Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Пасхальное послание

{thumbimage 150px 1}Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской епархии
На рассвете, воссиявшу солнцу, вместо мирры благоуханной
принесём в дар Владыки наши ликующие песнопения
и узрим Христа Воскресшего —
Солнце Правды, всем жизнь подающего.

(Пасхальный канон, песнь 5)
 
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Пусть никто не оплакивает своих грехов, — восклицает святой Иоанн Златоуст в своём огласительном слове на светлый праздник Воскресения Христова, — ибо воссияло прощение из гроба». Погребальная пещера стала храмом, ложе смертное — престолом пребывания Славы Божией. Богооткровенный Закон, провозглашённый Моисеем при Синайской горе, стал лишь бледной «тенью», разгорающейся по лицу земли Божественной Правды, ибо Любовь Божия превозмогла преклоняющуюся ко греху человеческую свободу: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?». Победа жертвенной Божественной Любви не разрушает, однако, человеческой свободы, ибо не ради рабского преклонения умер за нас Христос. Приглашение на «Пир» обращено ко всем. Но как при этом лучезарном свете, освещающем самые тёмные уголки нашей души, остаться в одежде каждодневной суеты? Как можно не огорчиться своему внутреннему несоответствию праздничному ликованию, в боязни услышать: «Друг, как ты пришёл сюда в небрачной одежде?».
Если действительно Закон — лишь тень Божественной Правды, то в чём для нас заключается сама Правда? В течение Великого поста мы постоянно слышали призывы Церкви посвящать свои мысли не бренным вещам и стихиям мира сего, но прежде всего тому, что заставляет нас пройти путь покаяния, что освящает наши мысли и чувства, делает нас долготерпеливыми и милосердными. Не для страданий одарил нас Бог даром жизни, а для блаженства, для счастья. Но может ли быть счастливым тот, кто жизнь свою проводит в постоянном беспокойстве о приобретении всё больших материальных благ, для кого чувственные удовольствия (даже чисто эстетического порядка) составляют единственное содержание бытия? Наверное, вскоре придёт время, когда все эти переживания, связанные с человеческой физиологией и психикой, можно будет легко повторить при помощи соответствующих таблеток, капель, уколов или внутривенных вливаний. И не окажется ли тогда, что люди, считавшие себя вполне добропорядочными, на самом деле мало чем отличаются по своему внутреннему содержанию oт обычных, так презираемых сегодняшним общественным мнением наркоманов?
Что же делает человека относящимся к той Божественной Правде, которая призывает его стать наследником истинного блаженства? Конечно же, прежде всего жажда этой Правды. По-настоящему разумный человек не может не мучиться скудостью земного бытия. И эта неудовлетворённость, основанная на потенциальной иноприродности, глубоких и не всегда ясных переживаниях об ином небесном Отечестве, заставляет его встать на путь духовных исканий. В современном мире, переполненном самыми разнообразными спекуляциями на тему религиозных исканий человека, найти Божественную Правду оказывается не всегда просто. Одни приспосабливают Её к собственным нуждам в стремлении к материальному обогащению, другие пытаются использовать в политических целях, есть и такие, кто выдаёт себя за духовных провидцев, удовлетворяя таким странным образом своё честолюбие. Трудность распознать Её во всей доступной человеку глубине, красоте и величии заключается в том, что Она открывается только человеку с чистым сердцем, способному любить и миловать, жить в мире со всеми, кто его окружает, смотреть на людей чистыми глазами, свободными от страстной мутности. Но даже те, кто не столь целомудрен, но способен к искреннему плачу по потерянному совершенству, должны возрадоваться и возвеселиться, ибо Господь от дней древних уготовал для них спасение. «Мы возъимели нужду в Боге воплотившемся и умервщлённом, чтобы нам ожить, — говорит святитель Григорий Богослов в своём слове на святую Пасху. — С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли». В воскресшем Спасителе мы обретаем ту Высшую Правду, которая заключается, по словам того же святого Григория Богослова, в том, что «... страдать со Христом и за Христа вожделеннее, нежели наслаждаться с другими». Путь христианской любви заключается, конечно, не в том, чтобы выпрашивать у Бога для себя различного рода привилегии, хотя и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк. 11,9). Она, по преимуществу, состоит в полагании себя за ближних. Ибо это и есть любовь, которой Христос любит каждого из нас, каждого человека, приходящего в мир. Потому и святой Василий Великий учит: «Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия добродетели. Для того и воплотился Он, как бы на иконе изображая и благочестие, и добродетель, чтобы каждый и каждая, взирая на Него, по возможности подражали Первообразу. Ибо для того носил наше тело, чтобы и мы, насколько возможно, подражали Его житию». Христос же преодолевал искушения от диавола, учил, обличал, исцелял, воскрешал мёртвых, пребывая в молитвах и послушании даже до смерти у своего Небесного Отца.
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...», — восклицаем мы в своих церковных песнопениях. И мы твёрдо должны верить: как бы долго ни длилась эта мучительная человеческая история, враги нашего воскресшего Господа и Спасителя рассеются в небытии, как дым, без следа и доброй памяти.
Просветимся же светлым Пасхальным торжеством, обнимем друг друга, простим ненавидящих нас и ещё и ещё раз воспоём песнь Воскресения:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасха Христова
2010 г.

Архиепископ
Новгородский
и Старорусский