Детей с дефектами речи становится больше
Ежегодно специалисты районных центров психолого-медико-социального сопровождения проверяют уровень речевого развития ребятишек пяти лет. В исследовании 2010 года приняли участие 2150 детей из 209 дошкольных образовательных учреждений области.
— Результаты не радуют, — говорит директор областного центра Светлана ЕЛАГИНА. — 17% обследованных малышей имеют фонетические проблемы, то есть дети неправильно произносят звуки. Такие дефекты легко корректируются, и за полгода в условиях детского сада речь таких ребятишек можно исправить. 22% детей имеют фонетические проблемы плюс неправильно составляют слова. Если в дошкольном возрасте этот дефект не устранить, то позже обязательно возникнут сложности с овладением письменной речью. Но больше всего обследованных детей — 42% — имеют общее недоразвитие речи, то есть комплекс проблем: неправильно произносят звуки, строят предложения, не понимают смысла фраз и многое другое. Такие ребятишки должны посещать речевые группы или специализированные детские сады, где логопеды будут заниматься с ними ежедневно на протяжении четырех часов. Если говорить об уровне логопедической работы на местах, то высокие результаты показывают дошкольные учреждения Батецкого, Крестецкого, Пестовского районов и Великого Новгорода, хуже всего обстоят дела в Парфинском, Поддорском и Хвойнинском районах.
В настоящее время в нашей области принят норматив обеспеченности логопедами — одна ставка на 135 детей от трех до семи лет. И в крупных дошкольных образовательных учреждениях во всех районах логопеды работают.
— Если детский сад небольшой, то там речевого специалиста может и не быть, — поясняет Елагина. — В этом случае советуем родителям обратиться за консультацией в районный центр психолого-медико-социального сопровождения. Если у ребенка выявятся осложненные дефекты речи, то с ним будут заниматься специалисты центра, если же нет, то сотрудники этого учреждения помогут родителям записать малыша на занятия к логопеду в другом дошкольном учреждении. Речевые специалисты во всех детских садах региона работают с ребятишками бесплатно.
Специалисты утверждают, что если в дошкольном возрасте, когда формируются общие речевые навыки, не исправить детям дефекты, в школе это будет сделать практически невозможно, и проблемы с русским языком и чтением станут неотъемлемой составляющей образовательного процесса.
Что должно послужить для мам и пап поводом для беспокойства? Если малыш начинает поздно говорить отдельные слова, полные фразы, картавить, «глотать звуки», путать смысл слов. Проконсультироваться с логопедом можно, как только ребенок начинает говорить. Нужно это еще и для того, чтобы дефектолог определил причину речевых отклонений — возможно, это психологические проблемы, например, испуг в раннем возрасте, возможно — стоматологические (неправильный прикус) или нескоординированность вестибулярного аппарата со слуховой и зрительной способностями. Все эти причины устраняются, главное — как можно раньше их обнаружить, тогда дети начнут говорить правильно.
— Результаты не радуют, — говорит директор областного центра Светлана ЕЛАГИНА. — 17% обследованных малышей имеют фонетические проблемы, то есть дети неправильно произносят звуки. Такие дефекты легко корректируются, и за полгода в условиях детского сада речь таких ребятишек можно исправить. 22% детей имеют фонетические проблемы плюс неправильно составляют слова. Если в дошкольном возрасте этот дефект не устранить, то позже обязательно возникнут сложности с овладением письменной речью. Но больше всего обследованных детей — 42% — имеют общее недоразвитие речи, то есть комплекс проблем: неправильно произносят звуки, строят предложения, не понимают смысла фраз и многое другое. Такие ребятишки должны посещать речевые группы или специализированные детские сады, где логопеды будут заниматься с ними ежедневно на протяжении четырех часов. Если говорить об уровне логопедической работы на местах, то высокие результаты показывают дошкольные учреждения Батецкого, Крестецкого, Пестовского районов и Великого Новгорода, хуже всего обстоят дела в Парфинском, Поддорском и Хвойнинском районах.
В настоящее время в нашей области принят норматив обеспеченности логопедами — одна ставка на 135 детей от трех до семи лет. И в крупных дошкольных образовательных учреждениях во всех районах логопеды работают.
— Если детский сад небольшой, то там речевого специалиста может и не быть, — поясняет Елагина. — В этом случае советуем родителям обратиться за консультацией в районный центр психолого-медико-социального сопровождения. Если у ребенка выявятся осложненные дефекты речи, то с ним будут заниматься специалисты центра, если же нет, то сотрудники этого учреждения помогут родителям записать малыша на занятия к логопеду в другом дошкольном учреждении. Речевые специалисты во всех детских садах региона работают с ребятишками бесплатно.
Специалисты утверждают, что если в дошкольном возрасте, когда формируются общие речевые навыки, не исправить детям дефекты, в школе это будет сделать практически невозможно, и проблемы с русским языком и чтением станут неотъемлемой составляющей образовательного процесса.
Что должно послужить для мам и пап поводом для беспокойства? Если малыш начинает поздно говорить отдельные слова, полные фразы, картавить, «глотать звуки», путать смысл слов. Проконсультироваться с логопедом можно, как только ребенок начинает говорить. Нужно это еще и для того, чтобы дефектолог определил причину речевых отклонений — возможно, это психологические проблемы, например, испуг в раннем возрасте, возможно — стоматологические (неправильный прикус) или нескоординированность вестибулярного аппарата со слуховой и зрительной способностями. Все эти причины устраняются, главное — как можно раньше их обнаружить, тогда дети начнут говорить правильно.
Людмила ДАНИЛКИНА