Четверг, 28 ноября 2024

Редакция

Путь к вершине

{thumbimage 150px 1}Анатолию ТИМОФЕЕВУ — 47. Как и многие его земляки и сверстники, спешит по утрам на работу, общается с женой и детьми, обсуждает рутинные домашние дела. Но едва выдается свободная минутка, хватает в руки рюкзак и уезжает подальше от городской суеты — туда, где время течет совсем по-иному, а человеческие ценности измеряются другими величинами. Его можно увидеть ныряющим с аквалангом в холодные новгородские озера и теплое Черное море, летящим на параплане с демянской Княжей горы или уральских отрогов. Но самое главное в его жизни — это горы, которые покорили его сердце раз и навсегда.
На счету Анатолия — десятки покоренных вершин, среди которых немало пятитысячников: Памир, Тянь-Шань, Хибины. Но, по его словам, в памяти, как правило, остаются не самые высокие горы, а те, которые преподносят сюрпризы. Сюрпризы, которые могут стоить альпинистам жизни. Так было, например, в середине 90-х в горах Кабардино-Балкарии…
…В тот день четверо новгородцев и один альпинист из Питера шли на штурм пика Щуровского, выход к которому с ледника занимал обыкновенно не больше суток. Несмотря на то, что гора имеет пятую категорию сложности, то есть представляет собой отвесную стену, опытная команда планировала уложиться именно в этот срок. Потому и отправились, что называется, налегке, почти без продовольствия.
Но в это утро все шло как-то не так. На выходе замешкались, и крепкий в раннее время суток наст изрядно подтаял. Подъем по раскисшей снежной массе затянулся, и сумерки застали на отвесном склоне. Хорошо хоть до наступления ночи удалось найти небольшой выступ, на который еле-еле втиснулась палатка. Сквозь нее протянули страховочную веревку, пристегнулись к ней карабинами и забылись беспокойным сном, боясь резко пошевелиться: малейшее неосторожное движение могло сорвать непрочную конструкцию в пропасть.
Гора показала свой характер наутро, когда голодные альпинисты уже надеялись, что преодолели самую опасную часть пути. Но нет, понадобились еще три страховочные веревки, чтобы взойти на вершину. А потом начался спуск, который всегда тяжел.
Анатолий вспоминает, что лишь по прошествии двух суток, когда до базы оставалось около четырех часов пути, они смогли разбить лагерь и сделать привал. И когда заварили долгожданный чай, увидели, что с соседней вершины спускается группа, неся на руках раненого. Ребята, у которых из-за несчастного случая восхождение вместо двух дней заняло целых шесть, были настолько измождены, что пили предложенный чай стоя, боясь присесть и не подняться.
Осталась в памяти моего собеседника еще одна гора с необычным названием Учитель, что в Киргизии.
— Нас еще в лагере Ала-Арча предупредили, что на ней всегда ветер, но мы значения не придали этим словам, — говорит Тимофеев. — И напрасно. На вершине было минус 49 и такой ветер, что пробивал все насквозь! Было ощущение, что стоишь на вершине абсолютно голый, никакие пуховики не спасали! Все мы тогда лица поморозили. Альпинизм — это не романтика, она у туристов бывает. А у нас — дьявольски тяжелый спорт, жуткая пахота! Это — дикая ломка самого себя, каждый раз себе самому что-то доказываешь. Берешь один барьер и ломаешь его дальше и дальше! А красоты горные, как правило, или на отдыхе рассматриваешь, или когда домой вернешься — на фото или на видео.

Дела земные

Первые вершины Анатолий покорял, будучи студентом новгородского политеха, и потом бывал на каждой по три-пять раз за год. Самый большой перерыв, в два года, случился, когда пришлось служить в армии. Еще один компромисс, на который пришлось пойти ради семьи, — Новый год встречать дома, так как на 1 января приходится день рождения жены. Но все остальное свободное время новгородец проводит там, где дышится гораздо легче, чем на городских улицах:
— В горах понимаешь, что на самом-то деле важны совсем другие ценности. Мне самому для жизни немного надо — белый потолок надо мной и темный пол под ногами. Зато я хорошо научился оценивать человека не по его словам, а по делу, по поступкам и надежности. Горы научили меня быть не только выносливым и уверенным в себе, но и более спокойным. Вот все твердят, кризис, свиной грипп, лекарствами запасаются. А мы, те, кто в горы ходит, панике не поддаемся! Даже в работе помогает то, что приобрел, переламывая себя в трудных ситуациях. Теперь и здесь на земле думается так: эту гору смог преодолеть, значит, и это дело смогу сделать!
У Анатолия в жизни было множество профессий, но несколько лет назад он нашел любимую, благодаря которой он, как и в горах, большую часть времени проводит на высоте, паря над землей. Это промышленный альпинизм.
Если подъезжаешь к Новгороду со стоны Петербурга, издалека видны трубы химкомбината: самая высокая в 180 метров и две поменьше, в яркую полоску — по 120 метров. Их ремонт и покраска — дело рук бригады альпинистов прораба Тимофеева.
Герметизация швов на высоких городских зданиях — тоже их поле деятельности. Бывают задания и более приятные, как, например, традиционная в начале весны очистка куполов Софийского собора от снега. Приходилось работать и внутри самого храма: зависая с высоты, очищать огромное шаткое паникадило. Как правило, работает Анатолий всегда много: альпинизм — занятие не из дешевых. Но есть у него на земле еще одна работа, на которую тоже уходит уйма времени, а порой и денег. Это — тренерская работа, особая тема в жизни моего героя.

Взять высоту

Впервые мы встретились с Анатолием в спортзале школы № 10. Место встречи было выбрано не случайно: именно здесь он проводит несколько вечеров в неделю, тренируя ребятишек на скалодроме вместе с Павлом Галеевым:
— Посмотрите, сколько детей сюда приходит! С семи лет девчонки и мальчишки занимаются. И это здорово! Пусть у нас в Новгороде нет взрослых чемпионов по альпинизму, так хоть у детей появится шанс проявить себя. Вот мы вместе с Павлом в свое время собрались и решили для них стенку построить. Он спонсоров нашел, свои деньги добавили, спасибо администрации школы, которая единственная поддержала нашу инициативу и предоставила свой спортзал. И сейчас, спасибо директору, нам палки в колеса не вставляют. Уже в прошлом году несколько учеников школы ездили в Питер на детско-юношеский чемпионат России «Невские вертикали», попробовали себя на серьезном соревновании международного класса. Первый блин был комом, но нынче после Нового года поедут снова и постараются выступить достойно.
Анатолий находит время и еще для одной секции — в спортзале НовГУ, в котором скалодром тоже был построен во многом благодаря его энтузиазму. А сам старается постоянно тренироваться в Санкт-Петербурге, перенимая опыт у более опытных тренеров, чтобы передать его новгородской молодежи. Он не скрывает мечту о том, чтобы этот вид спорта в Великом Новгороде развивался более быстрыми темпами. Недавно надежда на это появилась.
— Уж не знаю как, но Федерация скалолазания России пробила постройку скалодромов международного класса в областных центрах страны, — говорит он. — Единственное условие — высота зала не менее десяти метров. В Новгороде такая есть в спортшколе на Торговой стороне. Мы уже собрали документы и отправили в Москву. Если все закончится благополучно, такой скалодром в городе появится. А значит, появятся и свои чемпионы!
 
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото Николая БАРАНОВСКОГО