Среда, 17 июля 2024

Редакция

Жаропонижающее средство

При высокой температуре воздуха рабочий день может быть сокращён
Вторую неделю территория нашей области находится в зоне действия обширного антициклона, принесшего жару и безветрие. Синоптики утверждают, что такая погода сохранится до конца текущей недели. Но похоже, что и на следующей тоже будет жарко.
Новгородцы, находящиеся в отпусках, проводят дни у водоемов и в тени деревьев. Но что делать работающим гражданам, когда к полудню температура воздуха в офисах, на строительных и производственных площадках переваливает за 30 градусов?
В российском законодательстве предусмотрены нормы рабочего времени как в теплое время года, так и в холодное. По сообщению управления Роспотребнадзора по Новгородской области, условия температурного режима регулируются СанПиН «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», где установлена максимальная и минимальная температура, при которой люди могут свободно исполнять свои обязанности на протяжении рабочего дня.
Согласно санитарным нормам в теплый период года оптимальная температура в офисе должна составлять 22–24 градуса. Максимально допускаемая температура на постоянном рабочем месте не должна быть больше 28 градусов. Повышение столбика термометра (свыше 28) на каждые полградуса существенно сокращает рабочее время. То есть если в офисе 28,5 градусов, сотрудники имеют право уйти с работы на час раньше, если 30 градусов — трудовой день должен быть сокращен до 5 часов. Столбик градусника в кабинете на отметке 32,5 градуса позволяет выходить на работу только на 1 час.
Для работников, которые весь день проводят под палящим солнцем, должны быть по времени увеличены технологические перерывы с возможностью отдыха в прохладных помещениях с душем и питьевой водой.
Соблюдаются ли эти федеральные требования в Новгородской области? Безусловно, есть фирмы и организации, заботящиеся о здоровье своих сотрудников. Руководитель кадровой службы ОАО «Новгородская коммунальная сбытовая компания» Валентина РУДИНА сообщила «НВ», что сокращенный рабочий график утвержден приказом: «Пока мы уменьшили рабочий день на 1 час, но если температура еще повысится, будем и дальше сокращать. Данный приказ действителен не только для головного офиса, но и для подразделений во всех районах».
Но далеко не все работодатели проявляют такую сознательность. В последние дни в редакцию «НВ» часто звонят люди и жалуются на то, что начальники или вообще не хотят сокращать рабочее время, или соглашаются это сделать, но при этом говорят, что тогда и зарплата сотрудников будет сокращена пропорционально неотработанным часам.
В Государственной инспекции по труду Новгородской области нам сообщили, что у них тоже сейчас много звонков по этой же проблеме. Инспектора говорят, что работодатели нарушают санитарные нормы труда, поэтому люди, чьи права ущемлены, должны в первую очередь обращаться с заявлениями в управление Роспотребнадзора, которое обладает всеми полномочиями, чтобы заставить владельцев фирм и компаний выполнять требования российского законодательства.
Вопрос же о возможном уменьшении заработной платы прокомментировала Валентина Рудина:
—   Во время жары согласно требованиям федеральных санитарных норм организации должны установить сокращенный режим работы с сохранением средней заработной платы. Так что обещания меньше платить людям из-за жары — не более чем уловки работодателей, игнорирующих требования российского законодательства.

На вопрос «Согласны ли вы сокращать рабочий день из-за жаркой погоды?» мы попросили ответить представителей предприятий Новгородской области.

Наталья БАРИНСКАЯ, финансовый директор ООО «Бизон»:
— Что касается меня, то я бы людей с удовольствием отпустила, но цикл нашего производства устроен таким образом, что просто не может быть прерван. Так что отпускать сотрудников с работы не в наших силах. Но мы всегда стараемся идти на уступки: если есть возможность, часть людей могут уйти с работы немного раньше или прийти чуть позже.

Леонид МУХОРТОВ, генеральный директор корпорации «Сплав»:
— Я даже не знаю, что на это сказать. По-моему, по данным Всемирной организации здравоохранения, ошпаренного населения Земли по статистике гораздо меньше, чем обмороженных, поэтому я сокращать рабочий день не стану.

Олег ЕВСЕЕВ, директор Новгородского завода металлоизделий «Олевс»:
— Я не считаю, что жара — это катастрофа. Сам же я работаю, согласен, что это не очень комфортно, но не смертельно. Так что никаких поблажек сотрудникам.

Роман ВЛАСОВ, заместитель генерального директора ОАО «Завод «Старорусприбор»:
— Если в помещении есть кондиционеры, наши сотрудники работают как обычно, ну а если нет — они могут уйти с работы раньше окончания рабочего дня.
 
Людмила ДАНИЛКИНА