Среда, 27 ноября 2024

Редакция

Льготная карусель

Если вы на неё попали, весело может и не быть, но будет чем заняться
В редакцию позвонила новгородка Валентина Иванова. Женщина сказала, что она — ветеран труда и имеет льготы по оплате за жилье. И раньше она платила за квартиру половину от реальной суммы. Но за апрель пришлось выложить 100%, потому как вступили в силу новые правила предоставления гражданам льгот на оплату услуг ЖКХ.
— Я внимательно в прессе читала все информационные материалы о монетизации льгот за коммунальные услуги, сдала в расчетно-кассовый центр все необходимые документы для начисления денежной компенсации и надеялась, что в апреле получу обещанные деньги, — пояснила собеседница. — Но этого не произошло. Обратилась в РКЦ по месту жительства, куда сдавала документы. Меня отправили в отдел льгот комитета по социальным вопросам, сказав, что там производятся все начисления. Поехала туда, а там — огромные очереди из таких обделенных, как я. И многих назад отправляют в РКЦ, ничего толком не объясняя….

Всеобщая монетизация

О том, что льготные категории граждан будут оплачивать за услуги ЖКХ 100% их стоимости, жителям нашего региона стало известно еще в конце 2008 года. Тогда представители областной и районных администраций через СМИ распространяли информацию о том, что во втором полугодии 2009 года льготники перестанут платить 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг, но будут получать ежемесячную денежную компенсацию адекватного размера. Для этого людям, имеющим льготы, нужно для начисления выплаты предоставить в социальные службы на местах определенный пакет документов. Позже сроки начала монетизации отодвигались. Окончательной датой стал апрель 2010 года.
Неизбежность монетизации коммунальных льгот — не прихоть новгородской власти. Для субъектов РФ эта процедура прописана в федеральном законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ему регионы могут рассчитывать на финансовую поддержку из государственного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья только при условии предоставления льгот гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.
Иными словами, если мы хотим до 2012 года, когда ответственность за ветшающие дома и протекающие кровли будет полностью переложена на плечи собственников жилья, привести в порядок десятилетиями не ремонтированные здания, нужно отказаться от натуральных льгот и заменить их денежными выплатами. Поскольку наш регион включился в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из ветхого жилья несколько лет назад, выбора у нас не было.
Прежде чем осуществить переход, региональные власти, по закону, должны определиться со способом замены льгот. Всего их три: можно было рассчитать величину льготы по фактическим затратам на ЖКУ и начислять ежемесячно. Второй вариант: всем выплачивается единая сумма компенсации вне зависимости от жилищных условий. Третий — предоставление выплат с учетом региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг.
По словам заместителя председателя комитета социальной защиты населения области Галины ЕФРЕМОВОЙ, за субъектами РФ оставлено право выбора способа начисления денежных выплат льготникам: «В Новгородской области выбран самый справедливый по отношению к льготникам способ расчета компенсации — исходя из действующих нормативов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, несмотря на то, что он является самым трудоемким для органов социальной защиты».

Человеческий фактор

Как следует из вышесказанного, времени для тщательной подготовки к переходу на новую систему начисления компенсаций в Новгородской области было предостаточно. Но…
Пример с проблемами, обозначенными новгородкой Валентиной Ивановой, очень даже не исключительный. Жительница Новгородского района Мария Порошина тоже не получила в апреле денежную компенсацию: «Мне в районном комитете социальной защиты объяснили, что мои данные потерялись при переносе из одной программы в другую».
Заместитель председателя означенного комитета Ирина ЗАДЕВАХЕРС пояснила: «Когда в 2009 году люди начали приносить документы для оформления компенсации, компьютерной системы, позволяющей производить персональные расчеты, не было, и пришлось использовать другой программный продукт. А потом при переносе данных действительно часть информации потерялась». Поэтому, мол, не всем льготникам района были своевременно перечислены деньги.
Когда я передала эту информацию зампреду областного комитета соцзащиты Галине Ефремовой, она несколько удивилась. Дело в том, что необходимые для данной работы программы к компьютерам были закуплены еще два года назад, и до конца 2008 года специалисты всех районов прошли обучение.
— По масштабности реформы, подобной монетизации услуг ЖКХ, в области еще не было: в короткие сроки нужно было собрать документы и начислить компенсацию более 180 тысячам граждан, — уточнила Ефремова. — Поэтому во многом успех зависел от умения руководителей комитетов социальной защиты наладить работу на местах. К примеру, в Боровичском районе, где проживают порядка 20 тысяч льготников, данные стали сразу заносить в новую программу и смотрели по каждому человеку, нет ли ошибок. Поэтому они первыми сдали ведомости на выплату гражданам денег, и у них в районе все, кому положено, получили компенсацию вовремя.
А вот социальные работники Новгородского района, по словам Ефремовой, предпочли не сразу осваивать новую компьютерную программу, а заносили данные о получателях компенсации в совершенно другую систему, что, в конечном итоге, и отразилось на жителях района.
Придя в отдел льгот комитета по социальным вопросам Великого Новгорода, корреспондент «НВ» увидела очередь из пожилых людей, желающих узнать, где же их деньги. Председатель комитета Алексей ЗВЯГЛОВ признал, что есть случаи, когда гражданам, не выбравшим, куда переводить суммы — на почту, на банковскую карточку или на сберегательную книжку, компьютер сам назначал объект перевода. Но дело в том, что граждан никто не известил о том, что компенсация может благополучно их дожидаться на банковской карточке или в отделении связи. Вот и обивают они пороги кабинетов.
Адресовали мы руководителю социальной службы города и вопрос Валентины Ивановой: почему пожилых людей за разъяснениями гоняют то в расчетно-кассовые центры по месту жительства, то  в отдел льгот?
— В областном центре проживют 58 тысяч льготников, имеющих право на компенсацию за услуги ЖКХ. И чтобы им всем оформить выплату, на стадии сбора документов к работе были подключены расчетно-кассовые центры, — объяснил Звяглов. — Эти учреждения работают с нами в единой компьютерной сети и владеют той же информацией о начисленных компенсациях, что и мы. Поэтому если люди подавали документы туда и сейчас у них по поводу выплат возникают какие-то вопросы, чтобы не стоять в очередях в отделе льгот, они могут обращаться в РКЦ, которые обязаны информировать людей. А вот если граждане проживают в частном секторе, общежитиях или в домах объединений собственников жилья, то на свои вопросы они смогут получить ответы только в отделе льгот.
Признаться, для меня, специально занимавшейся «льготной темой» несколько дней, это сообщение было откровением. Впрочем, несмотря на имеющиеся отдельные проблемы монетизация набирает обороты. В районах области нам подтвердили, что деньги и на федеральных, и на региональных льготников поступают без задержек, и компенсации начисляются людям за несколько недель до месяца оплаты за жилье. Будем надеяться, что происходящее есть обычные недочёты.

В процентном соотношении

Есть у темы компенсации гражданам расходов по услугам ЖКХ и еще один аспект — субсидия. На нее могут претендовать граждане, не имеющие льгот. Пользуются ли этой возможностью сократить траты на оплату жилищных услуг жители Новгородчины?
По словам директора Центра жилищных субсидий и социальных выплат Новгородской области Ирины КАСПЕРСКОЙ, с начала года в подразделения Центра в районах за разъяснениями и консультациями по поводу субсидий обратились более 15 тысяч человек. На 2010 год в бюджете области предусмотрено 178 миллионов рублей на выплату гражданам субсидий, уже освоено  более 70 миллионов.
Порядка 12 тысяч семей на сегодняшний день являются получателями этой выплаты. В масштабах региона это не очень высокий показатель. Возможно, люди не информированы о такой возможности, хотя, по словам Ирины Юрьевны, специалисты в районах и памятки распространяют, и в сельских поселениях ведут прием граждан.
— Часто слышу, что для оформления субсидии нужно собрать большое количество документов, а сама сумма компенсации может быть мала. И что люди нуждаются в поддержке, но считают, что больше времени потратят, чем получат денег, — рассуждает Касперская. — На самом деле документов нужно не более семи, в зависимости от наличия льгот и несовершеннолетних членов семьи. Причем часть документов находится у людей дома, оставшиеся берутся по месту работы, в учреждении, начисляющем оплату за жилье, в паспортном столе. Сейчас ведется работа по упрощению процедуры получения субсидии путем заключения соглашений об информационном обмене с различными организациями, в том числе с жилищно-коммунальными структурами. Уже около 30 соглашений заключено, а это значит, что гражданам нужно будет меньше собирать справок.
По закону решение о выделении субсидии принимается в течение 10 дней с момента подачи документов, но, как правило, специалисты районных центров проверяют представленные документы и делают расчет суммы субсидии сразу же. Чтобы понять, имеет ли гражданин право на субсидию, он может сделать предварительный расчет самостоятельно, зайдя на сайт комитета социальной защиты населения Новгородской области и воспользовавшись специальной программой. Но поскольку начисление субсидии за услуги ЖКХ — процесс многоаспектный, то, рассчитав предварительные данные, все равно нужно обратиться по месту жительства в Центр жилищных субсидий и социальных выплат.
Пренебрегать предоставляемыми государством возможностями по снижению бремени по оплате жилищных услуг не стоит. Тем более что проблем с выделением бюджетных средств и на монетизацию льгот, и на субсидии в области нет. Да, возможно, придется потратить некоторое время на получение разъяснений, сбор документов да ожидание решения вашего вопроса. Но оно  того стоит, ведь лучше оформить компенсацию за льготы или субсидию, чем копить долги за жилье.

Для оформления субсидии необходимы:

- паспорта членов семьи и свидетельства о рождении для детей до 14 лет;
- документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования квартирой или комнатой, в которой заявитель зарегистрирован по месту постоянного жительства (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, договор найма жилого помещения, акт о приватизации жилого помещения и др.);
- документы, подтверждающие принадлежность граждан к семье заявителя (свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя и др.);
- документы, подтверждающие совместное проживание с заявителем членов его семьи (единый жилищный документ, выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета и др.);
- справки о доходах членов семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие по безработице и т.д.) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией;
- расчетные документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед обращением за субсидией месяц, а также сведения о наличии/отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
 
Людмила ДАНИЛКИНА