Среда, 17 июля 2024

Редакция

Полёты наяву

{thumbimage 150px 1}Новгородский авиационно-спортивный клуб РОСТО (ДОСААФ) России отметил 80-летие ВДВ
Хотя День Воздушно-десантных войск отмечается 2 августа, еще в прошлую субботу организаторы праздника, устроенного на аэродроме у деревни Борки Новгородского района, сумели доказать гостям: ВДВ — это не только накачанные парни в синих беретах и тельняшках, купающиеся в фонтанах, хвастающиеся друг перед другом количеством прыжков и татуировок и, к сожалению, пугающие своим грозным видом обывателей, с небес на парашюте не спускавшихся.
«Десантура» — это прежде всего выдержка, смелость и безграничная любовь к небу. Ну и, конечно, подтвердилась старая истина — бывших офицеров не бывает.
 
Слава ВДВ!

Несмотря на удушающую жару, народу в областном центре парашютного спорта собралось немало: кто-то прыгнуть, кто-то посмотреть, кто-то попереживать за родственников. Скучать присутствующим не дали — самолёты то и дело взмывали в небо с новыми партиями парашютистов, ОМОН привлек всеобщее внимание показательным захватом грузовика, молодые парни отрабатывали приёмы борьбы.  Кроме того, любой желающий мог поупражняться в сборке-разборке автомата Калашникова, чем особенно увлечённо занимались исключительно дети, или в стрельбе по мишеням из пневматического оружия.
А в десять утра на аэродроме приземлился жёлтый АН-2. Может быть, поэтому многие присутствовавшие были удивлены, увидев выходящего из самолёта губернатора Сергея Митина, которого пригласили на праздник к официальному открытию в 12 часов. Глава региона прибыл пораньше. Дело в том, что в этот день губернатор знакомился с готовностью сил и средств для тушения лесных пожаров, однако по пути решил-таки лично поприветствовать участников праздника. Сергей Митин осмотрел материальную базу клуба РОСТО (ДОСААФ), лично поздравил новгородского бизнесмена Павла Гальченко с установлением рекорда Европы по парашютному спорту и пообещал вплотную заняться его развитием в области.

По мягкому месту


Буквально спустя несколько минут после визита главы региона в небе раскрылось десять парашютов, принадлежащих молодым воспитанникам клуба «Беркут» из Батецкого района. В прошлом году при содействии главы Батецкого района, полковника запаса Александра Тарасова в школе деревни Мойка был организован класс парашютного спорта, в котором занимаются три десятка старшеклассников. Есть у них свои парашюты, укладочные столы и собственный инструктор — воин-афганец и по совместительству физрук Сергей Гук. Для детей — это настоящий подарок, ведь расценки на один прыжок варьируются в нашей области от 1500 до 3000 рублей.
— «Беркут» — это, скажем так, дочернее предприятие новгородского клуба «Факел», — поведал корреспонденту «НВ» Александр ТАРАСОВ. — Название дали ему сами дети. Сегодня у учеников состоялись первые парашютные прыжки. Мы решили дать возможность прыгнуть тем, кто сдал на «отлично» все зачёты. Вообще, в бюджете района не предусмотрено ни копейки на подобные занятия, а каждый прыжок, как многие понимают, обходится недёшево. Но мир не без добрых людей — родители детей, батецкие и новгородские бизнесмены участвуют в этом деле.
В тот момент, когда одни уже спускались с небес на землю, другие только готовились к этому. В ангаре клуба, где переодевались все желающие прыгнуть, происходило какое-то странное действо. Молодые ребята и девушки поочерёдно обхватывали друг друга, становились в цепочку, выстраивались в своеобразный «хоровод».
— Что это они делают? — задал вопрос корреспондент одному из инструкторов.
— Тренировка такая. В небе фигуры парашютисты выстраивают, а здесь готовятся. Сегодня, кстати, у одной из них будет сотый прыжок. Посвящение специальное будет…
Правда посвящение так и не удалось увидеть. Как объяснили сами парашютисты — оно не для общего обозрения и заключается в том, что по мягкому месту спортсмена несколько раз легонько шлёпают стропами от запасного парашюта.
Кстати, по неписаному воздушному кодексу десантником считается тот, кто совершил в своей жизни хотя бы три прыжка. Таким образом, новгородские ВДВшники считают своим отца Сергия, настоятеля храма святого князя Александра Невского, который, по его же словам, тесно с небом познакомился в 2008 году. На празднике он тоже довольно быстро сменил одеяние священника на парашютистский костюм и направился к самолёту.
— Дело в том, что само название храма привлекает к нам военных, служивших в своё время в «горячих точках». В окопах-то неверующих не бывает! Видите, вот и я теперь причастен, — пояснил православный священнослужитель журналистам.

Никто, кроме вас

С поднятия флагов Российской Федерации и «Союза десантников» в полдень начался торжественный митинг, посвящённый 80-летию десантных войск. Ветеран ВДВ Николай ГЛАДКОВ, отслуживший 28 лет, рассказал об истории праздника присутствующим. Выяснилось, ещё в 1928 году никто и предположить не мог, что когда-нибудь советские войска обзаведутся парашютами, а высшее армейское руководство вообще считало это нецелесообразным. Но 2 августа 1930 года в небе появились первые десантники, и вот уже 80 лет они доказывают свою незаменимость.
— Я знаю, что у десантников есть такой девиз: «Никто, кроме нас!». Уверенно могу сказать, что никто, кроме вас, не сопричастен к тому, что здесь есть, а те, кто ходит по земле, вам немножечко завидуют, — сказала собравшимся первый заместитель главы администрации области Вероника МИНИНА.
Вероника Витальевна призналась, что несколько лет назад занималась парашютным спортом и даже совершила три прыжка и до сих пор считает это событие самым незабываемым приключением в своей жизни. Правда, в этот день в самолёт она почему-то не пошла в отличие от председателя Новгородской областной Думы Сергея Фабричного, который сразу после митинга сел за штурвал второго пилота АН-2 и даже поднял машину в небо.

Небу все возрасты покорны


Ветерану Великой Отечественной войны, подполковнику запаса Николаю ГОРДЫШЕВУ не так давно исполнилось 85 лет. В десантные войска он, несмотря на малокровие и довольно высокий рост, попал в 1943 году.
— Нас тогда из Арзамасского лётного училища всей группой в десантники переводили. Меня брать не хотели. Но доктор, осмотрев меня в очередной раз, сказал: «Сейчас война идёт. Надо, значит, надо!», и разрешил. С тех пор эта фраза стала моим девизом по жизни. Какие бы трудности ни случались — всегда вспоминал эти слова и шёл вперёд, — вспоминает Николай Григорьевич.
За свою десантную историю ветеран совершил, по современным меркам, не так много прыжков — 87, но зато каких! Во время войны пришлось побывать и на Украине, и в Белоруссии, и в Венгрии, а в 1947 году Николай Гордышев участвовал в торжественном параде на Красной площади. Десантники тогда опускались с неба перед верхушкой партии — Сталиным, Молотовым, Ворошиловым. Как рассказывает ветеран, всего их было 800 человек:
— Всё удалось, мы отличились, но после того как парад был окончен, выяснилось, что кинооператоры не успели всё заснять, и нас заставили прыгать повторно. А в тот день подул ветерок. В итоге примерно три четверти наших десантников унесло тогда в Москву-реку, за пределы города. Среди них был и я, без практики приводнения. В теории только знал, что парашют нужно отсоединить. Но, видимо, не все теорией так хорошо владели. Четыре человека погибли. И не поверите, нас командир тогда отчитывал за четыре потерянных парашюта…
Рассказ ветерана прервал подбежавший молодой мальчишка в тельняшке:
— Там на самолёт всех желающих зовут кататься, полетите?
— Нет, спасибо, парень, я за свою жизнь налетался, — ответил ему ветеран, чиркнув себя по горлу тыльной стороной ладони.
Выяснилось, что у 14-летнего воспитанника клуба «Факел» Павла ВАХРУШЕВА, зазывавшего всех подняться на борт, сегодня, напротив, состоялся первый в его жизни прыжок.
— И как? — спросил его корреспондент.
— Если честно, то я ничего вообще не понял. Сначала было немного страшно, когда возле борта стоял, потом уже выпрыгнул, думал только о том, чтобы парашют вовремя раскрыть… И уже под ногами земля. Не успел я прочувствовать ничего. Придётся прыгать ещё и ещё.

И даже с миномётом…

Вот такая получилась связь времён, интересов и поколений. Молодым есть чему учиться и куда расти, а старикам есть с кем поделиться опытом и о чём поведать — вспомнить свои «взлёты и падения», рассказать о пережитом — о том, как, например, «запасной парашют раскрылся в самый последний момент». Именно такие праздники максимально стирают различия между двумя поколениями. Кроме того, очень приятно осознавать тот факт, что о ветеранах помнят в нашей стране не только 9 Мая, о чем, кстати, упомянул в своей торжественной речи Сергей Фабричный.
Правда, глядя на собравшихся, пришло осознание и того факта, что Великая Отечественная война была, к сожалению, далеко не последней, в которой принимали участие наши Вооружённые силы. Ордена у нас носят не только люди преклонного возраста. Афганистан, Чечня, Нагорный Карабах, Ангола… Список войн, в которых участвовали СССР/Россия, можно продолжать долго. Этим людям тоже есть что вспомнить, о чём поговорить, и, как выяснилось,
безумно приятно в очередной раз прыгнуть с парашютом. Как сказал полковник запаса Александр Тарасов: «Я сегодня прыгнул в 508-й раз в своей жизни и, если позволят, хочу сделать это снова».
В то же время испытываешь гордость за то, что подростки заняты делом не только полезным для них самих, но и важным для всей страны. Кто, если не такие вот Пашки Вахрушевы, смогут защитить Родину в случае опасности? Подростки уже сейчас обладают всеми необходимыми навыками и даже каким-то опытом: мальчишки показывали своё умение обращаться с ножом, автоматами, гранатомётом и даже с миномётом.
Но ведь не это главное. Самое важное, что в детях с младых лет воспитывается чувство патриотизма, так необходимое в настоящее время. Дело в том, что даже само понятие «патриотизм» в нашей стране сейчас имеет какие-то размытые очертания. И пусть пока ребята просто учатся защищать самих себя и испытывают гамму чувств от прыжков с парашютом, уже через несколько лет именно такие дети должны стать теми, кому далеко не безразличны слова Родина и Отчизна.

Что такое патриотизм для молодых новгородцев?

Константин, 19 лет:
— Прежде всего у меня это понятие ассоциируется с некоторыми радикальными организациями, которые пытаются всеми правдами и неправдами насадить в нашей многонациональной стране свои законы и порядки, прикрываясь при этом любовью к Родине. На самом же деле, кроме себя, они никого не любят, а единственной верной идеологией считают фашизм, с которым наша страна так долго боролась.

Ульяна, 25 лет:
— Патриотизм — это любовь к Родине, несмотря на её недостатки. Это как жизнь с супругом: сначала влюблённость, потом другое зрелое чувство, когда ты любишь не за что-то, а вопреки. Допускаю, что Родиной может быть и не та страна, в которой родился, а та, которую полюбил.

Ярослав, 29 лет:
— Прежде всего патриотизм — не ношение георгиевских ленточек всюду, даже там, где это может посчитаться просто издевательством, не гордость за то, что два года в армии дачи генералам строил, не великоросский шовинизм и панславянизм. Это быть тем, кому не стыдно сказать: «Да, я из России, да, я знаю несколько языков, да, я образован». И прочее…

Сергей, 30 лет:
— Патриотизм — это когда ты не просто любишь Родину, но и готов её защищать, отдать жизнь. Сейчас много тех, кто говорит, что нам не нужна армия, не нужны защитники. И вот не дай Бог что случится! Эти люди первыми побегут прикрываться спинами тех, кого они недавно считали ненужными.

Юрий, 34 года:
— Когда при мне говорят, что патриотизм — последнее прибежище негодяев, не спорю. Знаю, что говорят, не думая. И еще я знаю, у нас есть один небольшой, но верный шанс спастись в беде: когда русские встанут друг рядом с другом плечом к плечу, ни один враг ничего с нами не сделает. Наверно, этому надо учить наших детей.
 
Александр ФРОЛОВ
Владислав ФРОЛОВ (фото)