{thumbimage 150px 1}услышал корреспондент «НВ» на консультативном совете при губернаторе Новгородской области
Долгие дебаты и разговоры были ожидаемы, так как тема встречи, прошедшей в малом зале Новгородской областной филармонии, касалась взаимодействия управляющих компаний и собственников жилья. Как отметил губернатор Сергей МИТИН, вопрос это сравнительно новый и очень сложный.
И, судя по растущему числу жалоб владельцев квартир во всевозможные инстанции, требующий немедленного вмешательства как чиновников, так и общественности.
И, судя по растущему числу жалоб владельцев квартир во всевозможные инстанции, требующий немедленного вмешательства как чиновников, так и общественности.
Рынок — новый, проблемы — старые
Председатель комитета по ЖКХ и ТЭК Новгородской области Ирина НИКОЛАЕВА обрисовала общую картину рынка управления многоквартирными домами (МД), который сложился у нас в области. По данным комитета, сегодня он представлен 94 управляющими компаниями различных форм собственности: в Великом Новгороде работает 91 частная управляющая организация, а в Демянском, Маревском, Поддорском и Холмском районах реализуется непосредственный способ управления. Причем число товариществ собственников жилья и управляющих компаний неуклонно растет.
Ирина Николаева напомнила, что независимо от способа управления общее имущество дома должно находиться в состоянии, обеспечивающем: благоприятные и безопасные условия его эксплуатации, надлежащее содержание дома и земельного участка, на котором он расположен, своевременный ремонт общего имущества и предоставление коммунальных услуг всем проживающим. Что для этого должны предпринять те, кто взял на себя управление многоквартирным домом? Прежде всего — обследовать общее имущество, затем определить необходимый перечень услуг и работ по содержанию и ремонту, их стоимость и исполнителей. А что у нас происходит на деле? Судя по реакции собственников, они не получают в полной мере того результата, ожидаемого при выборе управляющей компании, которая, как правило, оправдывается высоким износом конструкций и инженерного оборудования дома, а также нежеланием собственников участвовать в капитальном ремонте.
Однако если посмотреть на те жалобы, которые в прошлом году поступили в Государственную жилищную инспекцию по Новгородской области, можно увидеть, что и сами управляющие компании не особенно пытались что-то изменить в лучшую сторону. Из зафиксированных в инспекции 1572-х нарушений правил и норм технической эксплуатации жилого фонда 80% приходится на долю управляющих организаций. Это несвоевременный ремонт инженерных сетей и конструкций, плохое санитарное содержание территорий либо некачественное выполнение работ. По данным инспекции, 86,6% жалоб были устранены в предписанные контролирующим органом сроки, а значит, были обоснованными. Ничто не мешает управляющим компаниям и не требует больших финансовых затрат убрать паутину, вымыть подъезды, организовать проведение осмотров и ремонтов в удобное для граждан время, да и просто быть вежливыми.
Председатель областного комитета по ЖКХ призвала и самих собственников более активно участвовать в управлении домами и стимулировать создание ТСЖ. На что получила множество реплик от членов консультативного совета:
— О каком управлении идет речь, если мне как собственнику жилья управляющая компания отказывается предоставить любую информацию! Ни об изменениях квартплаты, ни о планах на ремонт!
— Вы что, не знаете, как сложно отказаться от управляющей компании и организовать ТСЖ?! Приходится обращаться в суд! Где оно, стимулирование ТСЖ?!
Чем мы хуже Пскова?
Но еще более бурная реакция присутствующих последовала после того, как им показали слайд с таблицей среднего тарифа за содержание и ремонт муниципального жилья. По данным органов статистики, на начало года в области он составил 17,79 рубля за квадратный метр, в Великом Новгороде — 20,33 рубля. Это самая высокая цена по СЗФО, в два раза выше, чем, к примеру, у наших соседей в Пскове.
На вопросы губернатора, почему это так и чем мы отличаемся от других регионов, чиновники попытались оправдаться: причина-де — устаревшее лифтовое хозяйство и требующие ремонта кровли. Якобы тарифы временно выросли из-за того, что собственники жилья сами проголосовали за то, чтобы выплачивать большие средства на капитальный ремонт своих домов. Еще одной причиной было названо и то, что большая часть новгородских управляющих компаний — это изменившие правовую форму муниципальные жилищные предприятия, в которых по старинке работают те же самые люди, не понимающие, что они обязаны зарабатывать и что потребитель имеет право диктовать условия и контролировать их исполнение. Если на первую часть ответа губернатор здраво возразил, что и в других областях, и в том же Пскове, жилой фонд ничем от нашего не отличается, то с последним замечанием согласились все члены консультативного совета, внеся свои дополнения в список причин:
— Всё потому, что у нас нет конкуренции ни среди управляющих компаний, ни среди тех, чьими услугами приходится пользоваться!
— К тому же в городе создали несколько крупных компаний, интересы которых лоббируют и городская администрация, и депутаты!
— Большинство собственников жилья не давали согласия на увеличение тарифов! Это инициатива самих управленцев.
— И «Спецавтохозяйство», и «Теплоэнерго» — монополисты в области предоставляемых услуг. Откуда взяться конкуренции? И что будет, когда они станут частными организациями? Какие заломят цены?
— Большинство управляющих компаний сами занимаются предоставлением услуг населению и сами себя контролируют.
Вопрос контроля за работой управляющих компаний и стал следующим в работе совета.
Доверяй, но проверяй
Председатель комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации Великого Новгорода Марина БЕЛОВА в своем выступлении признала, что вместе с числом жалоб граждан на услуги ЖКХ растет и желание, чтобы был строгий контроль за работой управляющих компаний. Существующее законодательство такой контроль возлагает на самих собственников жилья, которые должны заключать со своей компанией договор, в котором будет обозначен перечень необходимых работ по текущему содержанию дома. Это позволит им при необходимости обращаться в судебные инстанции. Губернатор Сергей Митин напомнил, что у нас в области есть и такой контролирующий орган, как жилищная инспекция, к тому же не следует бездействовать и ждать, пока будет принят Федеральный закон «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме», а действовать самим:
— Мы собрались здесь, чтобы выработать конкретные решения, чтобы помочь и управляющим компаниям, и собственникам жилья. Почему бы, пока нет закона федерального, не выпустить городской или областной закон, в котором будет прописана «матрица» — те нормы, по которым будут обязаны работать все УК.
Надо сказать, что городской комитет по управлению ЖКХ уже предпринял немало попыток хоть как-то контролировать управляющие организации. Как рассказала Марина Белова, члены комитета присутствуют на общих собраниях жильцов, направляют своих представителей в комиссии по отбору управляющих организаций для проведения капремонта домов, а затем контролируют его. А недавно в комитете была разработана примерная форма отчета управляющей организации о выполнении договора управления. Надо сказать, что сами компании пошли на это и такие отчеты предоставили. По мнению специалистов, может быть применена еще одна форма контроля — добровольная аккредитация управляющих компаний, что уже применяется в некоторых регионах РФ. Но главное: и у нас в области есть положительные примеры того, как можно управлять и хозяйствовать по-новому. Так, ООО «Управляющая компания Парфинского района» смогло установить полный контакт с собственниками жилья и вовлечь их в планирование ремонтов, оценку результатов проведенных работ, в процесс формирование тарифов и прочее. Отсюда — впечатляющие результаты и доверие жителей многоквартирных домов.
Подводя итоги работы консультативного совета, губернатор Сергей Митин определил основные направления, по которым предстоит работать:
—Необходимо разобраться с теми цифрами, которые нам всем сегодня предоставили. Имею в виду тарифы на содержание и ремонт жилья. Нет нужды создавать новые контролирующие структуры, у нас в области есть комитеты по ЖКХ, жилищная комиссия, заместители губернатора — пусть они и работают! Необходимо подключить юристов и разработать форму договора собственника жилья с управляющей компанией. Несмотря на ее рекомендательный характер, она и станет той матрицей, по которой будут работать управляющие компании. Причем деятельность всех УК должна быть абсолютно прозрачной, мы непременно создадим рейтинг компаний и предложим им пройти добровольную аккредитацию — пусть все знают, где хорошая, а где плохая! Конечно же, необходимо вести методологическую работу, обучая и руководителей компаний, и старших по дому. И последнее — борьба с должниками по оплате за услуги ЖКХ и создание филиалов управляющих компаний в районах области. Мы должны научиться быть грамотными хозяевами своего жилья, за нас этого не сделает никто!
Средний тариф за содержание и ремонт муниципального жилищного фонда на 1 января 2010 года
Великий Новгород — 20,33 руб./м2
(среднеобластной — 17,79 руб./м2)
Псков — 10,37 руб./м2
Калининград — 13,25 руб./м2
Санкт-Петербург — 15,08 руб./м2
Петрозаводск — 15,54 руб./м2
Архангельск — 14,72 руб./м2
Вологда — 16,70 руб./м2
По данным Новгородстата
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)