{thumbimage 150px 1}Завуч Лычковской школы Светлана МАТВЕЕНКО уверена: именно на селе человека могут оценить по достоинству
В Лычково мы приехали после полудня и Светлану Валентиновну застали еще в школе — общеобразовательной и довольно большой по сельским меркам (учится в ней 160 учеников). В сорокалетней красивой женщине сразу же располагают смеющиеся глаза. В то же самое время в ней удивительным образом сочетаются и доброта, и строгость. Как и в самой сельской жизни были далеко не одни плюсы — минусов оказалось не меньше. Но и они, похоже, не тяготят нашу героиню.
Жизнь под микроскопом
В Лычковскую школу Светлана Матвеенко попала по распределению после окончания Новгородского педагогического института, а до этого была здесь на практике. То, как ее встретили в коллективе, и подкупило начинающего педагога:
— Я сама без мамы практически росла, она погибла, когда мне десять лет было. Воспитывали меня бабушка и тетя. А тут приезжаю в незнакомое село и вдруг с первых дней чувствую себя как дома. Как дочку все меня опекали — и не только в школе, но и на житейском уровне. Вот эта доброта, внимание друг к другу и зацепили меня. Я поняла, что не хочу оставаться в городе. Здесь совсем другая жизнь, и работа в школе иная, не такая как у городских учителей. Те после занятий расходятся по домам, а мы, как и наши ученики, перекусив наспех, опять в школу возвращаемся. Жизнь в ее стенах кипит до позднего вечера, так как сегодня это у нас в селе — единственное место, где детям можно собраться всем вместе в любой час и заняться чем-то интересным. И я рада тому, что дети тянутся к нам, учителям.
Молоденькой учительнице русского языка и литературы сразу же поручили преподавание в старших классах. Разница в возрасте с одиннадцатиклассниками составляла всего пять лет, и Светлана призналась, что не раз ловила на себе далеко не детские восхищенные взгляды подростков. От чего порой непроизвольно краснела, но дистанцию держала, так как всегда считала, что для учителя строгость и авторитет — самое главное.
— Строгая-то я, пожалуй, по натуре. А вот авторитет заработать на деревне, да еще приезжему человеку — дело нелегкое. Жизнь здесь — как под микроскопом: все всё видят и знают. С одной стороны, это хорошо, случается что-то, чем делиться не хочется, а окружающие все равно помогут. Но зато и слабинки себе никакой позволить нельзя: ни в поведении, ни в одежде, ни в речи. Выдержанной надо быть во всем, но в то же самое время ни в коем случае не серой и не безликой. И жить так, как детей учишь. Тогда и авторитет сам собой придет.
А сельских детей учить приходится многому — и знаниям, и жизни. У 80% учеников родители — безработные. Хватает семей малообеспеченных и неблагополучных. С каждым годом в школе прибавляется и учеников, которые занимаются в коррекционных классах. Именно поэтому завучу недавно пришлось получить второе высшее образование по логопедии и олигофренопедагогике. Светлана признает, что каждый день приходится вести скрытую войну против обыденности, безграмотности и… влияния на подростков многих телепрограмм, в которых совсем иные ценности жизни. Она понимает, что одним чтением программных произведений и классными часами здесь не обойтись. Учительница делает так, чтобы дети сами пропустили через свои сердца и души те чувства, которые должны быть присущи каждому. Так было, например, с акцией «Ленинградские дети», прогремевшей на всю Россию. Что надо сделать, чтобы ребятишки, не видевшие войны, прониклись искренним сочувствием к тем, кто пострадал от нее? Учительница просто попросила своих учеников поговорить со своими бабушками и дедушками — с теми, кто сам был ребенком в те далекие сороковые, и расспросить, как они, дети войны, воспринимали и ощущали происходящее. По словам педагога, результат таких разговоров она увидела прежде всего в глазах ребят — в них исчезло равнодушие.
Светлана Валентиновна не скрывает: и у нее бывали минуты отчаяния, когда на глаза от бессилия наворачивались слезы. Чаще всего тогда, когда она не могла на грубость ответить грубостью, и от того, что она годами отдавала кому-то свою душу, а все это взяли и перечеркнули одним неправильным и обидным словом. Но и с такими ситуациями справлялась наша героиня.тем более, что к тому времени у нее уже было кому поплакать в жилетку и с кем посоветоваться. Это ее самые родные люди: муж и две замечательные дочки.
Встречи в Осинушке
Кстати, семья сельской учительницы супругом и дочерьми далеко не ограничивается. В полном составе родные собираются каждый год на Троицу — человек сорок, не меньше. Происходит все в живописной деревушке Осинушка на озере Велье, в старом бабушкином доме. Пять любимых тетушек, их дети и внуки, родители мужа, бабушкины сестры и все возможные родственники родственников. Встречи давно стали семейной традицией, и в такие минуты Светлана чувствует себя самой богатой и счастливой женщиной на свете:
— Для меня родные — самая главная в жизни поддержка. Когда собираемся все вместе, я чувствую, как мы близки, нужны друг другу, что друг друга понимаем. Наверное, семья и есть самая главная ценность в жизни. И до своих старшеклассников я стараюсь это донести, какой бы предмет ни преподавала, какой бы урок ни вела. Да они и сами видят нашу семью всегда вместе. Вот весна скоро начнется, мы все на огороде у родителей мужа будем пропадать, помогать по хозяйству. А недавно мой муж Андрей еще и пасеку развел, дел на всех хватает. Хотя времени всегда катастрофически нет, справляемся. Когда вместе — все по плечу!
Кстати, с Андреем их связала любовь с первого взгляда, с той минуты, как он, электрик, пришел 17 лет назад в квартиру молодого специалиста вешать люстру. Пришел и влюбился на всю жизнь. В тот день, когда корреспонденты «НВ» приехали в Лычково, он был в очередной командировке, так что встретиться с ним не удалось. Зато мы вволю пообщались с дочками, одинаково талантливыми, но абсолютно разными по характеру. Младшая, общительная и непосредственная Аня, которую родители с улыбкой называют актрисой, больше всего на свете любит выступать на сцене с песнями и стихами и наряжать кукол. Она разительно отличается от старшей, серьезной и сдержанной Екатерины, не любящей говорить о своих талантах и успехах. Но, как говорится, шила в мешке не утаишь, и нам удалось понять, что нравится ей всё и вся. Причем не просто нравится, но и удается: и баскетбол, и лапта, и теннис, и легкая атлетика. А еще она с шести лет занимается вокалом, имеет прекрасный голос и принимает участие во всевозможных конкурсах. Все это не отвлекает ее от учебы, скорее — наоборот. Отличница и районная стипендиатка, она постоянно представляет свою школу в олимпиадах и конкурсах, в том числе и областных, по литературе, экологии и живописи, всегда завоевывая призовые места. Светлана призналась, что немногословный Андрей необычайно гордится своими дочками и буквально млеет, услышав об очередном успехе своих девочек:
— Он строжит, но он и любит. Как правило, всегда свои чувства скрывает, но я вижу, как Андрей гордится всеми нами. К старшей Кате очень серьезно относится, а Аня из него веревки вьет, пользуясь его добротой. И я в нем всегда поддержку нахожу, хотя жаловаться не привыкла. Но Андрей всегда все сам замечает, малейшие оттенки моего настроения — он и поддержит, и посоветует. А вообще, если выбирать какой-то общий семейный девиз, так, наверное, это будут слова «Не расслабляться!».
Своя в своём селе
А расслабляться завучу Лычковской средней школы Светлане Матвеенко действительно некогда. Кроме преподавания в старших классах, она занимается методической работой с педагогами, курирует начальную школу, одаренных детей, все олимпиады и конкурсы, а также коррекционные классы, в которых преподает несколько предметов. Сюда же надо прибавить детское объединение «Путешествие в мир народной культуры» с постоянными репетициями и возней с костюмами и еще массу кружков и внеклассных занятий. Как на все это у нее находится время — одному Богу известно. Но когда я узнала, что она к тому же уже четыре года является депутатом Совета Лычковского сельского поселения, то удивилась еще больше. Но на вопрос, зачем ей при всей уже имеющейся загруженности это надо, Светлана ответила просто:
— А как я могла отказаться? Меня же коллектив выдвинул. Решили, что если будет свой человек в местной власти, то и школе побольше внимания уделять станут. Кстати, удивило, что во время выборов за меня не только педагоги, но и другие люди голосовали. Я тогда, наверное, впервые почувствовала, поняла и поверила в то, что меня в селе приняли и считают своей, лычковской, что я здесь не чужая. И это было так приятно! Значит, не зря двадцать лет назад я сделала свой выбор и отказалась от города. Конечно же, на самом низком уровне власти мало что можно сделать и кардинально изменить. В том числе и отношение к школе. К примеру, я два года пыталась пробить одну мою идею — выделять ежемесячно небольшую сумму для нашего сельского стипендиата. Есть же такие в городах и районах! Но ничего пока что не добилась, все в деньги упирается. Поэтому основные дебаты у нас разворачиваются вокруг бюджета, а вопросы, которые приходится решать, касаются чаще всего благоустройства.
Мечты и реалии деревенской жизни
Продолжился наш разговор с сельской учительницей далеко не на лиричной ноте, когда заговорили о сегодняшней жизни деревенской школы. Тем более что в нынешний Год учителя довольно много говорят о тех переменах, которые должны затронуть российскую школу. Чувствовалось, эта тема весьма болезненна для моей собеседницы, и я не стала прерывать ее страстный монолог:
— Взять, к примеру, то же укрупнение школ. С одной стороны, хорошо, материальная база улучшается и прочее. Но что с селом-то будет? Есть ведь и довольно большие населенные пункты, где учебные заведения закрыли! Не лучше ли было другим путем пойти — помочь, поднять их на должный уровень, чтобы в деревни и села молодежь ехала. И учителя неплохие на селе работают: посмотрите, сколько деревенских ребятишек олимпиады выигрывают. Да, в городе у детей больше возможностей, но выход-то какой? Помогать сельским школам надо, а не закрывать.
Или та же компьютеризация. Поставили в сельские школы компьютеры и забыли о них. Годы прошли, техника устарела, ни одну современную программу на старый компьютер не установить. Разве это дело? По новым квалификационным требованиям учителя должны использовать на своих уроках новые технологии, а где они, эти технологии, если на всю школу — одна интерактивная доска? А учителя все умеют, только на практике им свои знания не применить в полной мере. Еще одна проблема — новая система оплаты труда, когда педагогам за результат доплачивают. А если есть классы, которые нереально подготовить к олимпиадам? Разве их педагоги виноваты? Дети виноваты?
В ноябре прошлого года мы стали автономным учреждением и теперь должны зарабатывать внебюджетные деньги и искать спонсоров. Представьте, как это сделать в селе, где нет ни предприятий, ни частников? Мы и не говорим о повышении своей зарплаты, мечтаем лишь о том, чтобы обновить библиотеку, старую мебель. Это не только наша проблема, много школ таких. Решать проблемы надо совместными усилиями и Министерства образования, и администраций всех уровней.
Светлана Валентиновна замолчала, вздохнула и неожиданно улыбнулась, словно извиняясь за свою излишнюю откровенность и горячность. Мне в этот момент поверилось, что вот она-то не оставит свою родную сельскую школу, в каких бы сложных условиях ни пришлось работать. Потому что на самом деле единственное, о чем она жалеет и чего ей катастрофически не хватает, так это времени:
— Моя душа все время чего-то просит, я просто за ней не успеваю. Хочется выразить себя во всем: повышивать, порисовать, из глины полепить. Я ведь недавно, глядя на свою Катю, тоже петь стала. Родила Анечку и в ДК пошла. Даже в районном этапе конкурса «Волховские зори» участие принимала. С тех пор в каждый сельский праздник на сцену выхожу. Катерина как знаток критикует меня, бывает, за неверно взятую ноту или за что другое. А я не обижаюсь. Главное ведь, как в песне, так и во всей жизни — успеть передать людям те чувства и те эмоции, которые живут во мне и постоянно просятся наружу. И еще — больше всего на свете желаю, чтобы и мои дочки, и мои ученики нашли себя в жизни так же, как и я.
Демянский район
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир БОГДАНОВ (фото)
Владимир БОГДАНОВ (фото)