{thumbimage 150px 1}Когда я узнала, что в Валдае есть человек, который мастерит луки и стрелы по старинным технологиям, то подумала, что, наверное, это мужчина довольно преклонных лет, коренной житель этих мест… На самом деле все оказалось не так. Вадим СУВОРОВ с супругой переехали в деревню Ключи Валдайского района в 2007 году из Подмосковья. Сменить городскую суету на деревенскую тишь Вадим и Валентина мечтали давно и потому не отказались от предложения поработать подальше от столицы.
Попало в цель
Увлечению Вадима изготовлением и стрельбой из традиционного лука больше 10 лет. Все началось в 1998 году случайным знакомством с лучных дел мастером Вадимом Мунасыповым на московской ремесленной выставке — Измайловском вернисаже. Тогда в доме Суворовых появился первый лук — ясеневый, изготовленный этим мастером.
— Когда я взял в руки традиционный лук, меня, что называется, «зацепило», — говорит Вадим. — Кроме того, мы с женой увлеклись исторической реконструкцией, начали ездить на фестивали. Это потребовало снаряжения, которое соответствовало бы историческим аналогам. И мне захотелось сделать его самому, и именно так, как делали предки.
Я остановился на изготовлении простых цельнодеревянных луков, так как именно они наиболее массово использовались в Европе и на Руси. Это незамысловатое с виду изделие при стрельбе дает человеку ощущение единения с оружием, несравнимое больше ни с чем.
В Новый год, на растущую луну
Выбор сырья для лука зависит от многих факторов — места произрастания, времени года и, конечно, породы дерева. Если брать нашу область, лучше всего использовать древесину ясеня, также годятся клен, береза, орешник, вяз.
— А почему именно ясень?
— В ясене оптимальное соотношение прочности и упругости. У лука есть ряд характеристик, в частности, сила натяжения и резкость выброса стрелы. Так вот, физические свойства древесины ясеня лучше всего подходят для нашего климата, — поясняет Вадим. — Я много лет занимался вопросами подбора древесины для лука. Во-первых, ее нужно заготавливать вовремя: поздней осенью, после окончания сокодвижения, или зимой — после первых сильных морозов. В это время в древесине меньше всего воды. Растущая или убывающая луна в момент заготовки древесины — тоже немаловажно. Ствол для лука лучше брать в первую неделю после новолуния в декабре, ветку – перед ноябрьским новолунием. Что удивительно, всегда хороша древесина, срезанная 31 декабря, в канун Нового года. Я не раз в этом убеждался и часто делаю вылазки в лес буквально за час-другой до боя курантов.
По мнению мастера, лучше всего рубить дерево, которое растет на высоком месте; подходят склоны оврагов, потому что там древесина в меньшей степени напитывается влагой в процессе роста. В чащу лезть не нужно — на открытых местах дерево получает много света и от этого становится прочнее. Нужно обратить внимание на его прямизну, расположение сучков. Потому что каждый сучок — это потенциальное место для излома.
Не очищенный от коры ствол приносят домой, торцы закрываются воском, битумом или краской. Дерево сушится в том же положении, как и росло, от 6 месяцев до года, в помещении с постоянной температурой и влажностью не менее 50 процентов.
По «животу» топором и стругом
Наружная часть лука называется «спинка», внутренняя — «живот». Со спинки лука снимается только кора, мастер работает с «животом». Основные инструменты мастера-лучника средневековья — топор, пила, нож, струг и скобель. Их-то и использует Вадим. Топор — точная копия плотницкого топора X века, с особой формой лезвия и заточкой. Им затесывают заготовку лука «вчерне», с припусками. Следующий этап — работа стругом, самый ответственный и длительный. Лук зажимается в тиски, и древесина остругивается до рабочих характеристик. Пилой и ножом делаются вырезы под тетиву на концах лука. В финале — тонкий и деликатный этап: доводка. Вадим берет в руки скобель — стальную пластину, кромочка которой сделана прямой, и выглаживает лук. Эта пластина выполняет функции наждачной бумаги.
Гарантия качества лука — защита древесины. Чтобы оружие было эластичным, имело водозащитные свойства, его покрывают маслами — в основном используется оливковое или льняное. Масло наносится в несколько слоев, по горячему, каждому слою дают полностью впитаться. И под занавес проводят вощение и полировку суконкой.
Шёлкова тетивушка
Если лук делается с соблюдением старинной техники, то и тетива на нем должна быть уж точно не из лески. Натуральные тетивы делались мастерами из шелка, льна, конопли, сыромятной кожи, сухожилий. Например, сырой грубый шелк после скручивания кидали в расплавленный воск. Он пропитывался и становился влагонепроницаемым.
Рассказал Вадим и о собственной разработке тетивы:
— Я делаю тетиву из бараньих кишок. Это процесс трудный, длительный, но он себя оправдывает. Получается очень прочная, абсолютно влагонепроницаемая тетива, которая превосходно работает. Нужно кишки промыть, обезжирить, нарезать на узкие полоски. Их специальным образом обрабатываю и подвешиваю сушиться. В процессе сушки они растягиваются и скручиваются, в результате получаются очень тонкие веревочки толщиной примерно один миллиметр, которые и свиваются в тетиву.
Стрелочка калёная
Да натягивал Илеюшка тугой лук,
Накладывал стрелочку каленую,
Да стрелял он ведь стрелку в сыру землю,
Рвала стрела землю в косу сажень.
В древнерусских текстах довольно часто встречается такое словосочетание, как «каленая стрела». Есть несколько версий происхождения этого термина. Может быть, так стали говорить, потому что на стреле был закаленный наконечник. Может, потому что сама стрела обжигалась (закалялась) на огне для повышения прочности. И наконец: стрелы кололи из березовых или сосновых чурочек. Первая версия, пожалуй, наиболее правдоподобна.
— Очень хорошие стрелы для охоты получаются из рогоза, который в народе часто ошибочно называют камышом, из него же вяжутся и прекрасные мишени для тренировок, — делится секретами Суворов. — Я в основном использую ивовый прут и прямослойную сосну. Можно использовать также березу, ель, орешник, топинамбур, полынь, чернобыльник. Стрелы тоже специально обрабатывали. Я использую смесь воска, скипидара и сосновой канифоли — это защищает стрелу, придает хорошие свойства по скольжению. Этот состав могли использовать и наши предки. Также стрелы могли вощить и могли обрабатывать льняным маслом по горячему.
Очень интересно оперение стрел. Лучшими считались перья хищников — орла, сокола, ястреба. Лебединые ценились за стойкость к истиранию и хорошие полетные свойства, массово использовалось гусиное перо. Если рассматривать некоторые ритуальные свойства добычи пера, то считалось, что в стрелах нужно использовать только перья птиц, добытых охотником самостоятельно. Кроме этого, перо брали с еще не остывшей птицы, а с холодной уже не использовали.
— От оперения зависит стабильность полета и скорость: чем шире оперение, тем больше торможение, если оно узкое — стрела летит быстрее, но при этом стабильность полета меньше. Стрельники, а именно так называли умельцев, мастерящих стрелы, умели искать компромисс — на стреле обычно ставилось 3—4 пера средней длины (четыре-шесть пальцев), — говорит Суворов.
В старину на стрелах, как правило, использовали кованые железные наконечники. В бою применялись бронебойные наконечники для пробития доспехов, а также срезни — широкие наконечники, которые могли вызвать большую кровопотерю, а то и отсечь руку.
Вадим показал мне и подарочные стрелы с ястребиными и глухариными перьями и наконечниками из кремния, турьего рога IX века и бивня мамонта. Эти материалы фактически делают стрелы уникальными.
Прыжок в прошлое возможен
— Мне приходилось неоднократно учить людей стрелять из лука, мастерить луки и стрелы, — сказал в заключение мастер. — Когда делишься знаниями и находишь отклик, видишь живой интерес — это лучшая награда за труды.
И ещё. Господин Великий Новгород — город уникальный, он подарил всем нам изумительные по красоте и содержанию археологические находки. В их числе — простые и сложносоставные луки IX—XIII веков, стрелы. Скажу с радостью, что в последнее время растет интерес к прошлому нашей Родины, многие занимаются исторической реконструкцией, возрождают ремесла. Одна из причин моего переезда на Валдай — огромное желание внести свой вклад в копилку исторического наследия России. Теперь это желание осуществляется. В деревне Едно Валдайского района компания «Экопарк «Валдайский»», в которой я работаю, создает при базе отдыха «Приют охотника» агроэкологический туристический комплекс. Уже этим летом там можно посмотреть молочную ферму, пообщаться с разнообразной живностью, от лошадей и коров до перепелок и пернатых хищников, пройтись бодрящими высотными маршрутами веревочного парка.
Одна из составляющих проекта — два тира, стилизованных под старину. В одном можно пострелять из луков (том числе и реконструкционных) по подвижным и стационарным мишеням, во втором — пометать копья, топоры, ножи. Кроме того, для стрелков из лука будет и лесная тропа с объемными мишенями животных. А дальше… Идей много, идей свежих и интересных для всех.
Елена УСКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)