Среда, 27 ноября 2024

Редакция

Шесть направлений

{thumbimage 150px 1}В Новгородской области стартует национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Идея этого общероссийского проекта принадлежит Президенту РФ Дмитрию Медведеву, который в ноябре 2008 года в своем ежегодном послании Федеральному Собранию назвал основные направления новой концепции. После активного общественного обсуждения окончательный вариант национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» был в 2010 году одобрен главой государства на официальной церемонии открытия Года Учителя. В настоящее время и на федеральном, и на региональных уровнях к завершению подходит подготовительный этап. Каких сторон образовательной сферы коснётся модернизация и какое участие в реализации инициативы будет принимать наш регион, корреспондент «НВ» обсудил с заместителем председателя комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Вадимом ВЕЙКОВЫМ.
— Вадим Аркадьевич, в последние пять лет образовательных инициатив реализовывалось в стране немало — приоритетный национальный проект «Образование», комплексный проект модернизации, теперь вот новая концепция. Это звенья одной цепи или проекты, не имеющие между собой ничего общего?
— Безусловно, инициатива «Наша новая школа» возникла не на пустом месте. Все проекты модернизации сферы образования в нашей стране взаимосвязаны. Так, еще в  2002 году была принята Концепция модернизации российского образования. Но, к сожалению, реализовывалась она недостаточно активно. А перемены в жизни страны шли глобальные, и нельзя было допустить, чтобы отрасль, отвечающая за знания, навыки, компетенцию людей, плелась в хвосте. Новый импульс реформам был дан в 2006 году, когда президент страны инициировал национальные проекты, в том числе и «Образование». Данная стратегия позволила многие идеи, заложенные в концепции модернизации, перевести в практическую плоскость. Национальный проект работал и продолжает действовать по отдельным, наиболее важным направлениям образовательной сферы. Так, к примеру, в рамках него появился Комплексный проект модернизации образования (КПМО — прим. Л. Д.), задачей которого было реформировать систему общеобразовательных учреждений. Субъекты РФ принимали в нем участие на конкурсной основе. Напомню, что был всего 31 участник, в том числе и Новгородская область. На протяжении трех лет в пилотных регионах шла большая работа по внедрению совершенно новых методов работы школ: переход к нормативно-подушевому финансированию; введение новой системы оплаты труда педагогов; независимой оценки качества образования; становление общественного управления; разработка системы критериальной оценки деятельности учителей и многое другое. Комплексный проект завершился, но встал вопрос, что делать с полученными наработками, ведь опыт 31 субъекта РФ нужно транслировать и на всю страну. Поэтому появление национальной инициативы «Наша новая школа» закономерно: сейчас повсеместно по стране начнут внедрять в учебных организациях, и не только школах, нормативно-подушевое финансирование, новую систему оплаты труда и другие нововведения.
— Каковы основные направления инициативы «Наша новая школа»?
— Всего их шесть. Первое. Переход на новые образовательные стандарты, которые разработаны Минобрнауки РФ. В любой образовательной программе будут две части: обязательная и та, которая формируется самой школой. Чем старше ученик, тем больше ему должно быть предложено предметов по выбору. Новый стандарт предусматривает, безусловно, и внеаудиторную занятость, то есть кружки и спортивные секции. Второе направление — поддержка талантливых детей. В этом аспекте инициатива перекликается с национальным проектом «Образование», в ходе которого поощрение ребят, демонстрирующих высокие результаты, продолжается. Третье направление — совершенствование учительского корпуса. Это и поддержка профессионалов в рамках различных педагогических конкурсов, это и оплата труда по результатам работы. Четвертое направление — изменение школьной инфраструктуры, то есть укрепление материально-технической базы учреждений, строительство новых школ, оснащение их современным оборудованием, создание в школах безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Еще одно направление — сохранение и укрепление здоровья школьников. И последнее — расширение самостоятельности общеобразовательных учреждений, как в составлении индивидуальных учебных программ, так и в расходовании финансовых средств.
— На 2010 год все школы нашей области составляли свои планы по реализации инициативы «Наша новая школа», существует и областная программа. Что предстоит изменить и получит ли наш регион финансовую поддержку из федерального бюджета?
— Повторюсь: «Наша новая школа» — продолжение ранее начавшихся реформ, в которых наша область принимает самое активное участие. И мы по всем вышеназванным направлениям стратегии уже давно двигаемся вперед.
Приведу конкретные примеры работы Новгородской области на опережение. Минобрнауки РФ приняло решение о том, что  к 2012 году все субъекты федерации должны перейти на систему нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений и к их финансовой самостоятельности. У нас все школы уже не первый год работают по этой схеме. Многим субъектам предстоит еще внедрять независимую оценку знаний учащихся, а в Новгородской области она действует давно. Я сейчас говорю не только про ЕГЭ, который с 2009 года является обязательной формой сдачи выпускных экзаменов для всех общеобразовательных учреждений страны. В школах нашей области и в девятых классах итоговая аттестация проводится по новой схеме. На добровольной основе тестируем мы и четвероклассников. Вообще же, опять-таки по желанию родителей и детей, независимая оценка знаний может проводиться во 2—11 классах практически по всем предметам.
Теперь что касается участия федерального бюджета в новгородских проектах. В настоящее время идет обсуждение вопроса — на какой основе регионы будут получать средства — на конкурсной или, как предлагаем мы, всем без исключения, но с учетом квот. Возможно и выделение дополнительных грантов для тех субъектов РФ, которые уже успешно реализуют задачи по модернизации. Речь идет о сотнях миллионов рублей для региона. Могу точно сказать, что под проект по организации на дому дистанционного обучения детей-инвалидов наша область уже имеет федеральную финансовую поддержку. Данное направление работы мы начали в 2009 году. Тогда для 15 ребятишек с ограниченными возможностями дома были установлены мультимедийные комплексы, позволяющие им с педагогами и сверстниками общаться через Интернет, принимать участие в различных конкурсах, пробовать себя в качестве мультипликаторов, композиторов, дизайнеров, раскрывая свои таланты и обмениваясь идеями со всем миром. В этом году при участии федерального бюджета мы еще для 60 детей организуем дистанционное обучение. И в будущем тоже будем продолжать эту работу. Начата деятельность по проектированию пристроек к спортивным залам школ, что позволит и увеличить площади для занятия физкультурой, и создать для этого комфортные условия, обеспечив новые помещения просторными раздевалками, душевыми, инвентарем и другим. В реализации этого проекта, как мы надеемся, федеральные власти тоже окажут нам помощь.
Так что к проекту «Наша новая школа» Новгородская область готова. В последние годы много сделано в районах для того, чтобы образование стало доступнее и качественнее. Но останавливаться на достигнутом рано, и учебные организации региона активно принимают участие в реформировании.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)