Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Чтение повышает грамотность

Учить малышей читать теперь начинают едва ли не с двух-трех лет. Но к семи-восьми годам эти же дети отказываются от книг в пользу телеэкрана и монитора. Оказывается, родители сами отваживают детей от чтения и даже не замечают этого.
Похоже, Россия безнадежно потеряла титул «самая читающая страна в мире». Статистика буквально вопиет: лишь у одного из пяти россиян есть дома хотя бы 100 книг, а у 16% их нет вовсе. Исследования показали, что в подростковом возрасте читательский мотив «интересно» сменяется на стимул «школьное задание». В результате желание читать пропадает, а выбор книг становится случайным. Так, большинство опрошенных подростков среди известных им писателей не назвали ни Джека Лондона, ни Конан Дойля, ни Марка Твена. Зато их чтиво — детективы Донцовой, дешевые глянцевые журналы...
А может, все правильно? Может, в наше время, когда любую информацию (в том числе и тексты художественных произведений) легко получить из Интернета, бумажные книги просто никому не нужны? «Нужны!» — считают психологи. Чтение книги, в отличие, например, от просмотра ТВ-программы, развивает мышление и воображение: позволяет визуализировать содержание. А еще мы читаем, чтобы сопереживать. Неслучайно у каждого ребенка есть любимая книжка, которую он сам или родители перечитывают ему снова и снова. Порой и сюжет незамысловат, и картинки так себе, а он возвращается к ней. Потому что его цепляют слова, которые нашел автор (или переводчик), он находит в ней знакомые эмоции и ситуации.
Более того: чтение повышает грамотность! Но налицо парадокс. Все родители теоретически хотят, чтобы дети были начитанными. Но если дома нет книг, а за информацией папа с мамой обращаются к Интернету, откуда ребенку знать, что есть энциклопедии, словари и т.п.?
Чтение далеко не всем дается легко, и часто отчаянная борьба ребенка с собой принимается взрослыми за банальную лень.
— Ведь чтение — это очень сложный психологический процесс, — говорит логопед Ольга КОВАЛЕВСКАЯ. — Нужно увидеть букву, опознать ее, а потом назвать. Не всем детям это под силу — например, тем, кто страдает дислексией.
В российских школах нет логопеда, который поставит диагноз и окажет профессиональную помощь, на ребенке с дислексией просто ставят крест: «ленивый способный». Особенно легко такие ярлыки лепят на проверке скорости чтения. Хотя с точки зрения логопедии и просто здравого смысла проверка эта вредна. Мы ведь читаем не для того, чтобы куда-то успеть, а ради смысла текста.
К сожалению, очень часто направление к логопеду (а уж тем более к психоневрологу!) мамы и папы встречают в штыки: «Мой ребенок нормальный!». Или отмахиваются: «С возрастом само пройдет!». И тем самым крайне осложняют жизнь своему чаду.
А еще причиной нелюбви к чтению вполне могут стать проблемы со зрением.Если у ребенка дальнозоркость, то при зрительной нагрузке вблизи его глаза напрягаются в несколько раз больше нормы. Из-за этого у ребенка возникают быстрая утомляемость, головные боли. И все это, естественно, провоцирует подсознательное желание не учиться, не читать. Тем более проблему можно решить, если правильно подобрать очки и заняться лечением.