Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Светописец Артур Виснап

{thumbimage 150px 1}Корреспондент «НВ» откроет небольшой секрет: если на каком-нибудь мероприятии в Великом Новгороде вы увидите бодрого седоусого старичка с фотоаппаратом на груди, за спиной которого — большой рюкзак, то будьте уверены — вы действительно оказались на знаменательном событии.  Появление Артура ВИСНАПА — как знак качества, как индикатор важности происходящего. И вам по-настоящему повезёт, если объектив его фотокамеры повернётся в вашу сторону. Значит, кадр достоин того, чтобы его занести в новгородскую фотолетопись, которую  мастер ведёт с 1945 года.
Артур Робертович прекрасно помнит момент и называет точную дату, когда была сделана его первая фотография — 25 ноября в год Победы над гитлеровской Германией. В этот день демобилизовался его отец, и по этому случаю глава семейства фотографировал домашних на свой трофейный пластиночный Plaubel Makina, а восьмилетний Артур потом помогал ему проявлять снимки. К слову, раритетная техника сохранилась с тех далеких времён, и, более того, она отлично функционирует. Помимо таких старинных гармошечных, в его собрании есть ещё плёночные и несколько видов цифровых фотоаппаратов. Артур Робертович готов часами говорить о настройках на объективе и делиться хитростями своего ремесла.
 
Ты сними, сними меня, фотограф

Щедрый на советы, он признаётся: камеры по последнему слову техники с сенсорными экранами — гораздо сподручней. И не соглашается с мнением некоторых своих коллег, что плёночные лучше, поскольку цифровой снимок не отображает столь большое количество мелких деталей. Есть ещё одно неоспоримое преимущество цифровой аппаратуры, говорит Виснап: не надо тратить время на её подготовку для самой съёмки. Следовательно, и люди не отвлекаются на фотографа. С точки зрения нашего собеседника, самое удачное изображение человека — это то, когда объект съемки и не подозревает, что его снимают. Аргументирует Артур Робертович логично: любому становится не по себе, когда на него направляют фотообъектив, — с человеком начинают происходить метаморфозы. Вообще, чтобы почувствовать персонаж, фотографу рекомендуется остаться незамеченным. Выстроить людей в кадре, считает герой нашего материала, — самый лёгкий вариант для фотографа:
— А вообще фотография бывает двух видов: хорошая и плохая, и не важно, чем она снята. Главное, чтобы тронула. Я не могу согласиться с утверждением, что чёрно-белые снимки дают куда большую глубину для восприятия. Ведь Господь Бог не для того раскрашивал мир, чтобы мы его потом в двух цветах передавали.
Артур Виснап всегда живет с ощущением того, что надо быть наготове, надо поймать нужный момент. Действительно, существенную часть профессионализма фотографа составляет пойманная, а лучше сказать — неупущенная,  удача. Даже просто в лес с супругой по грибы пойдёт, и то фотокамеру взять не забудет. Ей тихая, а ему — фотоохота предстоит. Так однажды ему и посчастливилось запечатлеть красавца-лося.
— Сохатый как будто специально ждал, чтобы я успел снять рюкзак, вынуть из него камеру и нащелкать несколько кадров, — вспоминает фотохудожник. — В эти пару минут я про себя постоянно повторял: «Только не уходи».
Особо привлекают внимание Виснапа городские сценки. Обыденный, прозаический, казалось бы, вечерний вид из окна троллейбуса. А сколько трогательного и умиротворенного… Однако фотографировать граждан на улице бывает не проще, чем диких зверей.
— Население выражает своё неудовольствие, — сожалеет Артур Робертович.
Приходится некоторым объяснять, что в общественном месте запретить снимать никто не может. Недоразумение, как правило, длится недолго. Возникающие непринужденность и лёгкость в общении с интеллигентным фотографом располагают, в конечном счете, к этому человеку.
Ироничный к окружающим и прежде всего к себе, Артур Виснап сохраняет это качество и в творчестве. Настроение от его работ часто передают придуманные им самим названия, что называется не в бровь, а в глаз. Комар на руке — бесхитростный сюжет. А вот если насекомое представить как «нефтяного магната, качающего народное добро»? Впечатление от картинки изменится. Или другая шутка фотографа: показывает на свой снимок с истлевшими головешками на месте костра. Пытает: «Что это могло бы быть?» Теряюсь в догадках и пожимаю плечами. «Всё просто, — объясняет он. — Это — портрет сотрудника».  «А-а.., сгоревшего на работе», — добавляю я. «Правильно», — одобрительно кивает Артур Робертович. Его доброжелательность подкупает. И даже ответ на вопрос, как вам работается во всё возрастающей конкуренции с молодыми и прыткими, воспринимаешь с юмором:
— Бывает, что и у меня белая зависть переходит в чёрную. Ведь у многих творческих работников нет-нет да и возникает желание выцарапать друг другу глаза. А если серьёзно, то когда мне полтинник стукнул, я пришёл к мысли, что 50 — всё-таки лучше, чем два раза по 25, и 60 предпочтительнее, чем 30 и 30. Физически разницы никакой, а вот опыт прибавился. А вот когда тебе за 70, годы уже ощущаешь…
Станет ли увлечение фотографией ремеслом, которым можно будет заработать на хлеб, молодой человек поймёт со временем, говорит Артур Виснап. Сам он стал заниматься исключительно фотографией, когда вышел на пенсию в начале 90-х: возраст подошёл, да и на производстве сокращения начались. До этого он трудился ведущим специалистом Новгородского производственного объединения «Планета». В его профессиональном багаже — 35-летний стаж инженера, четыре авторских свидетельства и десятки публикаций по радиоэлектронике.

Физик и лирик


Физика — вторая, а может быть, по значению, и главная страсть фотохудожника. Захватила она его ещё со школьной скамьи. Артур Робертович искренне не понимает тех, кто заявляет, что знаниями по этой дисциплине не владеет, и причисляет себя к гуманитариям.
— Неправда, — говорит он, — просто им плохо физику объяснили в детстве.
В 1954-м Виснап поступил в Новгородский педагогический институт на физическое отделение. После окончания вуза он по направлению поехал работать учителем физики в одну из крестецких школ. Однако педагогом пробыл всего год. Говорит, что стало скучно повторять один и тот же учебный материал по нескольку раз.
— Это оказалось не моим делом, — говорит фотограф. — Хотя директор школы был толковый и позволял мне заниматься с детьми светомузыкой. Для этого он купил мне лампочек, патронов, проводов. Мы с учениками организовали даже несколько постановок. Было это в 1966-м. Сложность в моей преподавательской работе заключалась в том, что в довесок дали вести ещё уроки рисования. Сначала учил табуретки рисовать, а к апрелю на яблоки перешли. А где в это время фрукты можно было найти? Да нигде. Так вот присматривал, чтобы мальчишки мои муляжи не украли. Физику я обожал, а преподавать мне было неинтересно. Поэтому и принял решение поступать в филиал Ленинградского электротехнического института, который тогда открыли в Новгороде. Взяли сразу на четвёртый курс, так я и получил второе, после педагогического, высшее образование — стал инженером-радистом.
Сегодня Артур Робертович исследует информационные свойства воды. В домашних условиях фотографирует молекулы воды под микроскопом, наглядно доказывая: позитивные влияния гармонизируют её кристаллы, а негативные разрушают форму. Для сомневающихся в идее, что Н2О сохраняет человеческие мысли и эмоции, может показать свои фотоработы. Критики в свой адрес, что он, мол, придерживается псевдонаучной гипотезы, не боится. Впрочем, и по молодости робостью характера Артур Робертович не отличался. Мог и начальнику ответить, что тот не прав. И в идеологическом плане проявлял свободу мысли: так, коммунист Виснап не чурался православной тематики. На одном из его снимков, который напечатали в «Новгородском комсомольце» в августе 1968-го, было изображение креста на куполе храма и виднеющейся за ним антенны телебашни. Его опубликовали после долгих размышлений руководства газеты и с позволения на то ответственных лиц из горисполкома. К радости автора фото показалось редакции не совсем крамольным для советского издания. Чиновники рассудили: все в порядке, поскольку христианская символика размещалась немного ниже, чем технический элемент городского пейзажа…
Сверхъестественное Артуру Виснапу в той же степени любопытно, что и законы физики. В 1970 году в областной центр приезжал с выступлениями известный телепат, иллюзионист и предсказатель Вольф Мессинг. Виснап  наблюдал, как тот магически владеет аудиторией, и вызвался поучаствовать в эксперименте:
— Он взял меня за руку, а я ему мысленно говорил, в какую сторону зала надо идти и что следует делать. Про себя предложил ему взять мою фотокамеру и сделать несколько снимков. Но, увидев, как тот начинает с силой крутить объектив, передумал. Испугался за сохранность аппаратуры, которую я совсем недавно приобрёл. Мессинг тут же оставил её в покое. Скажу, что популярный сейчас сериал не точен: там артист слишком мягко его играет. Мессинг, как мне показалось, был другим. Запомнилось: когда он работал, то так потом покрывался, что становилось его жалко. Хотелось ему даже помочь.

Остановись, мгновенье!

Сегодня в коллекции фотографа более 150 тысяч снимков и с десяток фотоаппаратов. Его маленькая квартира в хрущёвке, где они живут вместе с супругой Валентиной Ивановной, полностью приспособлена под архив. Чтобы все старые фотографии отсканировать, потребуется уйма времени, а терять его за компьютером Артуру Робертовичу жалко. Сетует: и так из-за работы дома над сортировкой снимков зимних видов в этом году заснял недостаточно. Хотя, конечно, признаётся он, необходимо вплотную подойти к оцифровке плёночных изображений:
— Недавно перебирал фотографии. На снятой в 1975 году 9 Мая запечатлён парад новгородских фронтовиков. Шествие растянулось от входа в кремль до монумента Победы. А я ведь помню, как шли отдельно колонны тех, кто освобождал Румынию, Венгрию… Ветеранов собирали по родам войск. А сколько сейчас осталось ветеранов Великой Отечественной? На предстоящие торжества в этот юбилейный год, уверен, придёт всего несколько десятков стариков.
В заключение нашей беседы закономерно возник вопрос: как удаётся Артуру Робертовичу сохранять своё доброе расположение духа?
— Я научился, и здесь мне помогла моя жена, с которой я прожил 33 года, не корить и не ругать себя, если пропущен какой-то кадр, — открывает еще один жизненный и творческий секрет мастер. — Не надо заниматься самокопанием. И ещё: я не трачу своё время и не навожу свой фотообъектив в сторону агрессивных и злых людей. Сейчас мне хватает нескольких секунд, чтобы понять, стоит ли затевать с человеком разговор. И знаете, в 51 проценте случаев я не ошибаюсь.
 
Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото Владимира БОГДАНОВА