Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Браслет от судьи

В России введён новый вид наказания — ограничение свободы, уже прозванный в народе «домашним арестом».
Как любое новшество, оно имеет своих сторонников и противников. Разработчики закона убеждены, что такое «мягкое» наказание гораздо лучше тюрьмы, поскольку не калечит личность осужденного, совершившего преступление небольшой тяжести. У противников свои аргументы: контроль за передвижением осужденного с помощью электронных браслетов на ногах и веб-камер в их жилищах — слишком дорогое удовольствие во время кризиса, и это еще более опустошит госказну.
В беседе с корреспондентом «НВ» председатель Новгородского областного суда Юрий РЯБЦОВ отметил, что суть ограничений в том, что осужденному нельзя будет уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, посещать определенные места, расположенные в пределах муниципального образования, выезжать за пределы муниципалитета, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, изменять место жительства или пребывания, место работы и учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания.
Наказание в виде ограничения свободы нельзя будет назначать военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Ограничение свободы будет назначаться на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет — в качестве дополнительного вида наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.
Для справки: в 2009 году мировыми судьями и районными судами Новгородской области были осуждены порядка трех тысяч человек за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Совсем скоро суды в Новгородской области начнут приговаривать незаконопослушных граждан к новому виду наказания. Готовы ли соответствующие службы исполнить столь непривычные вердикты судей?
— Мы готовы работать, — заверил корреспондента «НВ» начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области Владимир СИДОРИН. — У нас есть соответствующий штат сотрудников, которые и будут осуществлять эти функции. Нам не требуется время на раскачку.
В Федеральной службе исполнения наказаний считают, что ежегодно домашний арест может быть назначен по стране примерно 113 тысячам осужденных. В нашей области эта цифра будет колебаться в пределах 700—800 человек. Кстати, нельзя утверждать, что места лишения свободы в нашем регионе переполнены и новый вид наказания освободит от постояльцев сотни нар. Ведь речь в первую очередь идет не о колониях, а о следственных изоляторах, когда, скажем, подсудимого еще до вынесения приговора, под подписку о невыезде, будут «содержать дома», а не томить в СИЗО, которые действительно у нас в России переполнены.
 
 
Евгений МАЛЬКОВ