Среда, 17 июля 2024

Редакция

Условия успеха

{thumbimage 150px 1}Сегодня на Всероссийский слет педагогов отправилась новгородская делегация, в составе которой и победительница национального конкурса «Учитель года»  Ирина ВЕЙКОВА. Накануне отъезда с учителем русского языка и литературы гимназии №?1 Великого Новгорода  встретилась корреспондент «НВ».
 
— Ирина Юрьевна, вы преподаете в школе уже 26 лет. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать профессионал?
— Поскольку я филолог, то могу говорить только об учителях этого направления. Я не считаю литературу научной дисциплиной, это — вид искусства. Поэтому учитель, который хочет привить детям любовь к книгам, должен сам много читать, причем и произведения современных авторов тоже. Должен путешествовать, быть в атмосфере тех мест, где создавались литературные шедевры.
Дети, как никто другой, чувствуют, дает им учитель информацию, вычитанную из различных источников, или делится собственными впечатлениями и мыслями. Что же касается русского языка, то это, безусловно, научная дисциплина, и педагог обязан доступно объяснять учащимся теорию, давая много практических заданий, и предъявлять высокие требования к знанию основ родного языка.
— Согласно официальной статистике Министерства образования и науки, в 2010 году максимальное количество баллов за ЕГЭ по русскому языку в целом по России получили лишь 1364 человека. Почему такой низкий показатель? Мало хороших учителей или причина в чем-то другом? 
— Хороших педагогов много. Что касается низкого образовательного уровня школьников, то тому, на мой взгляд, есть несколько причин. Современные дети не любят читать и, как следствие, не владеют литературным языком и пишут безграмотно. Наша гимназия долгие годы набирала детей с восьмого класса, но несколько лет назад мы открыли и седьмые классы. Когда я в 2009-м пришла на первый урок к семиклассникам и начала спрашивать, какую литературу они предпочитают, к моему ужасу, они назвали лишь «Сумерки» Стефании Майер и комиксы. Вторая причина кроется в общепринятом тестировании. Как мне кажется, вводить его нужно было постепенно не с 11 класса, а с начального звена, чтобы у педагогов имелось время до окончания средней школы научить детей не только тесты писать, но и рассуждать, и анализировать. При сдаче единого государственного экзамена сложность у выпускников вызывает именно та часть, где как раз нужно размышлять и выражать свои мысли, а вот этого-то они и не умеют. Поэтому только очень немногие могут получить 100 баллов. Тестовая же часть экзамена, как правило, не вызывает больших сложностей — задания рассчитаны на средний уровень подготовки, и в массе своей дети с ними справляются, тем более что в течение года у ребят есть возможность порешать демоверсии, которые выставлены в Интернете. Кстати, по сложности они не уступают тем, что предлагаются на ЕГЭ, но вариативность их невелика. Разработчики электронных вариантов ЕГЭ рассчитывают на то, что дети будут в магазинах покупать различные печатные сборники заданий, которых сейчас действительно много. Но, к сожалению, в таких изданиях составители очень часто допускают ошибки: дети выбирают правильный ответ, а авторы — нет. И понятно в таких случаях возмущение ребят: они не понимают, как люди, не владеющие темой, могут учить их и составлять пособия. И я с детьми в этом вопросе солидарна.
— Школьники приспособились к системе тестирования и научились хорошо такие экзамены сдавать, ведь достаточно знать теорию и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ. Но при этом, как отмечают многие родители, ребята выражаются косноязычно и пишут с огромным количеством ошибок. То есть система тестирования отнюдь не демонстрирует реальную картину знаний школьников. Или я ошибаюсь?
— Думаю, что если итоговый экзамен по русскому языку одиннадцатиклассники писали бы в форме диктанта, большинство действительно не справилось бы. В том, что школьники мало читают и пишут, многие винят современные учебные программы. На самом деле сейчас учащиеся изу-
чают намного больше произведений и тем, чем когда-то их родители. Учебный план не исключает диктанты, сочинения, чтение наизусть стихотворений. Мои воспитанники почти каждую неделю учат стихи, принимают участие в различных школьных и городских конкурсах, мы выпускаем свой журнал, целиком состоящий из сочинений и эссе гимназистов. К чему я это говорю? От учителя зависят нагрузка и сложность письменных и устных заданий. Учебный план дает возможность для творческого подхода. Но, к сожалению, не все педагоги эту возможность используют до конца.
— Ребята в седьмом классе отдают предпочтение комиксам, а учебная программа предлагает им для изучения «Капитанскую дочку» Пушкина. Понимают ли они классику? Есть ли программные произведения, которые современные школьники принимают и одобряют?
— Помню, что 15 лет назад восьмиклассники предложили мне устроить диспут по произведению «Мы» Замятина. Сегодняшним школьникам такие книги не понятны. Современное компьютерное поколение спокойно воспринимает произведения, ругающие нашу действительность, но не потому что они согласны с критикой, а им просто кажется,что это не про них. Они искренне полагают, что живут другой жизнью и не совершают тех поступков, о которых написано в книгах. Им интересны герои, непохожие на людей, обладающие сверхспособностями и легко достигающие успеха. Наши подростки тоже стремятся к нему, но при этом далеко не все готовы прилагать усилия для достижения цели.
Что касается классики, то литературные примеры, ассоциации не являются для них уроком нравственности или долга. Вот случай из практики: в классе третируют одного ученика. На литературе мы проходим отрывок из «Братьев Карамазовых» Достоевского о мальчике, которого обижают. Ребята сопереживают ему, жалеют. Когда же я спросила их, мол, зачем же они тогда поступают, как отрицательные герои в книге, придираясь к однокласснику, дети не провели параллели и не поняли, что Достоевский написал и про них тоже. Но при всем этом я убеждена, что классику нужно изучать, потому как многие ребята если не сейчас, то позже, возможно, уже когда у них самих появятся дети, откроют для себя глубину и красоту Тургенева, Толстого, Шолохова. Кстати, лирику Пушкина и «Евгения Онегина» школьники всегда воспринимают хорошо. На ура у старшеклассников идет творчество поэтов Серебряного века. На отдельных современных авторов они обращают внимание, читают, например, Пелевина, Минаева.    
— В федеральной концепции «Наша новая школа», к реализации которой регионы страны уже приступили в 2010 году, есть пункт о том, что в перспективе учителем может быть любой человек, желающий работать с детьми. И не нужно для этого иметь специальное образование, достаточно пройти кратковременные курсы. Согласны ли вы с этим мнением?
— Этот вопрос я задаю всем своим знакомым педагогам. Я очень часто бываю на различных курсах для взрослых людей в качестве учащейся, потому как постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Преподают нам знающие специалисты с большим стажем работы, но заниматься с детьми они не смогут, даже если будут гореть желанием, потому как нужно знать психологию подростков, методику преподавания, инструментарий. Даже я, когда начала учить семиклассников, а до этого долгое время работала только со старшеклассниками, поняла, что свою работу нужно перестраивать, и поначалу было сложно. Так что я убеждена: для того чтобы работать в школе, одного желания недостаточно. Не зря же в нашей стране за сотни лет выработалась своя система подготовки педагогических кадров, проверенная временем и дающая хорошие результаты. И не стоит ее ломать.
— Ирина Юрьевна, ваши учащиеся регулярно принимают участие в общероссийских олимпиадах по русскому языку. Легко ли воспитать победителей?
— Очень сложно, хотя бы потому, что базовых программ для подготовки к олимпиадам не существует, педагоги сами их составляют, разрабатывают собственные методики и по ним работают. Я скажу больше: меня как учителя русского языка не устраивает ни один из имеющихся сейчас в стране учебников по этому предмету. Я готовлюсь к урокам, используя сразу несколько, а задания часто придумываю сама. Но как мне кажется, в последние годы в нашей области выстроилась система подготовки одаренных детей. Центр «София» при региональном институте развития образования собрал лучших преподавателей общеобразовательных учреждений, вузов, которые занимаются с ребятишками по углубленным программам. Я только что окончила курсы по дистанционному обучению. И теперь наши будущие звездочки из всех районов области, а я тоже преподаю в «Софии», будут иметь возможность не только несколько раз в год собираться на очные сессии, как это было прежде, но постоянно через Интернет получать от нас задания, совместно обсуждать решения, обмениваться мнениями.
— В этом году вы сопровождали новгородских школьников на заключительный этап общероссийской олимпиады по русскому языку, который проходил в Орле. Как на фоне других команд выглядела наша?
— Новгородские учащиеся вполне конкурентоспособны и на протяжении нескольких лет показывают хорошие результаты, вот и нынче школьница из Холма стала призером. Хотя одержать победу на заключительном этапе олимпиады очень сложно. В этом году организационные вопросы в Орле помогали решать студенты-филологи. Так вот они признались, что далеко не со всеми заданиями, предложенными школьникам, справились. Об уровне сложности олимпиады говорит хотя бы тот факт, что участники должны понимать старославянский язык.
Впервые в этом году в рамках заключительного этапа олимпиады прошел и конкурс юных ораторов. Детям была предложена для обсуждения тема «Глянцевая культура: за и против». Участники аргументированно отстаивали свои позиции. Большинство все же решили, что «глянец» отвлекает от реалий жизни и от настоящих культурных ценностей. Однако дети признали: вообще исключить яркие издания из нашей жизни нельзя. По их мнению, чтобы у молодежи возник интерес к серьезным научно-популярным изданиям, нужно в оформлении таких, скажем, журналов, как «Вокруг света» или «Литература», использовать наработки глянцевых изданий. Они от этого только выиграют, не потеряв содержательной глубины.

Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)