Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Сыр без мышеловки

Вопреки логике кризиса в почтовых ящиках новгородцев заметно прибавилось новых рекламных изданий. Рекламодатели сделали ставку на бесплатные газеты и журналы.
В Новгородской области в 2009 году открылось несколько рекламных изданий: еженедельные газеты «Вам в руки» (8 полос),  «Меридиан» (4 полосы), ежемесячный журнал «Шанс», приложение к бесплатной муниципальной газете «Деловой Новгород». Возраст новичков — от месяца до полугода, а тираж — от 60 тыс. до 90 тыс. экземпляров.

Ожили к весне

Самым сложным периодом для рекламных изданий были конец 2008—начало 2009 года, когда объемы рекламы сократились на 20—50%. Кризис серьезно скорректировал бюджеты компаний, и рекламные статьи расходов были урезаны или  вообще исключены.
Как отметила Наталья ГАВРИЛИНА, главный редактор журнала The Chief, больше всего пострадали филиалы крупных фирм, которые не самостоятельно формируют бюджет. «исконно» новгородские компании оказались более стрессоустойчивыми в этой ситуации.
— Мы отмечаем уменьшение рекламодателей на одну треть по сравнению с прошлым годом. Сейчас ориентируемся не на увеличение числа клиентов, а на их сохранение, — говорит Наталья Гаврилина. — Не стало четкой спланированной тактики и стратегии в размещении рекламы. Компании практически не заключают долгосрочные договоры из-за неуверенности в завтрашнем дне, освещаются единичные события, гораздо меньше стали интересоваться имиджевой рекламой.
Экономность рекламодателей в начале года отмечает и Валерий ЧЕРНОУС, главный редактор газеты «Новгород»: «Если в 2008 году рекламодатели выстраивались в очередь на 3—4 недели вперед, то сейчас такой тенденции нет».
Напряженная ситуация продолжалась несколько месяцев, пока большинство компаний не вернулось к пониманию необходимости расходов на рекламу. С весны этого года объемы размещаемой рекламы снова начали увеличиваться.

Много, ещё больше

— Сильно подрос «Вечевой центр», в этом году он занимает первое место по объемам. Второе и третье делят между собой «Ярмарка» и «Из рук в руки». Немного выше по сравнению с прошлым годом стал «Гипермаркет», хотя «Из рук в руки» он еще уступает. Рейтинги газет «Дело», «Новгородские окна» также стали выше, чем в прошлом году, газета «Меридиан» имеет рейтинг 5% — для новой газеты это неплохой результат, — говорит  Федор МЕЗЕНЦЕВ, директор маркетингового агентства «Медиа-полюс».
Как поясняет Валерий Черноус, за счет учреждения «Делового Новгорода» он смог увеличить объем рекламной площади. Соответственно, выросли средства, которые редакция тратит на основную газету. Например, благодаря новому проекту в газете «Новгород» появились цветные полосы.
Новгородцы могли заметить, что с рекламного рынка ушла «Городская газета», а вместо нее появился журнал-справочник «Шанс».
— Мы пришли к выводу, что люди перестают обращать внимание на издания, где содержится 100% рекламы, к тому же таких газет в  Новгороде слишком много. Поэтому и было принято решение об изменении формата «Городской газеты» на журнал-справочник. Изменилась периодичность издания, благодаря чему рекламодатели могут сэкономить на ежемесячных вложениях в рекламу приличные суммы, — говорит Татьяна САНАРОВА, заместитель директора издательства «Эконом».
С привлечением рекламодателей, говорят специалисты, сложно всегда, независимо от экономической ситуации. Тем не менее «молодежи» на рынке труднее по объективным причинам. Обычно у начинающего рекламного издания доход в несколько раз меньше, чем у более известного. «Зубры» рекламного рынка серьезными конкурентами новые издания не считают.

Стабильное, средней тяжести
 
Нынешняя финансовая ситуация внесла некоторые коррективы в работу рекламистов. На фоне спада числа заказчиков издания либо снизили стоимость размещения платных объявлений на 10—40%, либо оставили на уровне прошлого года. Прослеживается тенденция отказа от «досок объявлений» в сторону текстовой рекламы, тематических полос. Связано это с тем, что у мелких предпринимателей нет средств и на единичные выходы в газетах, а крупным, имеющим средства, это уже не интересно.
На сегодняшний момент состояние рекламного рынка печати специалисты оценивают как «стабильное, средней тяжести». Отмечается небольшой рост рекламы, однако до объемов 2008 и 2007 года еще очень далеко. По мнению Светланы ВАСИЛЬЕВОЙ, главного редактора газеты «Вечевой центр»,  улучшение рынка ожидается к середине февраля.
 
 
Елена УСКОВА