Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Сфера, которая касается каждого

{thumbimage 150px 1}Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из тех сфер, где накопилось множество проблем и где жизненно необходима модернизация.
Качество коммунальных услуг, уровень нормативов и тарифов, обоснованность их роста — вопросы, которые касаются каждого гражданина России. Сегодня «НВ» публикуют интервью председателя Государственной Думы РФ Бориса ГРЫЗЛОВА по этой проблеме:
— Статистика показывает, что оплата услуг ЖКХ является одной из самых затратных статей в бюджете российских семей (больше тратится только на питание), и эта доля растет. Если в конце 2008 года в структуре расходов российских домохозяйств услуги ЖКХ занимали 9,3%, то в конце 2009 года — уже 10,1%.

Особое значение ЖКХ имеет и для российской экономики. Это огромный рынок: годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн. рублей, или примерно 3% ВВП. И модернизация ЖКХ — задача действительно общенационального масштаба.
 
По результатам мониторинга

Но для граждан, безусловно, важнее вопросы, с которыми они сталкиваются каждый день или по крайней мере каждый месяц, — это качество услуг и суммы в платежках. Только за первый месяц текущего года при общем индексе потребительских цен в 101,6% (по отношению к декабрю 2009 года) индекс цен на жилищно-коммунальные услуги составил более 110%. А были примеры, когда люди получили квитанции, в которых квартплата выросла вдвое! Проведенный мониторинг показал, что не все причины повышения тарифов можно назвать объективными и разумными.
6 марта я провел селекторное совещание в рамках Ассамблеи российских законодателей. Мы приняли решение создать депутатскую комиссию, которая сейчас работает с конкретными регионами, выявляя случаи необоснованного повышения тарифов и предлагая рекомендации по их снижению.
В целом по стране, по результатам нашего мониторинга, мы увидели, что одна из проблем заключается в том, что сейчас нормативы потребления коммунальных услуг — за исключением нормативов по электроснабжению и газоснабжению — утверждаются органами местного самоуправления. И именно в этих нормативах наблюдается наиболее серьезное расхождение между разными регионами и даже между разными городами в пределах одного региона. И это расхождение существенно: наверное, 300 литров воды на человека в сутки — это, мягко говоря, несколько завышенный норматив.
Поэтому, во-первых, я призываю всех устанавливать индивидуальные счетчики. Во-вторых, депутаты фракции «Единая Россия» уже внесли законопроект, которым предлагается передать полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации. По предложению председателя Правительства России Владимира Путина депутаты парламентского большинства в Госдуме прорабатывают и другие законодательные решения. В том числе об обеспечении информационной открытости и прозрачности управляющих многоквартирными домами организаций, о мониторинге платежей граждан за услуги ЖКХ. В целом нужен пакет законов, направленных на модернизацию ЖКХ. И некоторые из них уже проходят в парламенте процедуру обсуждения и принятия.

Пакет законов


4 июня был принят в первом чтении законопроект, который вносит поправки в Жилищный кодекс, возвращающие Правительству России ряд полномочий по принятию подзаконных актов в жилищной сфере. В свое время — с 1 января 2009 года — целый ряд таких полномочий был передан Минрегионразвитию. Это и установление правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и утверждение типовых договоров найма жилого помещения, и определение порядка перерасчета платежей за отдельные виды коммунальных услуг, и так далее. Однако практика показала, что целесообразно повысить уровень принятия решений и контроля и вернуть соответствующие полномочия правительству.
4-го  же июня во втором чтении принят другой внесенный депутатами законопроект, корректирующий законодательство о концессиях в коммунальном комплексе. Мы считаем, что концессионные соглашения — серьезный инвестиционный инструмент для сферы ЖКХ. Принимаемые нами поправки упрощают процедуру их заключения в случае, если объектами являются системы коммунальной инфраструктуры.
Например, действующие сейчас требования к заключению концессионных соглашений устанавливают, что их объектом может быть только недвижимое имущество. Для «коммуналки», с ее технологически сложными системами, такая норма создает определенные препятствия. Мы исправляем эту ситуацию — не только недвижимое, но и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, сможет быть его объектом.
Чтобы предотвратить возможные «игры» со стороны концессионеров на завышение тарифов, этим же законопроектом прописывается необходимость указать обязательства по привлечению инвестиций в течение всего срока действия концессионного соглашения, а также предусматривается ряд других мер, которые будут способствовать прозрачности установления тарифов на услуги, предоставляемые в рамках концессии.
Вообще, примеры необоснованного роста тарифов — лишь отражение общей ситуации в ЖКХ. А ее характеризуют монополизм и низкая энергоэффективность. Многое зависит от того, как выстроены отношения поставщиков услуг с жильцами, с товариществами собственников жилья. Поэтому мы реализуем проект «Управдом», ориентированный на подготовку профессиональных представителей интересов жильцов. Там, где такие представители начинают работать, тарифы ЖКХ снижаются на 25–30%, и монополисты вынуждены внедрять новые технологии энергосбережения для снижения себестоимости оказываемых услуг.
Именно здесь — в энергоэффективности, в борьбе со злоупотреблениями монополий и карманными фирмами чиновников — мы видим магистральное направление преобразований в системе ЖКХ. С этих позиций парламентское большинство и работает над совершенствованием законодательства.

Редакция выражает благодарность управлению по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Государственной Думы РФ за помощь в подготовке материала.