В нашем регионе реализуются программы развития способностей детей с ограниченными возможностями
Хоть наша страна и подписала международную Конвенцию о правах инвалидов, обязывающую государство создать для людей с ограниченными возможностями универсальную среду жизнедеятельности, но в этом направлении сделано еще не очень много. По-прежнему большинство детей-инвалидов Новгородской области вынуждены обучаться на дому, а не в обычных общеобразовательных школах, лишены возможности развивать свои способности в клубах и кружках, а их родители часто не знают, с кем проконсультироваться по вопросам воспитания, обучения, возрастных и психологических изменений их ребятишек.
«НВ» решили выяснить, есть ли в нашей области организации, оказывающие такие услуги. Как выяснилось, есть.
— Во всех районах действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, одной из основных обязанностей которых как раз и является помощь детям с ограниченными возможностями, — говорит директор областного центра Светлана ЕЛАГИНА. — Наши специалисты работают с ребятишками с младенческого возраста и до окончания школы. Все услуги бесплатны.
Так, в центре Великого Новгорода, на Большой Конюшенной, 7, специалисты отдела развития ребенка проводят занятия в игровой комнате, причем и родители тоже являются активными их участниками.
— В первые месяцы жизни мамам и папам сложно понять, хорошо ли ребенок слышит и видит, что впоследствии может привести к серьезным проблемам. У нас же есть методики, позволяющие определить это. Есть и программы по развитию способностей таких ребятишек с учетом их особенностей, — объясняет руководитель отдела Нона АЛЕКСЕЕВА.
В зале двигательной коррекции центра, где есть масса ярких тренажеров для индивидуальных и групповых занятий, особой популярностью у ребятишек пользуются батуты и «пифагоровы штаны» — равные, прямо как в теореме, во все стороны, и при этом подвешенные на высоте. Задача ребенка — залезть в них. Для этого нужно подтянуться, и потом, регулируя веревки, себя можно поднимать и опускать, что и моторику развивает и мышцы тренирует, и учит правильно ориентироваться в пространстве.
Реализуются в центрах различные программы. Например, «Учись творчески мыслить», когда в группе дети учатся импровизировать, анализировать и искать различные варианты развития одного и того же события. Есть программа «Одаренный ребенок», помогающая учащимся начальной школы проявить свои способности.
Центры психолого-медико-социального сопровождения помогают родителям оценить уровень развития детей — если есть необходимость, с детьми-инвалидами будут заниматься дефектологи, логопеды и психологи, в том числе и на дому. Разработаны программы помощи при конфликтах между детьми и родителями и курсы повышения мотивации к учебе. Работа в обязательном порядке ведется как с ребятами, так и с их мамами и папами.
Сейчас начались каникулы, и у родителей есть время проанализировать имеющиеся проблемы. Всё лето центры психолого-медико-социального сопровождения районов будут вести консультативные приемы, чтобы помочь семьям, имеющим ребятишек с ограниченными возможностями, определиться с проблемами коррекционного, обучающего или межличностного характера с тем, чтобы уже в новом учебном году начать решать их совместными усилиями. Вопросы по работе районных учреждений и об их услугах для детей-инвалидов можно задать по ТЕЛЕФОНАМ регионального центра в Великом Новгороде: 77-22-80, 77-32-50.
«НВ» решили выяснить, есть ли в нашей области организации, оказывающие такие услуги. Как выяснилось, есть.
— Во всех районах действуют центры психолого-медико-социального сопровождения, одной из основных обязанностей которых как раз и является помощь детям с ограниченными возможностями, — говорит директор областного центра Светлана ЕЛАГИНА. — Наши специалисты работают с ребятишками с младенческого возраста и до окончания школы. Все услуги бесплатны.
Так, в центре Великого Новгорода, на Большой Конюшенной, 7, специалисты отдела развития ребенка проводят занятия в игровой комнате, причем и родители тоже являются активными их участниками.
— В первые месяцы жизни мамам и папам сложно понять, хорошо ли ребенок слышит и видит, что впоследствии может привести к серьезным проблемам. У нас же есть методики, позволяющие определить это. Есть и программы по развитию способностей таких ребятишек с учетом их особенностей, — объясняет руководитель отдела Нона АЛЕКСЕЕВА.
В зале двигательной коррекции центра, где есть масса ярких тренажеров для индивидуальных и групповых занятий, особой популярностью у ребятишек пользуются батуты и «пифагоровы штаны» — равные, прямо как в теореме, во все стороны, и при этом подвешенные на высоте. Задача ребенка — залезть в них. Для этого нужно подтянуться, и потом, регулируя веревки, себя можно поднимать и опускать, что и моторику развивает и мышцы тренирует, и учит правильно ориентироваться в пространстве.
Реализуются в центрах различные программы. Например, «Учись творчески мыслить», когда в группе дети учатся импровизировать, анализировать и искать различные варианты развития одного и того же события. Есть программа «Одаренный ребенок», помогающая учащимся начальной школы проявить свои способности.
Центры психолого-медико-социального сопровождения помогают родителям оценить уровень развития детей — если есть необходимость, с детьми-инвалидами будут заниматься дефектологи, логопеды и психологи, в том числе и на дому. Разработаны программы помощи при конфликтах между детьми и родителями и курсы повышения мотивации к учебе. Работа в обязательном порядке ведется как с ребятами, так и с их мамами и папами.
Сейчас начались каникулы, и у родителей есть время проанализировать имеющиеся проблемы. Всё лето центры психолого-медико-социального сопровождения районов будут вести консультативные приемы, чтобы помочь семьям, имеющим ребятишек с ограниченными возможностями, определиться с проблемами коррекционного, обучающего или межличностного характера с тем, чтобы уже в новом учебном году начать решать их совместными усилиями. Вопросы по работе районных учреждений и об их услугах для детей-инвалидов можно задать по ТЕЛЕФОНАМ регионального центра в Великом Новгороде: 77-22-80, 77-32-50.
Людмила ДАНИЛКИНА