{thumbimage 150px 1}В 2010 году в сфере образования области грядут изменения
Начавшийся Год учителя разделил на два лагеря педагогическую общественность: одни убеждены, что жизнь преподавателей и воспитателей будет в конечном итоге кардинально улучшена, другие же, напротив, не ожидают позитивных перемен. Что же в действительности ждет педагогов, родителей и детей Новгородчины в Год учителя, корреспондент«НВ» выяснял у председателя комитета образования, науки и молодежной политики области Владимира АВЕРКИНА.
— Владимир Николаевич, в районах области приняты планы по проведению Года учителя, но в большинстве своем они включают лишь различные конкурсы и фестивали. Педагоги же ждут проектов, качественно меняющих и условия труда, и размер заработной платы.
— Первым делом скажу о заработной плате. В течение трех предыдущих лет область являлась участницей федерального комплексного проекта модернизации образования (КПМО), в рамках которого апробировалась новая система оплаты труда (НСОТ) учителей школ. И теперь в зависимости от достигнутых результатов школьные педагоги к основному окладу получают еще и стимулирующую надбавку, которая, к слову сказать, в разы может превышать оклад. Наработки в данном направлении регионов — участников КПМО обобщены на федеральном уровне, и в течение 2010 года новые правила оплаты труда должны быть внедрены во всех образовательных учреждениях страны. Так, в нашей области уже приняты документы, утверждающие новую систему оплаты в государственных образовательных организациях, а это 21 учреждение начального и среднего профессионального образования, 9 интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 коррекционных школ и 20 центров психолого-медико-социального сопровождения. Кроме того, в настоящее время НСОТ стартует и в муниципальных образовательных учреждениях области — детских садах и училищах. Начиная с этого года премия Президента РФ лучшим учителям будет составлять 200 тысяч рублей, то есть увеличится вдвое. Правда, вручаться она будет меньшему количеству педагогов, чем раньше. К сожалению, лучшие школы больше не будут из федерального бюджета получать по миллиону. Но на областном уровне на укрепление материально-технической базы мы увеличили объем финансовых средств более чем в два раза — с 6 до 15 млн. рублей. Эти деньги на конкурсной основе распределяются между лучшими общеобразовательными учреждениями региона. Кроме этого, начиная с 2010 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг сельским педагогам нашей области, в том числе и находящимся на пенсии, будут предоставляться не по нормативу, а по факту. Поясню: раньше учитель, проживающий в деревне, не платил за четко определенное, согласно установленному нормативу, количество киловатт электроэнергии, к примеру, за 50, остальные набежавшие киловатты он оплачивал полностью. Теперь же вне зависимости от показаний счетчика сельские педагоги вообще не будут платить за электричество.
— КПМО, о котором уже зашла речь, завершился. Каковы результаты?
— В конце января в Москве прошло итоговое заседание федеральной конкурсной комиссии, оценившей итоги комплексного проекта модернизации образования. Наша область — в группе лидеров. Основное достижение — та самая новая система оплаты труда, о которой сказано выше. Внедрение во всех школах области НСОТ привело к повышению качества образования, об этом говорят данные критериальной оценки деятельности муниципалитетов в сфере образования.
Но КПМО обнажил и ряд проблем, решение которых находится на федеральном уровне. Например, в ходе проекта выяснилось, что в регионах норматив подушевого финансирования на учащихся рассчитывается по-разному. К примеру, на основании имеющейся у нас статистической информации, в Тверской области на содержание одного класса в месяц тратится 457 тысяч рублей, а в Новгородской — 14 тысяч. Понятно, что стоимость, скажем, мела в регионах разная, но, как нам кажется, должен быть на государственном уровне установлен некий нормативный минимум. Сейчас этот вопрос активно обсуждается и в субъектах, и на федеральном уровне.
Несмотря на то, что проект модернизации образования, немалые средства на реализацию которого шли из федерального бюджета (за три года Новгородская область получила почти 170 миллионов рублей), завершился, работа на направлениях, начатых в нашей области в рамках КПМО, будет продолжена. Это и подушевое финансирование, и НСОТ, и независимая оценка качества образования, и участие общественности в управлении школами.
— В середине 2009 года область включилась в федеральный проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. Это очень затратное дело. По силам ли оно нам?
— Для области это дело новое, поэтому в 2009 году к участию в проекте мы пригласили только 15 детей-инвалидов из Великого Новгорода. Дистанционное обучение организуется на базе центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик». Педагоги прошли обучение. Дети получают знания, не только когда учителя приходят к ним домой на индивидуальные уроки, но и посредством компьютерной техники последнего поколения, через Интернет. Дистанционное обучение — действительно затратное дело, ведь нужно обеспечить семьи с детьми-инвалидами и техникой, и высокоскоростным доступом во всемирную паутину. Но данный проект финансируется не только из областного, но и из федерального бюджета. Так, в прошлом году в общей сложности было затрачено более 8 миллионов рублей. В плане на 2010 год — организовать дистанционное обучение для полусотни ребятишек, и не только из Великого Новгорода, но и из районов.
— Правда ли, что в настоящее время идет разработка областной программы по внедрению сертификатов на дошкольное обучение?
— Мы уже давно ратуем за то, чтобы родители дошколят получали на руки некий документ на определенную сумму денег, в котором четко прописано, какие именно услуги на эти средства они могут получить в течение, скажем, года. Родители же, получив такой сертификат, могут передать его вместе со своим ребенком любому детскому саду и любому воспитателю, реализуя, таким образом, свое право выбора. Наши предложения по этому поводу мы направили и в Государственную Думу РФ, и в Минобрнауки РФ, потому как без федеральных законов на уровне отдельных субъектов очень сложно претворить в жизнь задуманное. Но мы пытаемся. Так, подготовлен проект областного закона, позволяющий в дошкольных учреждениях нашего региона ввести сертификаты. Сейчас документ проходит проверку на предмет соблюдения российского законодательства.
— Предполагается, что в конце 2010 года будет принят интегрированный закон об образовании, под влияние которого подпадут все сферы этой отрасли. Чем вызвана необходимость принятия нового законодательного акта?
— Сейчас действуют два основных закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Они, во-первых, содержат многочисленные отсылочные нормы в Трудовой, Бюджетный, Гражданский кодексы, во-вторых, не во всем соответствуют Конституции РФ, в-третьих, регулируют не все сферы образования. Единый закон будет являться сводом нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность всей системы образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего. Так, предполагается, что все образование будет подразделяться на уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование и высшее образование — бакалавриат, магистратура и подготовка научно-педагогических кадров. А вот привычного для многих начального профессионального образования не будет. Единый закон «Об образовании» будет включать в себя все многочисленные изменения, которые произошли в нормативной базе за последние годы. И, кроме того, в будущем появляется перспектива создания правового документа более высокого уровня, чем обычный федеральный закон, — образовательного кодекса.
— В последнее время снова активно начал обсуждаться вопрос необходимости введения независимой, кроме ЕГЭ, оценки качества обучения учащихся. В Новгородской области схема экспертной проверки знаний школьников создана. Как она работает?
— Инициатором проверок могут быть и школы, и отдельные педагоги, и классы, и родители. На областном уровне разработаны тесты по всем предметам, которые могут провести преподаватели НовГУ. Педагоги области заинтересованы в такой оценке знаний детей, а значит, и своих возможностей, поскольку за хорошие результаты независимого тестирования имеют право на получение дополнительной областной надбавки к своей зарплате, и в прошлом учебном году 500 человек получали ее. Обязательно независимое тестирование проводится в 4, 9 и 11 классах. На добровольной основе такой экзамен могут пройти и учащиеся других классов. Когда независимое тестирование заказывают школы или педагоги, тут мотив понятен. Как же поступить родителям, если они хотят проверить знания своих детей? Нужно на родительском собрании, на которое пригласить предметников, высказать свое пожелание. Если учителя отказываются, то либо по очень веской аргументированной причине, с которой мамы и папы соглашаются, либо они сомневаются в качестве передаваемых учащимся знаний, и тогда родители вправе обращаться к директору школы или в комитет образования с просьбой о содействии. Но в любом случае право на независимую экспертную оценку знаний детей у родителей есть, и оно, при их желании, должно быть реализовано.
— Первым делом скажу о заработной плате. В течение трех предыдущих лет область являлась участницей федерального комплексного проекта модернизации образования (КПМО), в рамках которого апробировалась новая система оплаты труда (НСОТ) учителей школ. И теперь в зависимости от достигнутых результатов школьные педагоги к основному окладу получают еще и стимулирующую надбавку, которая, к слову сказать, в разы может превышать оклад. Наработки в данном направлении регионов — участников КПМО обобщены на федеральном уровне, и в течение 2010 года новые правила оплаты труда должны быть внедрены во всех образовательных учреждениях страны. Так, в нашей области уже приняты документы, утверждающие новую систему оплаты в государственных образовательных организациях, а это 21 учреждение начального и среднего профессионального образования, 9 интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 коррекционных школ и 20 центров психолого-медико-социального сопровождения. Кроме того, в настоящее время НСОТ стартует и в муниципальных образовательных учреждениях области — детских садах и училищах. Начиная с этого года премия Президента РФ лучшим учителям будет составлять 200 тысяч рублей, то есть увеличится вдвое. Правда, вручаться она будет меньшему количеству педагогов, чем раньше. К сожалению, лучшие школы больше не будут из федерального бюджета получать по миллиону. Но на областном уровне на укрепление материально-технической базы мы увеличили объем финансовых средств более чем в два раза — с 6 до 15 млн. рублей. Эти деньги на конкурсной основе распределяются между лучшими общеобразовательными учреждениями региона. Кроме этого, начиная с 2010 года льготы по оплате жилья и коммунальных услуг сельским педагогам нашей области, в том числе и находящимся на пенсии, будут предоставляться не по нормативу, а по факту. Поясню: раньше учитель, проживающий в деревне, не платил за четко определенное, согласно установленному нормативу, количество киловатт электроэнергии, к примеру, за 50, остальные набежавшие киловатты он оплачивал полностью. Теперь же вне зависимости от показаний счетчика сельские педагоги вообще не будут платить за электричество.
— КПМО, о котором уже зашла речь, завершился. Каковы результаты?
— В конце января в Москве прошло итоговое заседание федеральной конкурсной комиссии, оценившей итоги комплексного проекта модернизации образования. Наша область — в группе лидеров. Основное достижение — та самая новая система оплаты труда, о которой сказано выше. Внедрение во всех школах области НСОТ привело к повышению качества образования, об этом говорят данные критериальной оценки деятельности муниципалитетов в сфере образования.
Но КПМО обнажил и ряд проблем, решение которых находится на федеральном уровне. Например, в ходе проекта выяснилось, что в регионах норматив подушевого финансирования на учащихся рассчитывается по-разному. К примеру, на основании имеющейся у нас статистической информации, в Тверской области на содержание одного класса в месяц тратится 457 тысяч рублей, а в Новгородской — 14 тысяч. Понятно, что стоимость, скажем, мела в регионах разная, но, как нам кажется, должен быть на государственном уровне установлен некий нормативный минимум. Сейчас этот вопрос активно обсуждается и в субъектах, и на федеральном уровне.
Несмотря на то, что проект модернизации образования, немалые средства на реализацию которого шли из федерального бюджета (за три года Новгородская область получила почти 170 миллионов рублей), завершился, работа на направлениях, начатых в нашей области в рамках КПМО, будет продолжена. Это и подушевое финансирование, и НСОТ, и независимая оценка качества образования, и участие общественности в управлении школами.
— В середине 2009 года область включилась в федеральный проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. Это очень затратное дело. По силам ли оно нам?
— Для области это дело новое, поэтому в 2009 году к участию в проекте мы пригласили только 15 детей-инвалидов из Великого Новгорода. Дистанционное обучение организуется на базе центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Цветик-семицветик». Педагоги прошли обучение. Дети получают знания, не только когда учителя приходят к ним домой на индивидуальные уроки, но и посредством компьютерной техники последнего поколения, через Интернет. Дистанционное обучение — действительно затратное дело, ведь нужно обеспечить семьи с детьми-инвалидами и техникой, и высокоскоростным доступом во всемирную паутину. Но данный проект финансируется не только из областного, но и из федерального бюджета. Так, в прошлом году в общей сложности было затрачено более 8 миллионов рублей. В плане на 2010 год — организовать дистанционное обучение для полусотни ребятишек, и не только из Великого Новгорода, но и из районов.
— Правда ли, что в настоящее время идет разработка областной программы по внедрению сертификатов на дошкольное обучение?
— Мы уже давно ратуем за то, чтобы родители дошколят получали на руки некий документ на определенную сумму денег, в котором четко прописано, какие именно услуги на эти средства они могут получить в течение, скажем, года. Родители же, получив такой сертификат, могут передать его вместе со своим ребенком любому детскому саду и любому воспитателю, реализуя, таким образом, свое право выбора. Наши предложения по этому поводу мы направили и в Государственную Думу РФ, и в Минобрнауки РФ, потому как без федеральных законов на уровне отдельных субъектов очень сложно претворить в жизнь задуманное. Но мы пытаемся. Так, подготовлен проект областного закона, позволяющий в дошкольных учреждениях нашего региона ввести сертификаты. Сейчас документ проходит проверку на предмет соблюдения российского законодательства.
— Предполагается, что в конце 2010 года будет принят интегрированный закон об образовании, под влияние которого подпадут все сферы этой отрасли. Чем вызвана необходимость принятия нового законодательного акта?
— Сейчас действуют два основных закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Они, во-первых, содержат многочисленные отсылочные нормы в Трудовой, Бюджетный, Гражданский кодексы, во-вторых, не во всем соответствуют Конституции РФ, в-третьих, регулируют не все сферы образования. Единый закон будет являться сводом нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность всей системы образования на всех уровнях — от дошкольного до высшего. Так, предполагается, что все образование будет подразделяться на уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование и высшее образование — бакалавриат, магистратура и подготовка научно-педагогических кадров. А вот привычного для многих начального профессионального образования не будет. Единый закон «Об образовании» будет включать в себя все многочисленные изменения, которые произошли в нормативной базе за последние годы. И, кроме того, в будущем появляется перспектива создания правового документа более высокого уровня, чем обычный федеральный закон, — образовательного кодекса.
— В последнее время снова активно начал обсуждаться вопрос необходимости введения независимой, кроме ЕГЭ, оценки качества обучения учащихся. В Новгородской области схема экспертной проверки знаний школьников создана. Как она работает?
— Инициатором проверок могут быть и школы, и отдельные педагоги, и классы, и родители. На областном уровне разработаны тесты по всем предметам, которые могут провести преподаватели НовГУ. Педагоги области заинтересованы в такой оценке знаний детей, а значит, и своих возможностей, поскольку за хорошие результаты независимого тестирования имеют право на получение дополнительной областной надбавки к своей зарплате, и в прошлом учебном году 500 человек получали ее. Обязательно независимое тестирование проводится в 4, 9 и 11 классах. На добровольной основе такой экзамен могут пройти и учащиеся других классов. Когда независимое тестирование заказывают школы или педагоги, тут мотив понятен. Как же поступить родителям, если они хотят проверить знания своих детей? Нужно на родительском собрании, на которое пригласить предметников, высказать свое пожелание. Если учителя отказываются, то либо по очень веской аргументированной причине, с которой мамы и папы соглашаются, либо они сомневаются в качестве передаваемых учащимся знаний, и тогда родители вправе обращаться к директору школы или в комитет образования с просьбой о содействии. Но в любом случае право на независимую экспертную оценку знаний детей у родителей есть, и оно, при их желании, должно быть реализовано.
Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)