Среда, 17 июля 2024

Редакция

Росчерк виртуального пера

В области реализуется первый этап федерального плана перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг
В настоящее время в России разработаны и реализуются два важнейших проекта: «Электронная Россия» и «Электронное правительство», которые у всех на слуху. О том, какие задачи стоят и как выполняются в регионах, корреспондент «НВ» выясняла у начальника управления информационными технологиями комитета информационной политики Новгородской области Сергея РОДЮКОВА:
— Сергей Александрович, что в конечном итоге после реализации всех проектов должны получить жители региона?
— В идеале человек должен лишь написать в электронном виде заявление об оказании услуги и получить ее, предоставив для этого минимум справок. По возможности, ни одной. Чтобы это осуществить, населению должен быть обеспечен широкополостной (от 128 кбит/с) канал доступа в Интернет и средства доступа — компьютер, информационный киоск, мобильный телефон и другое. Люди должны понимать, как обратиться к чиновникам в электронном виде, и главное, не должны бояться новых технологий.
— По оценке генерального директора Российского агентства развития информационного общества Александра Айгистова, почти две трети активного населения страны вообще не пользуются Интернетом и электронными услугами. А вы говорите о широкополостном канале во всех населенных пунктах?!
— Согласен, проблем много. Но ведь под лежачий камень, как известно, вода не течет. Мы начали делать первые шаги в сторону электронных услуг. К 1 января 2011 года должен быть сформирован перечень всех государственных и муниципальных услуг, оказываемых в нашей области. То есть гражданам должна быть доступна электронная информация о порядке оказания той или иной услуги, о требуемых документах и о месте ее получения. Что касается автоматизации частных пользователей, то они сами с этим справятся. Наша задача — обеспечить населенные пункты каналами связи. Сейчас прорабатывается вопрос использования имеющихся в районах каналов, например, «Телекома», «Дейтакома», мобильных операторов связи. Что до автоматизации государственных и муниципальных учреждений, то тут ситуация по районам очень разная. Где-то, как в Великом Новгороде, администрация на протяжении многих лет вкладывала средства в информатизацию, а где-то на это денег вообще не выделяли. Поэтому стоит задача — подтянуть до уровня областного центра все муниципальные образования. Чтобы уже сейчас приблизить жителей Новгородчины к электронным услугам, как вариант мы рассматриваем каналы доступа к Интернету в общеобразовательных школах области и в почтовых отделениях связи.
— Но как на деле пенсионеры в деревнях смогут получить услугу в электронном виде?
— Хвойнинский район выбран в качестве пилотного в нашем регионе по широкому внедрению социальной карты или, как ее еще называют, электронной карты гражданина, которая тоже является частью таких услуг. Но ведь карта — это не только банковские операции и скидки в магазинах. Она может выполнять и другие функции — быть средством электронной цифровой подписи, хранилища важной для человека информации и многое другое. В этом районе мы планируем реализовать механизм, который бы позволил, скажем, пациенту фельдшерско-акушерского пункта в отдаленном селе записаться через Интернет на прием к специалистам Центральной районной больницы или даже областной. Кроме того, решается вопрос о представлении в электронном виде документов для оформления субсидии на жилищно-коммунальные услуги. То есть человек по Интернету пересылает специалистам, занимающимся начислением субсидий,  имеющиеся у него на руках документы и ждет результата.
— А как же проблема электронной подписи, которая во многом и тормозит процесс?
— Действительно, вопрос придания электронным документам правового статуса существует, поскольку официальная документация в нашей стране в обязательном порядке должна быть завизирована. Но методика использования подписи «не от руки» существует и активно применяется в некоторых федеральных ведомствах, например, в Пенсионном фонде РФ, налоговой службе. В настоящее время в Правительстве РФ готовятся документы, позволяющие повсеместно по стране пользоваться электронными подписями при оказании услуг физическим и юридическим лицам. У нас в области на базе Новгородского информационно-аналитического центра разворачивается так называемый удостоверяющий центр, который будет на определенных условиях генерировать и выдавать средства электронной подписи.
— Что представляет собой электронная подпись?
— Это уникальная последовательность символов, характерная для данного документа. Она гарантирует подлинность его и подтверждает, что текст не был изменен. Если в процессе пересылки в документ попытаются внести коррективы, подпись автоматически аннулируется. Массовое получение электронных подписей станет возможно к концу текущего года. Предполагается, что выдаваться она будет на определенный срок, затем нужно будет её обновлять.
— В настоящее время в Новгородской области реализуется первый этап перехода государственных и муниципальных органов власти на оказание услуг в электронном виде. Скоординированы ли действия районов между собой и администрацией региона, есть ли взаимодействие с федеральными структурами?
— В данном вопросе федеральный центр действует как инициатор, но сроки исполнения, предписанные правительством страны, не дают возможности нам ждать каких-то унифицированных решений. Профильные министерства работают параллельно с регионами, вырабатывая только рекомендации, на основании которых субъекты РФ вынуждены искать собственные компьютерные решения. Существует риск возникновения ситуации, когда принятые технические решения могут не стыковаться с аналогами из других регионов. И все потому, что до сих пор не разработаны общие технические требования. Поэтому свести в единое целое технологии оказания услуг районных органов власти и областных государственных учреждений непросто. Кроме того, мы должны базы данных, порядок оказания услуг адаптировать к действующему федеральному порталу государственных услуг, чтобы наша информация была доступна для любого пользователя этого ресурса. Минкомсвязи РФ планирует к концу текущего года все же подготовить техтребования межведомственного электронного взаимодействия. Будем надеяться, что это будет сделано. Вообще, что касается сроков, то согласно федеральному плану перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде к 2013 году повсеместно по стране гражданам должна быть предоставлена возможность получать в электронном виде 54 государственные и муниципальные услуги и более 50 федеральных. То есть люди, не выходя из дома, смогут не только ознакомиться с перечнем услуг и необходимых документов, как сейчас, но и получать услуги в полном объеме. К этому и стремимся.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото из архива «НВ»