Четверг, 18 июля 2024

Редакция

На пути к автономии

{thumbimage 150px 1}В 2010 году в Новгородской области подавляющее большинство образовательных учреждений будет преобразовано
Федеральный закон об автономных учреждениях был принят еще в конце 2006 года, но в нашем регионе несмотря на активную пропаганду этого нового направления представителями администрации области процесс автономизации и в 2009 году шел медленно и лишь в отдельных отраслях — например, в образовании.«НВ» решили разобраться, что же в реальности получат детские сады, школы, училища, получив статус автономных?

Из истории вопроса

Согласно федеральному закону, автономия — это самостоятельность муниципального или государственного учреждения некоммерческого профиля в управлении своими кадровыми и финансовыми ресурсами. Это  нашло подтверждение и в разработанном в 2008 году Министерством образования и науки России проекте «Наша новая школа». В нем в том числе идет речь и о большей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений. Данный проект поддержал Президент РФ Дмитрий Медведев, который в последнем послании Федеральному Собранию, в частности, сказал: «…Нам нужно расширить самостоятельность школ. Причем как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании средств. Со следующего (2010-го. — Л.Д.) года самостоятельность получат школы, ставшие победителями национального проекта «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения. Обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы».
Первопроходцем в вопросе автономизации стала Тюменская область, где еще до появления федерального закона об автономных  учреждениях, были приняты региональные документы, позволяющие муниципальным или государственным учреждениям свободнее распоряжаться заработанными средствами и вести хозяйственную деятельность. И на сегодняшний день в этом регионе самое большое число успешных автономных школ, детских садов, училищ, лицеев.
Что касается Новгородской области, то, по словам заместителя председателя областного комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Вадима ВЕЙКОВА, у нас 2007 год и первая половина 2008 года были временем пристального изучения закона об автономии и его анализа с точки зрения применения в учреждениях в районах:
— Параллельно шел процесс формирования областной и муниципальных нормативных баз, позволяющих образовательным учреждениям на местах получать статус автономных. Эта работа требовала многочисленных согласований, что затянуло процесс в муниципалитетах. Но с конца 2008 года первые организации-смельчаки начали осваивать автономное пространство.

Прибыль и убыль

По данным областного комитета образования, в настоящее время у нас перешли в новый статус 32,6% общеобразовательных учреждений и 34% детских садов. Из 21 учреждения начального и среднего профессионального образования автономными являются 13, а из 31 организации дополнительного образования по-новому работает 21. То есть можно сказать, что автономизация в Новгородской области постепенно осваивает территорию.  
Руководители всех автономных образовательных учреждений, с которыми мне удалось пообщаться, в один голос заявляют о двух преимуществах новой формы деятельности. Во-первых, у них появилась возможность по своему усмотрению перебрасывать деньги с одной статьи бюджетных расходов на другую и, во-вторых, уйти от проведения средств через казначейство.
— Раньше если у нас, к примеру, неожиданно прорывало трубы, а деньги, выделенные муниципальным бюджетом по статье коммунальные нужды, были уже к этому времени израсходованы, с других статей бюджета организации средства я не мог снять, — объясняет директор Новгородского лицея № 28 Александр ВИКУЛОВ. — Теперь, в условиях автономного учреждения, всеми выделенными бюджетными и внебюджетными средствами мы можем распоряжаться согласно ситуации. Но это не значит, что я единолично распоряжаюсь ими. Такие решения в ведении наблюдательного совета, в состав которого входят и представители администрации города, и родители, и руководители местных предприятий и фирм, и педагоги. Что касается казначейства, то раньше все средства поступали туда, и чтобы получить их на какие-то незапланированные заранее нужды, уходило несколько месяцев на согласования и по суммам, и по проведению аукционов на выполнение работ. Теперь учреждение имеет счет в банке и самостоятельно осуществляет все расчеты, а чтобы работы проводились, достаточно заключить с подрядчиком договор. Вот реальный пример: в этом году прямо перед началом учебного года потекла крыша. Но уже в сентябре кровля была перекрыта. А если бы мы решали вопрос через казначейство, то проблему удалось бы урегулировать в лучшем случае в конце календарного года.
Директор Валдайской гимназии Татьяна КОТОВИЧ говорит, что за прошедший автономный год не удалось сэкономить больших сумм, чтобы дополнительно что-то приобрести, но зато все заработанные и сэкономленные деньги остались в учреждении, чего раньше не бывало, потому как все средства шли в бюджет муниципалитета:
— И если в прошлом педагогам было все равно, сколько электроэнергии нагорает и набегает воды, потому как сэкономленных денег мы не видели, то сейчас не только я хожу по зданию и выключаю свет, а все учителя. Пример простой, но очень показательный.
Автономные учреждения постепенно осваивают новые правила хозяйствования. Пока они на себе испытали только два преимущества, хотя закон открывает перед ними куда больше возможностей.
— Автономные учреждения могут распоряжаться имуществом, что муниципальным или государственным организациям, работающим через казначейство, запрещено, — объясняет Вадим Вейков. — Кроме того, автономные организации могут без длительного согласования сдавать в аренду помещения и оставлять себе доход от этого, чего лишены обычные школы или детские сады. Такие учреждения могут брать под развитие кредиты, покупать акции и полученный доход пускать опять-таки на развитие. В отличие от обычных образовательных учреждений, где кадры набираются согласно штатному расписанию с четко определенными ставками, изменить которые сложно, в автономных процесс этот проще — ничто не мешает руководителю дополнительно материально стимулировать педагогов, демонстрирующих действительно высокие результаты работы.
Менеджеры новгородских автономных образовательных учреждений пока не берутся давать оценку новой форме. Они говорят, что необходимо хотя бы года три поработать, тогда  о преимуществах или недостатках автономии можно будет рассуждать предметно. Ну а пока нужно опыта набираться. Правда, не исключают они возможности в случае неудач вернуться к прежней финансово-хозяйственной форме деятельности.

Приказы не обсуждаются?

Логичным кажется постепенный перевод учреждений в автономные с учетом их приверженности к переменам, ведь далеко не все готовы в одночасье отказаться от привычной отработанной схемы работы. Однако, как стало известно «НВ», в планах и областного комитета образования, науки и молодежной политики, и районных администраций в 2010 году автономными сделать все подлежащие переводу учреждения. Так, уже к 1 января уйдут в автономку все без исключения школы Новгородского и Окуловского районов.
Почему вдруг такая спешка после трех лет затишья? Директора отвечают просто: нам приказали, мы выполняем. Вадим Вейков подтвердил, что всеобщая автономизация действительно грядет — сейчас готовятся перечни государственных и муниципальных учреждений, не подлежащих переводу. Остальные образовательные организации должны будут в будущем году стать автономными.
В список не подлежащих переводу в автономные предполагается включить ряд коррекционных школ, сиротских учреждений, психолого-медико-социальных центров. По словам Вадима Вейкова, нет смысла делать автономными и малокомплектные сельские школы, которые со временем будут реорганизованы.
Отметим,  в администрации области отвергают предположение, что всеобщая автономизация избавляет власти от ответственности за состояние и деятельность образовательных учреждений, переложив весь этот груз на плечи руководителей автономных организаций.
— Автономные детские сады, школы, училища работают с детьми согласно государственному или муниципальному заданию, на что из бюджетов выделяются средства, — объясняет Вадим Вейков. — Проще говоря, районные администрации являются заказчиками услуги, а образовательные организации — ее исполнителями. И контролировать процесс договорных обязательств власть обязана, и нести ответственность за конечный результат тоже.
Что до ускорения процесса автономизации,  тому, по словам заместителя председателя комитета образования, есть причина: в число критериев, по которым на федеральном уровне оценивается деятельность субъектов, а на уровне региона — деятельность муниципалитетов, входит и доля автономных учреждений.
— В том числе и от этого критерия зависит федеральная поддержка нашего региона, гранты в области образования, многое другое, — сообщил Вадим Вейков. — Поэтому с образовательными учреждениями мы ведем разъяснительную работу о необходимости автономизации, о преимуществах и перспективах работы в условиях новой формы хозяйствования.

Не ущемят

Понятно, что процесс перевода образовательных учреждений в автономные необратим. Но родителям и детям не стоит опасаться этого, поскольку их интересы ущемлены не будут. Автономия, по большей части, увеличивает хозяйственные полномочия школ, детских садов и училищ, а это, при умелом использовании, создаст для детей более благоприятные условия для учебы и развития. Да, есть опасения: форсирование процесса автономизации приведет к тому, что, получив свободу, в некоторых учреждениях не будут знать, как ею распорядиться и какую пользу из нее извлечь. Но будут учиться. Иного не дано.
 
 
Людмила ДАНИЛКИНА