{thumbimage 150px 1}Подходит к концу очередной учебный год. На последних уроках литературы учителя, как правило, под запись диктуют учащимся названия книг, которые в обязательном порядке нужно прочитать в период каникул.
История «списков на лето» уходит корнями в советские времена, когда детская литература не была столь разнообразна, как сейчас, по тематике и авторам. Необходимы ли списки сегодня, и если да, то все ли перечисленные в них книги нужно читать? Или можно обойтись отдельными названиями, или вообще читать летом, руководствуясь личным желанием?
— Нужны или нет списки — вопрос спорный. Вообще в том, что ребенок прочитает летом что-то из того, что будет изучать в будущем году, нет ничего плохого. Однако подход к летнему чтению только строго по списку давно устарел, — рассуждает библиограф по детской и подростковой литературе новгородского библиотечного центра «Читай-город» Екатерина СОЧИЛИНА. — Современные дети воспринимают такое задание как обязаловку, и большинство, особенно подростки, не читают вообще ничего из списков.
Пока ребенок учится в начальной школе и, возможно, есть проблемы со скоростью чтения и пониманием содержания, родители, как правило, контролируют, чтобы чадо читало все строго по списку. Психологи советуют не заставлять это делать против их воли, а читать вместе с ними, обсуждая впечатления.
— К сожалению, составляя списки, педагоги очень часто включают в них литературу не по возрасту, — продолжает Сочилина. — Например, к нам приходят выпускники четвертых классов, которым задано летом осилить «Трех мушкетеров». А ведь это произведение требует определенных знаний по истории и культуре Франции, которых дети 10—11 лет еще не имеют, да и объем книги не подходит для такого возраста. Есть примеры, когда учителя неправильно указывают жанр рекомендованного произведения, так, на протяжении нескольких лет у нас просят рассказ Марка Твена «Прыгающая лягушка». На самом деле это небольшой отрывок из одного из романов писателя.
Специалисты детского чтения советуют школьникам не игнорировать летние списки чтения, но выбирать из них наиболее сложные и большие по объему произведения учебной программы, чтобы в следующем году было проще на уроках. И чередовать эти книги с теми, которые хочется читать по собственному желанию.
— Четыре года назад «Читай-город» начал разработку альтернативных школьным списков для учащихся 1—7 классов. В них включены произведения зарубежной и отечественной классики, современные произведения, но все они адаптированы к определенному возрасту, — продолжает Сочилина. — Мы их ежегодно предлагаем и школам, и родителям. Жители Великого Новгорода могут лично к нам обратиться за консультациями по детскому чтению летом, жители же области могут позвонить по ТЕЛЕФОНУ 77-54-27.
Кроме того, с 1999 года летом в «Читай-городе» проводится игра «Книгоралли», где юные читатели соревнуются друг с другом в количестве прочитанных книг, составлении отзывов на них, рисунках и поделках.
Пока ребенок учится в начальной школе и, возможно, есть проблемы со скоростью чтения и пониманием содержания, родители, как правило, контролируют, чтобы чадо читало все строго по списку. Психологи советуют не заставлять это делать против их воли, а читать вместе с ними, обсуждая впечатления.
— К сожалению, составляя списки, педагоги очень часто включают в них литературу не по возрасту, — продолжает Сочилина. — Например, к нам приходят выпускники четвертых классов, которым задано летом осилить «Трех мушкетеров». А ведь это произведение требует определенных знаний по истории и культуре Франции, которых дети 10—11 лет еще не имеют, да и объем книги не подходит для такого возраста. Есть примеры, когда учителя неправильно указывают жанр рекомендованного произведения, так, на протяжении нескольких лет у нас просят рассказ Марка Твена «Прыгающая лягушка». На самом деле это небольшой отрывок из одного из романов писателя.
Специалисты детского чтения советуют школьникам не игнорировать летние списки чтения, но выбирать из них наиболее сложные и большие по объему произведения учебной программы, чтобы в следующем году было проще на уроках. И чередовать эти книги с теми, которые хочется читать по собственному желанию.
— Четыре года назад «Читай-город» начал разработку альтернативных школьным списков для учащихся 1—7 классов. В них включены произведения зарубежной и отечественной классики, современные произведения, но все они адаптированы к определенному возрасту, — продолжает Сочилина. — Мы их ежегодно предлагаем и школам, и родителям. Жители Великого Новгорода могут лично к нам обратиться за консультациями по детскому чтению летом, жители же области могут позвонить по ТЕЛЕФОНУ 77-54-27.
Кроме того, с 1999 года летом в «Читай-городе» проводится игра «Книгоралли», где юные читатели соревнуются друг с другом в количестве прочитанных книг, составлении отзывов на них, рисунках и поделках.
Людмила ДАНИЛКИНА