Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Мыслительный процесс

{thumbimage 150px 1}Уровень готовности первоклассников области к школьному обучению снижается
Ежегодно специалисты районных центров психолого-медико-социального сопровождения проводят исследования в первых классах школ.
— В этом учебном году мы протестировали 3667 детей, что составляет 65 процентов от общего количества учащихся первых классов области, — объясняет директор Новгородского областного центра Светлана ЕЛАГИНА. — Задача была: понять, насколько у ребятишек сформирована готовность к учебе, и в зависимости от результатов дать рекомендации и педагогам, и родителям.
Мы отслеживали несколько параметров, например, умение выделять смысл, логическое и абстрактное мышление.
Исследование показало, что 28% первоклассников очень слабо понимают, о чем говорится на уроках и в учебниках, то есть не умеют улавливать смысл. у 45% абстрактное мышление развито ниже среднего, а это говорит о проблемах в будущем с математикой. Низкий словарный запас и общий уровень кругозора демонстрируют 24% проверенных учащихся первых классов, и больше половины детей, несмотря на то, что они учатся в школе, не адаптированы к условиям общеобразовательных учреждений.
— Обучаться по расширенным и углубленным программам могут только лишь три процента первоклассников — именно столько детей, прошедших тестирование, имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, — продолжает Елагина.
Но больше всего специалистов центров психолого-медико-социального сопровождения беспокоит рост количества ребятишек с неврологическими отклонениями: если в 2006–2007 учебном году таковых было 39%, то в текущем — уже 53%.
— В чем проявляются особенности этих детей? В гиперактивности, например, — поясняет Светлана Германовна. — Или в быстрой утомляемости. То есть они способны воспринимать и осмысливать информацию в течение 5–15 минут, потом им нужен перерыв. Их нужно переключать с занятий за столом на подвижное дело. Они требуют индивидуального подхода и повышенного внимания к себе. При правильном подходе и работе с такими детьми их небольшие неврологические особенности корректируются, и со временем всё приходит в норму.
Как говорят специалисты, в идеале дети с особенностями нервной системы должны заниматься в обычных общеобразовательных учреждениях, но в классах малой наполняемости и по специальным программам. Но в условиях, когда в школах Новгородской области внедрена схема финансирования, зависящая от количества детей в классах: для городских школ норматив — 25 человек в классе, для сельских — 14, формирование классов из 10–12 ребятишек с некими неврологическими особенностями признается нецелесообразным.
В сложившейся ситуации таким детям могут помочь родители. Психологи утверждают, что мамы и папы должны следить за тем, чтобы если не в школе, то дома, готовясь к урокам, первоклассник делал перерывы. Нельзя таких ребятишек оставлять на продленку, им необходим дневной сон. Нужно следить, чтобы в первом классе учителя на дом не задавали школьникам уроков. Ну и, конечно, родители должны, желательно совместно с педагогами, психологами, логопедами, врачами, разрабатывать индивидуальные программы.
 
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)