Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Логика тарифа

{thumbimage 150px 1}В январе—феврале многих новгородцев ждал неприятный сюрприз. Квартиросъемщики получили квитанции на оплату услуг ЖКХ с заметно возросшими суммами. В обиход граждан вторглось это пугающее слово «перерасчет». Офисы управляющих компаний, энергоснабжающих организаций и кабинеты чиновников атакуют разгневанные граждане. Что же все-таки происходит в многострадальной жилищно-коммунальной сфере? Пояснение нашему корреспонденту дает заместитель главы администрации области Арнольд ШАЛМУЕВ.
— Мотивы решения властей повысить тарифы на услуги ЖКХ, Арнольд Александрович, понятны не всем. Полагаю, из-за недостатка информации. Пожалуйста, проясните объективные и субъективные факторы, способствующие повышению стоимости электро-, тепловой энергии, водоснабжения, природного газа…
— Начнем с первого фактора. В России действует Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая ежегодно пересматривает тарифы для всех субъектов Федерации без исключения.
И не надо думать и подозревать, что в нашей области это делается по инициативе региональной и муниципальных органов власти. Так вот, ФСТ устанавливает минимальные и предельные индексы роста тарифов для населения по электро- и тепловой энергии, водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод. И вот вам пример. Для Новгородской области по электроэнергии рост тарифов для населения установлен в пределах 8,5–10,2 процента (в среднем по России — 10 процентов). Выйти за рамки этого «коридора» мы не можем ни в ту, ни в другую стороны. Губернатор Сергей Митин принял решение о минимальном увеличении тарифа — на 8,5 процентов. Минимальные тарифы установлены и по водоснабжению, и по теплу.
А если вспомнить и прошлый год, то получается, что наши тарифы от максимального уровня отстают практически в два раза. Но… Давайте реально смотреть на ситуацию. Растет цена на газ, а соответственно, растут цены на электричество, вырабатываемую теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение. В этой цепочке все взаимосвязано. И как можно идти наперекор и вопреки объективно   сложившейся ситуации?
— Как так могло получиться, что на территории области жили-были некие островки искусственного благополучия — районы, города, поселки с чрезмерно низкими тарифами на услуги ЖКХ?
— Большинство муниципальных районов пошли по пути поэтапного увеличения тарифов, в неторопливом темпе, мол, время у нас еще есть. Если в 2009 году уровень платежей граждан за коммунальные услуги в Великом Новгороде составлял 96 процентов от их реальной стоимости, то в Хвойнинском районе — 39 процентов (в том числе по теплоснабжению — 14), в Любытинском — 58 процентов (по теплоснабжению — 25), в Крестецком — 60 и в Пестовском — 47 процентов. Естественно, живущие там ныне люди болезненно реагируют на неожиданный для них рост цен.
В текущем году уровень платежей граждан по всем видам коммунальных услуг, включая электроснабжение и газоснабжение, в среднем по области составляет 89 процентов. В муниципальных образованиях, участвующих в реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ» — в Великом Новгороде, Старой Руссе, Валдае, Хвойнинском, Мошенском, Любытинском, Маловишерском, Крестецком, Старорусском, Новгородском районах, жители платят все 100 процентов экономически обоснованных тарифов. Скажу для сравнения, что уровень платежей населения в 2009 году в Псковской области составил 100 процентов, в Ленинградской — 84, Тверской — 96, Вологодской и Мурманской — 100 процентов. Словом, рано или поздно и мы придем к 100-процентной оплате. Отступать нам уже некуда. И нет больше возможности тянуть время. Ведь основными требованиями реформирования жилищно-коммунального хозяйства является прекращение дотаций организаций коммунального комплекса за счет бюджетных средств и, соответственно, перевод на 100-процентную оплату услуг населением. Предприятия будут продавать свои ресурсы по экономически обоснованным ценам, а адресную помощь в виде льгот и субсидий получат те граждане, которые не могут самостоятельно оплачивать в полном объеме жилищно-коммунальные услуги.
— Но ради чего мы так упорно и неотступно стремимся к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг? Ведь это же не самоцель?
— Конечно, нет. Всё объяснимо. Те средства, что не доплачивает население, компенсирует областной бюджет. В прошлом году эта сумма составляла 1 миллиард 150 тысяч рублей, а в позапрошлом — 1 миллиард 300 тысяч. И вот вы представьте, при полной оплате населением тарифов ЖКХ мы бы имели в своем распоряжении такие деньги, которые пошли бы на социальную сферу — больницы, школы, детские сады… Для себя, а не для чужого дяди. И это еще не всё. Выполняя требования Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ» о 100-процентной оплате коммунальных услуг, мы сумели привлечь в прошлом году 517 миллионов рублей федеральных средств, в текущем году планируем получить порядка 700 миллионов. Эти деньги пойдут на расселение граждан из ветхого и аварийного жилья и на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. А разве это малозначимая для нас проблема? Так что у нас весомые и значимые стимулы достичь 100-процентной оплаты жилищно-коммунальных услуг. Какие тут могут быть сомнения? Вы посмотрите, как преобразился Великий Новгород, сколько мы сделали капитального ремонта, сколько домов привели в нормальное состояние. Построили в Валдае новые дома и переселили в них людей из бараков.
В свое время, когда еще только готовился закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ», в Новгородской области провели оценку того, сколько же надо средств на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. И оказалось, на все про все нужно 3,8 миллиарда рублей. При этом отмечу один положительный обнадеживающий момент. Председатель правительства Владимир Путин сказал, что фонд продлит свою работу до 2015 года. И какие еще средства получит наша область — станет известно во втором полугодии 2010 года.
Хочу особо подчеркнуть, что в жилищно-коммунальное хозяйство приходят рыночные отношения. Появились управляющие компании, энергоснабжающие организации, товарищества собственников жилья и так далее. Но с какой проблемой мы сегодня столкнулись в Великом Новгороде? С перерасчетом. Законодательство позволяет производить перерасчет, но если у граждан есть сомнения, что он сделан неправильно, они вправе обратиться в прокуратуру.
— А кто контролирует работу управляющих компаний, чтобы у них не было соблазна изымать из наших кошельков, то бишь семейных бюджетов, денежные средства сверх обоснованных сумм?
— Период рождения компаний прошел, и органы власти начинают контролировать их работу. Но опять же, что именно контролировать? Ремонт и содержание жилья, уборка подъездов, дворов — под оком жилищной инспекции. А если речь идет о том, насколько обоснованны счета, это исключительно в компетенции прокуратуры. Но и сами жильцы не должны стоять в стороне. Вот здесь и наступает местное самоуправление, гражданская ответственность за принятие решений. Мы долгое время не могли собрать граждан и провести собрания по месту их жительства для выбора управляющей компании. Ну хорошо, создали такие компании. И теперь жильцы вправе потребовать от своей управляющей компании объяснения, почему сделан именно такой перерасчет, откуда взялись сомнительные, на их взгляд, цифры и суммы. И если компания или ресурсоснабжающая организация не могут разобраться и внятно ответить на упреки граждан, значит, надо обращаться, как я уже сказал, в прокуратуру. И даже менять управляющую компанию.
— Каким образом можно минимизировать потери семейного бюджета в связи с ростом коммунальных тарифов?
— Прежде всего используя приборы учета коммунального ресурса, проще говоря, счетчики. А если мы говорим о теплоснабжении, то, наверное, целесообразно упомянуть не только приборы учета, а узлы учета и регулирования тепла, которые позволяют не принимать тепло больше той температуры, что требуется для отопления дома. Энергосберегающие лампы дают экономию электроэнергии в четыре раза больше обычных ламп накаливания. Я видел, как в некоторых подъездах свет зажигается только тогда, когда входит человек. Он зашел в квартиру или вышел на улицу — свет погас. Вот тогда и будет экономия энергии, а стало быть, и денег у жильцов. Я считаю, что энергосбережение — это самый главный путь решения проблем, связанных с ростом тарифов ЖКХ.
— Но есть и другой путь — получить субсидию тем, у кого плата за услуги ЖКХ составляет более 18 процентов от совокупного дохода семьи. Правильно я мыслю?
— Для многодетных семей и неработающих пенсионеров право на получение субсидии наступает, если услуги ЖКХ обходятся им дороже 13 процентов семейного бюджета. 15 процентов установлены тем, у кого доход меньше среднедушевого по области. Однако в 2008 и 2009 году субсидии использованы не в полном объеме.
— Странно, люди нуждаются, но за деньгами не идут?
— В какой-то мере их отпугивает перспектива хождения по кабинетам чиновников за всевозможными справками.
— Бюрократические препоны…
— Да. Но губернатор поставил задачу упростить процедуру по принципу «одно окно». Гражданин написал соответствующее заявление и принес его в комитет социальной защиты. И все, никаких мытарств. А в будущем органы власти начнут работать в режиме «электронного правительства» — электронного документооборота.
— И как скоро откроется это «окно»?
— Думаю, что уже в марте этот механизм запустим.
— А что случилось на улице Псковской в Великом Новгороде, откуда идут звонки рассерженных жителей?
— Шесть домов на Псковской отапливает не «Теплоэнерго», как и многие городские дома, а другая ресурсоснабжающая организация — «Новжилкоммунсервис». Кстати, в Новгороде 15 ресурсо-
снабжающих организаций, и у каждой из них свой тариф, поскольку  разные затраты на подачу тепла в дома. И губернатор дал поручение оптимизировать затраты на производство и транспортировку тепла в эти шесть домов, чтобы тарифы там были бы на уровне тарифов «Теплоэнерго» — такие же, как и в городе.
— Жители Боровичей считают, что реализуемая в городе программа «Чистая вода» вытягивает из их кошельков деньги, мол, часть затрат заложили в коммунальные тарифы для населения…
— Действительно, чтобы качество питьевой воды в Боровичах соответствовало нормативам, чтобы город развивался и дальше, нужно построить станцию водоподготовки, которая стоит 192 миллиона рублей. И часть средств на строительство этого важного объекта была заложена в тариф не только для населения, но и для всех потребителей города на Мсте — промышленных предприятий, бюджетных организаций… Думаю, мы сейчас эти средства из тарифа уберем и не будем в этом году строить станцию. А дальше посмотрим. Сейчас рассматривается вопрос о совместном финансировании объекта за счет областного, муниципального бюджетов, инвестиций потребителей…
Политика властей Боровичей заключалась в том, что в течение последних четырех лет тарифы в городе для населения не росли. А если бы городские власти поэтапно поднимались по ступеням тарифной лестницы, как это сделал Новгород, то боровичане бы не ощутили изменения в квитанциях на оплату услуг ЖКХ.  Без воды у Боровичей нет перспектив для развития.
— И последний вопрос. Ждать ли новгородцам в этому году еще повышения коммунальных тарифов?
— Нет, такого не будет. Мы не имеем права. Тарифы в стране пересматриваются один раз в год. Единственное, с 1 апреля 2010 года стоимость природного газа для населения повысится на 15 процентов.
 

Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)