Среда, 17 июля 2024

Редакция

Каникулы, каникулы — горячая пора!

{thumbimage 150px 1}Этим летом сотни новгородских школьников решили совместить свой отдых с работой
Заработать свои собственные карманные деньги мечтают как городские, так и сельские ребята. Всего у нас в области в 2010 году планируется временно трудоустроить на свободное от учебы время более трех тысяч подростков. Несмотря на то, что руководители предприятий и организаций не слишком заинтересованы в подобных работниках, службам занятости удается пристраивать школьников на самые разнообразные рабочие места.
По данным комитета по труду и занятости населения Новгородской области, в первом полугодии были трудоустроены 1729 старшеклассников 14–18 лет. Корреспонденты «НВ» решили встретиться с некоторыми из них, узнать, как складываются отношения ребят с работодателями, и расспросить, на что подростки планируют потратить свои первые заработанные деньги.

Потрудиться, чтобы поработать

Отправляясь в командировку, мы включили в свой маршрут один из самых небольших районов — Шимский. Казалось, что здесь, где не так уж и много промышленных предприятий и в условиях кризиса безработным остается немало взрослого населения, трудоустроить школьников просто нереально. Однако  все оказалось с точностью до наоборот.
Зоя ПАХОМОВА, директор ГУ «Центр занятости населения Шимского района» нашему вопросу о проблемах с трудоустройством школьников заметно удивилась:
— В принципе, устроить детей на работу — не проблема. Существует много организаций, которые готовы принять ребят. Многие руководители порой даже признаются, что подростки лучше справляются со своими обязанностями, чем взрослые. Мы еще до конца учебного года начали предлагать ребятне разные вакансии. Проблема была лишь в том, что они иногда не хотели идти на ту или иную работу. Но основная масса детей еще в мае определилась со своим трудоустройством. Нынче из федерального и областного бюджетов нам выделили средства на организацию ста рабочих мест для школяров — на так называемую материальную поддержку, выплачиваемую дополнительно к зарплате. 88 ребятишек мы уже устроили.
— И где же работают школьники в Шимске?
— Во-первых, делают ремонт в школе; во-вторых, занимаются благоустройством территории поселкового парка, площади и пляжа. Три девочки у нас заняты сейчас в доме престарелых — красят скамейки, заборы, благоустраивают территорию, моют окна в помещениях, помогают старикам. Мальчики на плиточном заводе поработали. Что приятно — наше райпо впервые доверило школьникам уличную торговлю.
— Вы, наверное, общались с работодателями? Какие отзывы у них? Не пугают бизнесменов оформление дополнительной документации и необходимость особого подхода к детям?
— Здесь нужно сказать спасибо руководителям района, которые не раз специально собирали по вопросу трудоустройства школьников всех предпринимателей района. И бизнес пошел нам навстречу. С нами стали сотрудничать даже те, о ком мы раньше и не слышали. А некоторые так довольны детьми, что готовы оставить их на своих предприятиях на все лето. Поселок у нас маленький, и наверняка сыграла свою роль установка: «Что, кто-то взял детей, а я что — не возьму?!».
Исполняющий обязанности главы Шимского муниципального района Михаил НЕКИПЕЛОВ в свою очередь отметил:
— Прежде всего я хотел донести до наших предпринимателей, что дети должны привыкать к работе сейчас, с малого, но им нужно помочь в этом. Я специально провел с предпринимателями и руководителями организаций совещание и поставил перед ними конкретную задачу.
Рабочие места для шимских школьников предлагались самые разные. Одно из них находилось неподалеку от районной администрации, в поселковом парке. Туда мы и направились, где вскоре нашли группу мальчишек, сгребающих в кучу старые ветки, обрезанные с деревьев.
— Ребята, вы работать решили сами или родители отправили?
В ответ прозвучало:
— Сами, конечно! Работа не очень-то престижная, приходится и мусор собирать, но пока другой нет. Зато мы здесь вместе. И что дома-то сидеть, когда можно подзаработать? Лето большое, успеем и отдохнуть.
Разговор о престижности профессии не такой уж простой, особенно когда тебе 14–16 лет. Чаще всего подростков смущает, что им придется торговать или убирать мусор на глазах у прохожих, среди которых много знакомых. Но, как показывает практика, подобное смущение у детей довольно быстро проходит, а приходит понимание — хорош любой честный труд.
На вопрос, на что собрались ребята потратить заработанные деньги, мы услышали разные ответы:

Андрей Зубков:
— Я коплю на учебу, чтоб водительские права получить.

Алексей Мазурин и Олег Воронов:
— Пока не решили, надо сначала заработать.

Следующим местом, куда мы отправилась, был дом престарелых. По дороге к нему остановились возле уличного лотка, на котором были разложены одежда, обувь, бытовая химия и прочие мелочи. В качестве продавца выступала девятиклассница Александра Слесарева, которая также устроилась сюда через местный центр занятости.
— Саша, трудно быть продавцом?
— Нет, даже интересно, мне понравилось.
— Сама решила пойти сюда?
— Конечно. Мне нужно к школе купить одежду и вообще — хочется быть самостоятельнее и не просить денег у родителей.
— Ну и как идет торговля?
— Покупают. Сейчас вот решила сделать рекламу, написать, что цены на наш товар совсем небольшие, уже со скидками.

Дом престарелых тоже встретил радушно. Когда мы вошли во двор, то даже удивились: так все вокруг было опрятно, красиво и прибрано с особой теплотой: аккуратно покрашенный заборчик, беседка, ухоженные клумбы, побеленные деревья. Как нам потом объяснили, все это дело рук школьников.
Нам навстречу вышла Инна ПЕШКОВА, специалист учреждения по социальной работе, курирующая работу старшеклассниц.
— Как девчонки, справляются? — мы сразу начали разговор с вопроса по существу.
— Отлично справляются. Дала им задание на час — прополоть грядки на заднем дворе, а они за двадцать минут справились, вот собрались отдохнуть да за мороженым сходить. Выкрасили заборы, окна, беседки, все выпололи. В самом помещении уборку наводят. В общем, во всем нам помогают.
Девочки поведали нам, что им здесь нравится — работа нетрудная и разнообразная.
Напоследок у нас остался еще один вопрос к Зое Пахомовой.
— Это все-таки райцентр, а как же работают дети в районе, в дальних деревнях? Чем они занимаются?
— Для них тоже работа есть. Деревенские школьники собирают лекарственное сырье и сдают в аптеку. Вот, например, недавно было очень много ольховой шишки, так ребята столько ее сдали! Года на два вперед аптеки затарили! Сезон сбора лекарственных растений — с весны до осени, поэтому дети могут работать не один месяц.
После таких встреч и разговоров вывод можно было сделать один: работа для детей есть и в таких маленьких районах, как Шимский. Было бы желание у самих ребят и такие организаторы, как Зоя Пахомова.

Главное — желание

Ну а мы отправились дальше — в Старую Руссу, где, казалось бы, и предприятий побольше, и выбор рабочих вакансий шире. Но первое, что мы увидели, приехав в местный Центр занятости населения, — очередь на лестнице из тех, кто мечтает получить работу. Своего приема у специалистов в надежде устроиться на постоянную работу ожидали как люди взрослые, так и молодежь. Тем не менее, как показала встреча с руководителем службы занятости Анатолием МИТРОФАНОВЫМ, и для школьников на местном небогатом рынке труда нашлась своя ниша, хотя Анатолий Иванович в разговоре с корреспондентами не скрывал и проблем:
— С детьми мы начали работать еще в 1994 году, помню, первых четырех подростков тогда трудоустроили. А потом пошли набирать обороты, сумели сагитировать работодателей.  Хочу отметить один немаловажный момент, парадоксальный, сказал бы я: нам всегда шли установки в первую очередь трудоустраивать детей из мало-
обеспеченных семей, особенно из таких, где оба родителя безработные. Списки таких детей всегда на столе, так как мы сотрудничаем и с комиссией по делам несовершеннолетних, и с комитетом молодежи, и с комитетом образования. Но поверьте, это не пошло: не хотели такие дети работать и сейчас особого рвения не испытывают. Как ни странно.
Рекордным годом для Старорусского района в плане трудоустройства школьников был 2004-й, когда рабочие места нашли для 494 человек. Сейчас эта цифра гораздо скромнее, несмотря на то, что руководители района практически на всех совещаниях с присутствием руководителей организаций и предприятий призывают брать на работу школьников. Кроме как в упадке производства в районе, когда на многих промышленных предприятиях введен неполный трудовой день и идут сокращения штата, наш собеседник видит причину такого спада и в изменении порядка оплаты детского труда. Если раньше этим полностью занималась служба занятости, то теперь она лишь доплачивает из федеральных и областных средств материальную поддержку из расчета 2245 рублей за полностью отработанный месяц, а минимальная заработная плата ложится на плечи работодателя. И сегодня практически ни одно промышленное предприятие Старой Руссы уже не подает заявки на несовершеннолетних рабочих. Не приглашает их, как раньше, и бывший постоянный партнер — лесхоз. Поэтому в прошлом году временной работой удалось занять лишь 212 детей. В нынешнем году финансирование выделено на 240 детей, но пока что 79 рабочих мест для старшеклассников удалось найти лишь в нескольких школах, в агролицее, в паре-тройке сельских администраций (на благоустройстве территорий), у одного-двух частных предпринимателей и на археологических раскопках, куда мы и отправились, чтобы поговорить с ребятами.

Выкопать себе зарплату

На Пятницком раскопе вовсю кипела работа. Территорию лишь недавно осушили, и подростки то и дело сновали с тяжелыми носилками, поднимая сырую почву наверх. Как пояснила руководитель раскопа Елена ТОРОПОВА, с июля здесь одновременно трудятся 11 старшеклассников из школ и гимназий Старой Руссы:
— Это большая подмога археологам, и я рада сотрудничеству с центром занятости, которое длится уже лет десять. Не скажу, что работать здесь легко, зато подростки на зарплату не жалуются. Да и заняты они по закону лишь четыре часа в сутки, как правило, в утреннее время, когда солнца над раскопом нет. Поэтому  время для отдыха у них остается. Как показывает практика, те, кто заинтересовался историей нашего города,  обязательно постараются прийти сюда и на следующий год.
Во время перерыва нам удалось пообщаться и с девочками — будущими 11-классницами, и с мальчишками, недавними семи- и восьмиклассниками. Кто-то из них пришел сюда впервые, другие успели поработать прошлым летом. «Старожилы» увлеченно рассказывали о прошлых находках, после чего новички начинали еще более пристально всматриваться в темные комочки земли, перетирая их руками. Каждый из них, конечно же, мечтал о своей, особенной находке, которая прольет свет на историю средневекового города и будет выставлена в музее на всеобщее обозрение. Почти все из них признались, что деньги для них — это не главное, хотя и они не помешают. Конечно же, хочется почувствовать себя самостоятельным, купить что-нибудь к новому учебному году, приобрести ноутбук или сделать подарок маме. Но еще интереснее — успеть, пока не окончили школу, докопаться до самого материка и постоять на том самом месте, где ступала нога их далекого предка, первого рушанина.
Перерыв был недолгим, и школьники наравне со студентами и работающими на раскопе волонтерами вновь взялись за перчатки, лопаты и носилки. Мы же постарались проанализировать увиденное в районах. Главное, что стало ясно за этот день: несмотря на трудности и проблемы, работа всегда найдется для тех подростков, кто того искренне хочет. Было бы желание. А напоследок мы решили посмотреть уже в Великом Новгороде, насколько полны желанием поработать в летние каникулы городские школьники и какие возможности у них для этого есть.

Моя родная проходная

Директор ГУ «Центр занятости населения города Великий Новгород» Наталья ЕГЕРЕВА рассказала нам, что и в областном центре картина с трудоустройством подростков схожая:
— Временные места для несовершеннолетних организуются на основании договора между нашим центром и работодателями. Федеральное законодательство предусматривает финансирование временного трудоустройства из Федерального фонда компенсаций в виде субвенции бюджету нашего региона и из областного бюджета. То есть помимо заработной платы центр занятости выплачивает каждому подростку материальную поддержку. А вот работодателям ни финансовая помощь, ни льготы не предусмотрены. Наоборот, создание рабочих мест для несовершеннолетних возлагает на них дополнительную ответственность за создание безопасных условий труда, дополнительную отчетность, а бюджетные организации могут создавать эти места лишь за счет экономии фонда оплаты труда, снижая материальные стимулы основного персонала и увеличивая долю неэффективных расходов. Тем не менее нами проводится большая работа, и центр занятости участвует в разработке и реализации многих местных программ по организации занятости подростков. Наши специалисты тесно сотрудничают с Центром занятости учащейся молодежи НовГУ, с Центром молодежных инициатив «САМ», а также с городской комиссией по делам несовершеннолетних.
Подобные усилия приносят свои результаты. С начала 2010 года в Великом Новгороде на временную работу в период каникул и в свободное от учебы время трудоустроено 294 подростка. По данным на 9 июля, Центром занятости Великого Новгорода заключено 33 договора: с Центром по организации и обеспечению археологических исследований, ОАО «Трансвит», ООО «Макдональдс», школами и детскими садами города.
Корреспонденты «НВ» решили вместе со школьниками перешагнуть заводскую проходную завода «Трансвит» и посмотреть, как они себя чувствуют во взрослом, профессиональном коллективе. Как оказалось, совсем не плохо.
Место, где работали 11 школьников, называлось «вспомогательное производство, участок облоя». Как нам объяснила мастер Светлана КУПРИЯНОВА, облой — это такие заусеницы, которые пинцетом убирают с пластмассовых деталей. Потом детали идут в самые различные цеха и применяются при изготовлении трансформаторов, источников питания и светильников. Работа несложная, но трудоемкая, требующая усидчивости и сноровки. За смену через руки профессионального работника проходят тысячи пластмассовых изделий. Школьники тоже стараются от них не отставать. Во всяком случае мастер ими довольна:
— У нас не хватало этим летом рабочих именно для такой операции, поэтому отправили заявку в Центр занятости. Ребята в первый раз пришли, но мы довольны, они нас просто выручают.
Как выяснилось, возраст юных «трансвитовцев» — от 14 и старше. Кто-то, решив заработать, обратился напрямую в городской Центр занятости, кто-то устроился через Центр молодежных инициатив «САМ». На вопрос, почему выбрали именно завод, дети ответили по-разному: близко к дому, за компанию с подругой, здесь работала бабушка, нет зависимости от погоды, любопытно. Первый заработок тоже будут тратить по-разному: на школьную одежду, развлечения, на поездку к родственникам, поделятся с родителями.
Стрелки приближались к часу дня, рабочая смена для подростков заканчивалась. А мы отправились дальше, еще в одно место, где трудились старшеклассники, 15-летние Даша и Антон, — в детский сад № 36.
Ребят мы застали за покраской детского домика, с краской и кистями в руках. Они признались, что захотелось самостоятельности, узнать, как можно заработать деньги. Как оказалось, это реально, и они теперь чувствуют себя увереннее. Заведующая детским садом Ольга КОРИНЕНКО уже не первый раз приглашает на работу школьников:
— Они заняты на мелких ремонтных работах — что-то покрасить, почистить, мусор убрать. Лето — время строительного бума, и найти кого-то для такой работы нереально, но дети нас выручают. Для ребятишек, из какой бы семьи они ни были, зарплата за неполный рабочий день в четыре с лишним тысячи рублей — неплохие деньги.
Пока мы беседовали, Дашу и Антона со всех сторон облепила любопытная малышня. Было заметно, что и сами подростки не возражали против такой компании. И наверняка все те, кто поработает этим летом, выполняя ответственную работу рядом со взрослыми, стариками или детьми, и сам повзрослеет во многих отношениях. И кто знает, может быть, именно этот, самый первый в жизни трудовой месяц как-то изменит их жизнь.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ,
Юлия АЛЕКСАНДРОВА