{thumbimage 150px 1}2010 год объявлен президентом России Годом учителя. Наша газета начинает цикл бесед, в которых о своей работе расскажут педагоги-практики. Кому как не им, ежедневно решающим задачи по сложению и умножению знаний и душевных качеств детей, рассуждать о том, что действительно нужно ученикам, их родителям, а также воспитателям, школьным учителям, преподавателям учреждений профессионального образования, руководителям кружков и клубов. Тему для первой публикации нам предложила директор средней школы № 6 Великого Новгорода Светлана МАТВЕЕВА. С ней мы побеседовали о качестве современного российского образования.
— Светлана Борисовна, результативность учебного процесса — вопрос не простой. Об этом в последние годы постоянно говорят и спорят. Да и определений понятия «качество образования» очень много. С каким согласны вы?
— Если отталкиваться от стереотипного восприятия общеобразовательного процесса, то можно сказать, что родители, отдавая ребенка в школу, хотят, чтобы он получил хорошие знания, которые бы помогли ему в будущем профессионально сформироваться. Учебное заведение в свою очередь данные знания должно обеспечить.
— Если отталкиваться от стереотипного восприятия общеобразовательного процесса, то можно сказать, что родители, отдавая ребенка в школу, хотят, чтобы он получил хорошие знания, которые бы помогли ему в будущем профессионально сформироваться. Учебное заведение в свою очередь данные знания должно обеспечить.
Так вот, если желание родителей совпадет с возможностями школы, то это и есть, по моему мнению, максимальное достижение качества. Причем нужно сознавать, что образование сегодня сделало очень большой рывок вперед. Поясню. Если еще лет пятнадцать назад об уровне школьника судили по тому количеству информации, которую он запомнил — формулы, теоремы, определения, даты, правила, описания, стихотворения и прочее, то сегодня, в условиях практически безразмерного общедоступного информационного потока, не нужно ребенка заставлять все это запоминать. Задача современного образования — научить находить нужную информацию, анализировать ее, делая выводы, и применять на практике. То есть сегодня школа ушла от отложенных в памяти сведений к компетенциям, которыми должен обладать современный человек.
— Какие же компетенции есть у учеников вашей школы?
— Не только нашей, любой. Их много. Например, коммуникативная. Понятно, что даже если школьник быстро найдет и правильно оценит информацию по заданной теме, но не сможет последовательно изложить свои мысли одноклассникам или учителям, то успеха не будет. И я говорю не только об умении лично общаться с аудиторией, но и письменно, графически выражать свою мысль. Еще одна компетенция — информационная. Это как раз и есть умение находить нужные сведения в самых различных источниках, без чего в современном мире нельзя. Всему этому можно и нужно учить детей в школе. Мы у себя давно отслеживаем успехи детей на данном направлении и помогаем их развивать, потому как от этого напрямую зависит качество образования.
— Насколько я знаю, в вашей школе отслеживаются и качественные, и количественные достижения детей. Действует некая информационная система, позволяющая и педагогам наблюдать и анализировать учебу ребят, и самим детям, и их родителям.
— Да. Корпоративная сеть, позволяющая производить мониторинг знаний детей, была разработана и внедрена в школе в 2006 году. Обязанности педагогов четко распределены: одни вносят в систему персональные данные о детях и родителях, и эти сведения не подлежат разглашению, другие регулярно вписывают текущие оценки, информацию об участии в проектах, конкурсах и многое другое. Мы можем, и делаем это, сравнить результаты классов в одной параллели, что вносит элемент соревновательности и мотивирует ребят на учебу. Но основная задача нашей информационной системы — отслеживать успехи или неудачи по всем направлениям школьной жизни каждого ученика в отдельности и корректировать в соответствии с этим работу педагогов. Такие данные не подлежат всеобщей огласке — об изменениях мы сообщаем детям и родителям. Опыт показывает, что если за несколько недель до окончания четверти обратить внимание ученика на явно прослеживающиеся по нашей информационной системе пробелы и предложить помощь, к концу четверти он подтянется и улучшит свои результаты.
— Ваша школа входит в состав Российского клуба лидеров качества образования, в котором на сегодняшний день значатся всего 260 общеобразовательных учебных заведений страны и получить членство в котором можно, только реализовав на практике некие инновационные управленческие идеи…
— Успешно внедрив у себя информационно-мониторинговую систему, о которой я только что рассказала, мы в 2007 году подали этот проект на участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по управлению школой и получили второе место. После этого школа и получила приглашение войти в состав клуба. Кстати, наш регион представляет еще и Боровичская гимназия. Клуб — это своего рода экспериментальная площадка. Школы-участницы разрабатывают и апробируют на своей базе новые идеи, которые позволяют улучшать учебный процесс, повышают качество образования.
— Другими словами, клуб занимается теоретическими проектами. А как же внедрение в практику?
— Российский клуб лидеров качества образования — это не закрытая масонская ложа. Во-первых, участники общаются и через Интернет, и лично встречаясь на различных съездах, учебах, постоянно обмениваясь информацией. Во-вторых, все наши идеи мы публикуем на страницах общероссийских педагогических изданий и порталов. Могу сказать, что только за последние три года в рамках федерального комплексного проекта модернизации образования, участие в котором принимали более 30 регионов, с подачи клуба были реализованы несколько идей. Что касается Новгородской области, то на базе нашей школы проводятся обучающие семинары и практикумы для руководителей общеобразовательных учреждений районов. Каждую неделю к нам приезжают перенимать опыт. Радует, что во многих школах, взяв за основу нашу схему мониторинговой системы знаний учащихся, пошли дальше — дополняют ее новыми составляющими в зависимости от своих местных особенностей и задач, стоящих перед учреждениями.
— Качество образования старшеклассников напрямую зависит от того, правильно ли ребенок выбрал профиль для углубленного изучения. А если ошибся? Если скажем, биолого-химическое направление — не его путь? Что тогда?
— Администрация Великого Новгорода подходит к распределению профилей в 10—11 классах так, чтобы в каждом микрорайоне города присутствовали все направления — гуманитарное, естественно-научное, математическое, языковое и другие. Это не означает, что весь спектр должен быть в каждой школе. У нас, скажем, углубленно изучается экономика, в соседней же гимназии
№ 2 — математика, и так по всем учреждениям. И если школьник даже в середине учебного года осознал, что ошибся, он тут же может, не теряя времени, перейти в другую школу или гимназию. Такое право у него есть. А вот чтобы ошибок при выборе дисциплин для углубленного изучения в старших классах было как можно меньше, в городе разработана единая программа профориентационных элективных курсов для учащихся 7—9 классов. Это рассказы на уроках о различных профессиях, экскурсии на предприятия, фирмы, в учреждения профессионального образования. Это и тестирование детей на способности, и совместно с родителями обсуждение дальнейших планов на учебу. Если после тестирования внутри школы мы видим, что явного направления применения сил ребенка не прослеживается, то направляем его в Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода, где специалисты при помощи некоторых тестов помогают найти правильный путь и определиться с профилем учебы.
— В начале разговора вы сказали, что качество образования включает в себя и умение применять полученную информацию на практике. Каким образом в этом может помочь школа?
— Способов много. Например, привлекаются дети к разработке различных компьютерных презентаций своих проектов. Кстати, после последней встречи в клубе мы привезли идею, как в рамках основного учебного плана, а не после занятий, учить детей создавать социальные проекты, направленные на изменения жизни семьи, друзей, двора. Поскольку в нашей школе ребята углубленно изучают английский язык, в прошлом году мы заменили таблички с названиями кабинетов с русских на иностранные. Это вызвало бурю эмоций: дети вели споры по поводу правильного или неправильного, по их мнению, лексического значения, точнее сказать, соответствия английского слова сущности учебного процесса по конкретным предметам, который проходит в данных помещениях. Регулярно в учебном году мы проводим информационно-развлекательные мероприятия с практическим использованием знаний. К примеру, предлагается прочитать на английском языке инструкцию по применению какого-нибудь лекарства и подробно рассказать о содержании присутствующим.
— Беседуя сейчас, мы говорили о том, каким образом дети улучшают результаты, какие у них есть возможности. А разве учитель не является определяющим фактором высокого качества образования?
— Этот вопрос сегодня животрепещущий для педагогической общественности страны. В Московском институте проблем образовательной политики «Эврика», который был инициатором проведения в России комплексного проекта модернизации образования и главным его рефери, считают, что качество образования — это только достижения детей. И не важно, как они их добились — с помощью учителей, сами или еще как-то. Я же в корне не согласна с таким мнением, потому как только педагог-личность, педагог, стремящийся постоянно совершенствовать себя, может дать своим ученикам образование самого высокого качества.
— Какие же компетенции есть у учеников вашей школы?
— Не только нашей, любой. Их много. Например, коммуникативная. Понятно, что даже если школьник быстро найдет и правильно оценит информацию по заданной теме, но не сможет последовательно изложить свои мысли одноклассникам или учителям, то успеха не будет. И я говорю не только об умении лично общаться с аудиторией, но и письменно, графически выражать свою мысль. Еще одна компетенция — информационная. Это как раз и есть умение находить нужные сведения в самых различных источниках, без чего в современном мире нельзя. Всему этому можно и нужно учить детей в школе. Мы у себя давно отслеживаем успехи детей на данном направлении и помогаем их развивать, потому как от этого напрямую зависит качество образования.
— Насколько я знаю, в вашей школе отслеживаются и качественные, и количественные достижения детей. Действует некая информационная система, позволяющая и педагогам наблюдать и анализировать учебу ребят, и самим детям, и их родителям.
— Да. Корпоративная сеть, позволяющая производить мониторинг знаний детей, была разработана и внедрена в школе в 2006 году. Обязанности педагогов четко распределены: одни вносят в систему персональные данные о детях и родителях, и эти сведения не подлежат разглашению, другие регулярно вписывают текущие оценки, информацию об участии в проектах, конкурсах и многое другое. Мы можем, и делаем это, сравнить результаты классов в одной параллели, что вносит элемент соревновательности и мотивирует ребят на учебу. Но основная задача нашей информационной системы — отслеживать успехи или неудачи по всем направлениям школьной жизни каждого ученика в отдельности и корректировать в соответствии с этим работу педагогов. Такие данные не подлежат всеобщей огласке — об изменениях мы сообщаем детям и родителям. Опыт показывает, что если за несколько недель до окончания четверти обратить внимание ученика на явно прослеживающиеся по нашей информационной системе пробелы и предложить помощь, к концу четверти он подтянется и улучшит свои результаты.
— Ваша школа входит в состав Российского клуба лидеров качества образования, в котором на сегодняшний день значатся всего 260 общеобразовательных учебных заведений страны и получить членство в котором можно, только реализовав на практике некие инновационные управленческие идеи…
— Успешно внедрив у себя информационно-мониторинговую систему, о которой я только что рассказала, мы в 2007 году подали этот проект на участие во Всероссийском конкурсе методических разработок по управлению школой и получили второе место. После этого школа и получила приглашение войти в состав клуба. Кстати, наш регион представляет еще и Боровичская гимназия. Клуб — это своего рода экспериментальная площадка. Школы-участницы разрабатывают и апробируют на своей базе новые идеи, которые позволяют улучшать учебный процесс, повышают качество образования.
— Другими словами, клуб занимается теоретическими проектами. А как же внедрение в практику?
— Российский клуб лидеров качества образования — это не закрытая масонская ложа. Во-первых, участники общаются и через Интернет, и лично встречаясь на различных съездах, учебах, постоянно обмениваясь информацией. Во-вторых, все наши идеи мы публикуем на страницах общероссийских педагогических изданий и порталов. Могу сказать, что только за последние три года в рамках федерального комплексного проекта модернизации образования, участие в котором принимали более 30 регионов, с подачи клуба были реализованы несколько идей. Что касается Новгородской области, то на базе нашей школы проводятся обучающие семинары и практикумы для руководителей общеобразовательных учреждений районов. Каждую неделю к нам приезжают перенимать опыт. Радует, что во многих школах, взяв за основу нашу схему мониторинговой системы знаний учащихся, пошли дальше — дополняют ее новыми составляющими в зависимости от своих местных особенностей и задач, стоящих перед учреждениями.
— Качество образования старшеклассников напрямую зависит от того, правильно ли ребенок выбрал профиль для углубленного изучения. А если ошибся? Если скажем, биолого-химическое направление — не его путь? Что тогда?
— Администрация Великого Новгорода подходит к распределению профилей в 10—11 классах так, чтобы в каждом микрорайоне города присутствовали все направления — гуманитарное, естественно-научное, математическое, языковое и другие. Это не означает, что весь спектр должен быть в каждой школе. У нас, скажем, углубленно изучается экономика, в соседней же гимназии
№ 2 — математика, и так по всем учреждениям. И если школьник даже в середине учебного года осознал, что ошибся, он тут же может, не теряя времени, перейти в другую школу или гимназию. Такое право у него есть. А вот чтобы ошибок при выборе дисциплин для углубленного изучения в старших классах было как можно меньше, в городе разработана единая программа профориентационных элективных курсов для учащихся 7—9 классов. Это рассказы на уроках о различных профессиях, экскурсии на предприятия, фирмы, в учреждения профессионального образования. Это и тестирование детей на способности, и совместно с родителями обсуждение дальнейших планов на учебу. Если после тестирования внутри школы мы видим, что явного направления применения сил ребенка не прослеживается, то направляем его в Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов Великого Новгорода, где специалисты при помощи некоторых тестов помогают найти правильный путь и определиться с профилем учебы.
— В начале разговора вы сказали, что качество образования включает в себя и умение применять полученную информацию на практике. Каким образом в этом может помочь школа?
— Способов много. Например, привлекаются дети к разработке различных компьютерных презентаций своих проектов. Кстати, после последней встречи в клубе мы привезли идею, как в рамках основного учебного плана, а не после занятий, учить детей создавать социальные проекты, направленные на изменения жизни семьи, друзей, двора. Поскольку в нашей школе ребята углубленно изучают английский язык, в прошлом году мы заменили таблички с названиями кабинетов с русских на иностранные. Это вызвало бурю эмоций: дети вели споры по поводу правильного или неправильного, по их мнению, лексического значения, точнее сказать, соответствия английского слова сущности учебного процесса по конкретным предметам, который проходит в данных помещениях. Регулярно в учебном году мы проводим информационно-развлекательные мероприятия с практическим использованием знаний. К примеру, предлагается прочитать на английском языке инструкцию по применению какого-нибудь лекарства и подробно рассказать о содержании присутствующим.
— Беседуя сейчас, мы говорили о том, каким образом дети улучшают результаты, какие у них есть возможности. А разве учитель не является определяющим фактором высокого качества образования?
— Этот вопрос сегодня животрепещущий для педагогической общественности страны. В Московском институте проблем образовательной политики «Эврика», который был инициатором проведения в России комплексного проекта модернизации образования и главным его рефери, считают, что качество образования — это только достижения детей. И не важно, как они их добились — с помощью учителей, сами или еще как-то. Я же в корне не согласна с таким мнением, потому как только педагог-личность, педагог, стремящийся постоянно совершенствовать себя, может дать своим ученикам образование самого высокого качества.
Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)