Пятница, 10 января 2025

Редакция

Глаза и зубы

{thumbimage 150px 1}Зоопарки — это не только звери с птицами. Хороший зоопарк предлагает посетителю знакомство с целым спектром фауны: от слона до муравья. Или от медведя до таракана, не суть. Но обязательно спектр, многообразие. И аквариумный отдел для хорошего зоопарка — принадлежность непременная.
Амазония — одно из самых впечатляющих и загадочных мест земного шара. Миллионы квадратных километров, покрытые густым, часто непроходимым вечнозеленым лесом и по большей части залитые водой. Но, как и миллионы моих сограждан, «на далёкой Амазонке не бывал я никогда». Вероятно, никогда и не буду.
Хотя в детстве имел собственный «кусочек Амазонки» у себя дома, соединяя в стеклянном параллелепипеде на 60 литров отстоянной водопроводной воды всех, кто был по карману обычному советскому школьнику. Тернеций в черных «юбочках» и сверкающих боковыми полосками неонов. Раскрасневшихся миноров и усатых сомиков — пятнистых анциструсов, скоблящих налет со стекла и водяных растений, и полосатых коридорасов, деловито роющихся в донных скоплениях.
Бассейн Амазонки подарил аквариумистам-любителям бесчисленное количество видов рыбок всех цветов и оттенков. И в зоопарках рыбы этого важнейшего для планеты региона представлены богато, и есть среди них как ярко окрашенные, но более ничем не примечательные, а есть такие, что расцветки скромной, но способные удивить или даже вызвать ужас. Есть что-то завораживающее в безмолвных обитателях Нептунова царства, в том, с каким достоинством плавают они вдоль стекол и как по-рыбьи надменно смотрят на людей, чередой проходящих мимо. Потом любая аквариумная экспозиция — это, как правило, всегда декоративно, красиво подсвечено и поэтому тоже привлекательно. Давайте же ненадолго заглянем в такой павильон и познакомимся с парой из множества живущих там дивных созданий...

Смотри в оба!

Первая рыбка, точнее, сразу несколько сероватых узких рыбок длиной 15–20 сантиметров плавают у поверхности воды в просторном кубическом аквариуме с большим воздушным пространством, где с коряг свисают яркие цветки орхидей и журчит крохотный водопад. С виду ничего особенного — на вьюнов наших полосками на боках и округлым хвостовым плавником похожи. Разве что вьются на поверхности, как жуки-вертячки в пруду. Да, и еще глаза. Выпуклые, они разместились на самом верху головы, как у лягушки или бегемота, и торчат над водой. Хотя... Если приглядеться, торчат не полностью, а наполовину опущены в воду. И перегородка между половинками глаза имеется, так что получается, что органов зрения у этой рыбы не два, а все четыре!
Рыбу так и называют — четырёхглазкой. Но это в просторечии. В ученом мире название затейливее — анаблепс. И на деле глаз у анаблепса всё-таки два, только особенность их строения позволяет рыбе видеть пространство и под, и над собой.
Обычно анаблепс плавает так, чтобы линия воды совпадала с полосой пигмента, делящего глаз на две части. За этой полосой, немного выше, находится специальная пластина радужной оболочки глаза для защиты верхнего зрачка от яркого света и блеска на поверхности воды. Хрусталик за верхним зрачком приплюснут для обеспечения нижней сетчатке неискаженной картинки того, что происходит над поверхностью воды. Хрусталик за нижним зрачком выпуклый, что обычно для рыб. Это обеспечивает верхней сетчатке хорошую подводную картинку. В итоге анаблепс четко видит и летящего сверху москита, и плывущего снизу рачка. Причем на воздухе видит четче, это научный факт.
Периодически четырёхглазки резко «кивают», предохраняя свои «верхние» глаза от обсыхания, а то и уходят под воду целиком. Если замечают, что беспечное насекомое летит низко, могут выпрыгнуть за ним из воды. Отличное зрение позволяет удивительным рыбам вовремя замечать и добычу, и врагов, главные из которых — терпеливые цапли. Да и подходящего к воде рыбака остроглазый анаблепс видит издалека.

Челюсти

Вероятно, самые известные рыбы Амазонии — легендарные пираньи. Название их на одном из индейских диалектов  буквально означает «зубастая рыба». Треугольные зубы сравнительно невелики, но их более 70, и они остры, как новые бритвенные лезвия, так что, плотно смыкаясь, отсекают человеческий палец, словно кусочек подтаявшего масла.
Для обитателей Амазонии большие стаи пираний могут представлять серьезную опасность, особенно если почувствуют в воде хотя бы каплю крови. Но многолетние исследования показывают, что их агрессивность обусловлена целым рядом факторов, а часто и преувеличена. Например, в определенные часы суток местные жители спокойно купаются в дельте Амазонки, поскольку знают: кишащие тут пираньи становятся агрессивными только с началом прилива. В остальное время они не реагируют даже на брошенные в воду куски мяса. Чтобы проверить это, исследователи как-то провели эксперимент. Во время полного отлива в воду у берега положили тушу погибшего теленка, однако она не привлекла никакого внимания пираний. Зато с началом прилива они действительно с жадностью накинулись на аппетитную приманку и вскоре обглодали ее до костей.
Впрочем, что бы о пираньях ни говорили, до сих пор нет ни одного документального свидетельства о человеке, обглоданном их стайкой заживо. Возможно, потому что пока не было желающих нарочно испытать судьбу.
В любительском аквариуме краснобрюхие пираньи считаются одними из красивейших и интереснейших рыб. Причем обычно эти хищники очень робки и даже пугливы, прячутся по углам аквариума и среди коряг. Говорят, к манере движения рук своего хозяина пираньи привыкают и не бросаются на них, если опустить их в воду. Особенно, если сами не голодны, а на руках нет кровоточащих ранок. Тем не менее умному аквариумисту не придет в голову ставить такой эксперимент. Ни на себе, ни на членах семьи. Как говорится, рыбы отдельно, а руки отдельно. Береженого Бог бережет, а лишних или ненужных пальцев ни у кого нет...
 
Андрей КОТКИН
Фото автора