Среда, 17 июля 2024

Редакция

Стандарты второго рода

{thumbimage 150px 1}Первоклашек будут учить по-новому
В грядущем учебном году школы Новгородской области начнут работать по новому федеральному стандарту начального образования второго поколения. «НВ» решили выяснить, в чём суть нововведения, чем стандарт второго поколения отличается от первого и что он даст учащимся, их родителям и педагогам.
Образование должно отвечать реалиям современности и работать на опережение реформ в стране. Поэтому вопрос о необходимости менять стандарты прошлого поколения, руководствоваться которыми в своей деятельности учителя обязаны, встал давно.
Министерство образования и науки РФ решило начать изменения с младшего звена общеобразовательной школы и в 2009 году предложило на обсуждение педагогической общественности несколько вариантов стандарта начального образования.
По словам председателя областного комитета образования, науки и молодежной политики Владимира АВЕРКИНА, в нашем регионе тоже шло активное обсуждение: из учителей начальных классов была создана комиссия по выработке предложений, которые после длительных споров были обобщены и направлены в Москву. Итогом многомесячного диалога федеральных чиновников и регионов стал приказ Минобрнауки РФ, утвердивший новые подходы и требования к начальному образованию, согласно которому школы уже в этом году могут начинать учить детей младших классов не так, как раньше.
Так что же это за ФГОС такой — федеральный государственный образовательный стандарт?
— Первый стандарт был принят в 2004 году. Основное отличие нынешнего от предыдущего в том, что новый стандарт ориентирован на результат, а не на процесс освоения знаний, как было прежде, — объясняет методист Новгородского регионального центра развития образования Нина ФЕДОРОВА. — Проще говоря, если раньше детально описывались темы, которые школьник должен был усвоить в ходе учебного процесса, то сейчас содержание заданий не прописано, зато четко обозначены требования к результатам, не только предметным, но и, скажем, личностным.
Минобрнауки РФ не настаивает, чтобы именно в этом году повсеместно по стране внедрялись новые требования — регионам дано время подготовиться. Но уже с 1 сентября 2011 года стандарт начального образования второго поколения должен быть принят за основу во всех школах страны. Новгородская область решила форсировать переходный этап и сразу перейти к внедрению.
— Благодаря федеральному комплексному проекту модернизации образования и региональной критериальной оценки деятельности учреждений работа учителей Новгородчины давно уже нацелена не на процесс, а на результат, за который они и получают надбавки к зарплатам, — говорит председатель комитета образования Окуловского района Владимир АРСЕНЬЕВ. — Поэтому особой необходимости готовиться к внедрению нового стандарта нет. Для школ, и маленьких в том числе, этот документ открывает большие возможности. Впервые на федеральном уровне прописаны требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, то есть отныне именно бюджетные средства должны быть заложены на приобретение интерактивных досок, компьютеров, современных наглядных пособий. Кроме того, стандартом предусмотрено 10 часов в неделю на дополнительные  развивающие занятия для детей во второй половине дня, то есть теперь посещение ребятишками кружков и секций в школе будут не родители оплачивать из своего кармана, а областной бюджет.
В региональном комитете образования, науки и молодежной политики сообщили, что из областного бюджета на улучшение материально-технической базы школ, в рамках введения на нашей территории ФГОС, выделено 60 млн. рублей. Деньги уже распределены между районами.
В новом учебном году в школах Новгородчины работать по-новому начнут пока учителя первых классов. По словам Нины Федоровой, все они прошли обучение на предмет составления собственных учебных программ согласно принятым требованиям:
— Дело в том, что учебников, соответствующих новому стандарту, еще нет — только к концу июля авторы должны представить их для федеральной экспертизы, в конце года Минобрнауки РФ обнародует перечень допущенных к применению изданий, и в лучшем случае они будут изданы к 1 сентября 2011 года. Но это не значит, что в 2010—2011 учебном году первоклассники вынуждены будут заниматься без учебников. Все те издания, которые педагоги начальной школы сейчас заказывают под свои программы, вполне подходят и под новый стандарт, педагогам лишь нужно иначе формировать задания, то есть не просто просить найти ответ, а предложить детям решить задачи несколькими способами, выбрать наиболее для них оптимальный вариант решения и попытаться объяснить, почему это было выбрано. Как это сделать, мы на курсах и учили учителей.
Стандарт начального образования — первый в череде новых требований к школьному учебному процессу. На подходе — стандарт среднего (полного) общего образования.

Людмила ДАНИЛКИНА