить ребёнка на занятия. Разработала систему тренинга для подростков молодая художница, психолог Елена ДУДИНА:
— Главная идея курса — чтобы ребёнок научился самовыражаться социально приемлемыми способами. Понял, что проявить себя можно благодаря творчеству, а не с помощью злых шуток, противоправных задиристых действий. В технике арт-терапии мы применяем элементы боди-арта, разукрашиваем руки. И даже это умение рисовать по телу повысило у некоторых самооценку: «Мне удаётся то, что не умеют другие». Это с одной стороны, а с другой, изображение чего-то с помощью красок на теле изменяет восприятие детей, поскольку ранее они рисовали только на листе бумаги. А концентрация внимания и старательность при выведении линий развивает мышление.
Занятия по арт-терапии в центре не предлагают традиционной схемы «доктор — пациент». С помощью соответствующей музыки и света организуется пространство таким образом, чтобы создать для подростка разные игровые обстановки: «необитаемый остров»,  «визит инопланетян». В новых условиях у него появляется возможность наладить отношения с окружающими посредством искусства: рисунка, лепки, танца. При этом его свобода самореализации абсолютно никак не сдерживается.
— Через рисунок, игру подросток даёт выход своим самым сильным эмоциям, переживаниям. Были картинки, на которых превалировал чёрный цвет, были и те, что дети нарисовали и затем рвали. Это не пугало, так как дети искали способа избавиться от негатива. И подобные действия можно считать в какой-то степени психотерапевтическими, — рассказывает Елена Дудина. — Арт-терапия позволяет совершенно по-другому посмотреть на себя, научиться находить выход из конфликта и вообще избегать его. Наши занятия направлены в том числе и на профилактику девиантного поведения.
Результатом работы психотерапевтической студии должна стать передвижная выставка по школам, где учатся её воспитанники. На ней будут представлены их рисунки и фото. По задумке Елены Дудиной, дети своими работами покажут себя как творческие личности. Что касается  изменений в поведении, то об этом можно судить спустя время, когда дети уйдут из-под опеки кризисного центра.

Анна МЕЛЬНИКОВА