Четверг, 28 ноября 2024

Редакция

Страсти и странности

{thumbimage 150px 1}На этой неделе истек срок, отведенный Главным управлением МЧС России по Новгородской области, для устранения выявленных 3–6 ноября при проверке новгородского ресторана «Детинец» многочисленных нарушений правил пожарной безопасности. Требования не выполнены. Но страсти вокруг «Детинца» разгорелись вновь отнюдь не из-за этого.
Через СМИ раздаются обращения с призывами защитить популярный ресторан, известный не только всему Новгороду, но и стране. Даже «всему миру», как говорит депутат Андрей Моисеев, подвизавшийся в качестве ресторанного адвоката-общественника. Лексикон его пламенных речей изобилует угрюмыми словами: заказ, коррупция, угрозы, рейдерство и т.д.
Согласен, в этой истории много странностей. Но таких, что «изгнанники» вряд ли могут рассчитывать на безоговорочное сочувствие. Распространено мнение, что все началось «с подачи патриарха». На самом деле еще 14 мая прошлого года Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новгородской области (Росимущество) уведомило ООО «Детинец» о расторжении договора в связи с невнесением арендной платы в установленные сроки.
Претензии были обоснованные (это вынужден признать даже г-н Моисеев), и ресторан после получения уведомления с долгами поспешно рассчитался. Но покидать помещение не захотел. Тогда госучреждение вторично предложило партнеру расстаться мирно: 18 июня ООО «Детинец» было уведомлено, чтобы к 21 сентября непременно освободило площади. Когда к назначенной дате это не произошло, начались судебные разбирательства.
Можно много говорить о традициях и брендах. Тем более — о попавших в непростую жизненную ситуацию людях, работавших в «Детинце». Можно спросить и людей, в нем отдыхавших: всем ли они были в последнее время довольны? Качеством кухни, обслуживанием, ценами. 3—4 тысячи рублей с человека за фирменный ужин с напитками — это бренд? Однако вопросы не по теме.
Здесь, по существу, речь идет о споре двух хозяйствующих субъектов. Один усомнился в добросовестности другого и предложил прекратить хозяйственные отношения. Причем для этого не киллеров или рейдеров нанял, а вполне цивилизованно мотивировал свои претензии. В ответ оплошавший партнер вместо того, чтобы попробовать утрясти недоразумение, пошел в атаку. На предсудебном заседании «Детинец» выдвинул Росимуществу встречный иск, требуя признать договор аренды недействительным (спрашивается: зачем же тогда исполнял его до весны 2009 года?). Помогло только отчасти — суд отложили на месяц. А 25 ноября, как и ожидалось, вынесли решение в пользу истца (Росимущество).
Напомню, «НВ» были в курсе происходящего давно. Еще 8 декабря мы писали о ситуации в заметке «В пожарном порядке», на следующий день после того как «Детинец» был закрыт на 60 суток за нарушения правил пожарной безопасности. По решению, между прочим, городского суда. Директор «Детинца» Галина Елизарова сказала тогда нашему корреспонденту, что будет обжаловать решение. Но не сделала этого. Не обжаловала она в установленные сроки и решение арбитражного суда о расторжении договора аренды.
Так кто же виноват в случившемся? Тот, кто руководствовался буквой закона, или тот, кто пытался всё разрулить по понятиям? Вопрос, разумеется, риторический. Потому что в адвокатах у «Детинца» г-н Моисеев, который любит апеллировать к закону, но сам-то живет именно по понятиям.
Посему он и не мог пройти мимо «Детинца», ведь заступничество требовалось арендатору-должнику. Этот статус пронзительно близок г-ну Моисееву. Снимая у новгородки Н-вой двухкомнатную квартиру, он с 1 июля 2005 года платил за аренду согласно договоренности. А в сентябре прошлого года вдруг решил сократить платежи втрое против прежнего. «Почему, не объяснил, — сетовала хозяйка в разговоре со мною. — В квартиру меня не пускает и выезжать оттуда отказывается. Я посылала ему уведомления о расторжении договора, он говорит, что не получал ни одного. В итоге я подала на депутата в суд, ведь все идет к тому, что он вообще останется в моей квартире навсегда».
Кстати, добротой Н-вой Андрей Анатольевич попользовался на славу. По словам Нины Михайловны, когда Моисеев собрался баллотироваться в депутаты, ему потребовалась регистрация (прописка). И он уговорил женщину прописать его в загородном доме в деревне Ракомо Новгородского района, что она и сделала. Потом фиктивную регистрацию Н-вой пришлось аннулировать через суд. Удалось это с превеликим трудом, и вчера она уже собиралась отвезти судебное решение руководству поселения.
Вот такие попадаются избранники и защитники народа. Одежды на них белые. Но только снаружи.
Что же касается «Детинца», то администрация области не намерена бросать в трудной ситуации работавших в нем людей, обещая помощь в трудоустройстве (если это потребуется). Кроме того, сообщил «НВ» начальник управления государственной охраны культурного наследия областного комитета культуры Денис БЕЗРУКОВ, сейчас в новгородском кремле идет поиск помещений, которые пригодны «под современное использование», в том числе — под ресторан древнерусской кухни. Уже есть варианты.
 
 
Геннадий РЯВКИН