Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Горячая линия

{thumbimage 150px 1}Корреспонденты «НВ» были на месте крушения «Невского экспресса» через несколько часов после случившегося
В первые часы после крушения поезда № 166, следовавшего по маршруту Москва — Санкт-Петербург, информация поступала неполная и противоречивая. Знали, что поезд сошёл с рельсов в 21.34 на перегоне Угловка — Лыкошино. Но не было понятно главное: где именно произошло крушение. По одним сообщениям — в Новгородской области, по другим — в Тверской. Погибших, по одним данным, было 25, по другим — 39. Говорили, что на месте аварии обнаружили воронку от взрыва, и в то же время сообщали версию о том, что якобы на железной дороге были перебои с электричеством...
Комментарии мы надеялись получить на месте, а дополнительные детали начали выяснять, уже сев в автобус.
Борис ОСТРОВСКИЙ, пресс-секретарь главы области, первым делом сообщил, что жителей Новгородской области среди погибших и пострадавших нет, а затем вытащил из папки список потерпевших, госпитализированных в Валдайскую и Боровичскую ЦРБ. С указанием полученных травм. Перед глазами замелькало: компрессионный перелом позвоночника, переломы бедер, переломы рук, переломы со смещением, тупые травмы, ушибы, рваные раны, черепно-мозговые травмы... В списке, наверное, были указаны самые серьёзные увечья. Ничего не говорилось про многочисленные порезы и ссадины, которые получили пассажиры.
По словам  Бориса Островского, у которого богатый опыт поездок на «Невском экспрессе», внутри комфортабельных вагонов скоростного поезда много стекла: из него сделаны купейные перегородки. И при сходе вагонов с рельсов и падении они неминуемо должны были разлететься и поранить пассажиров. Жутко было от мысли, какую страшную инерцию развили многотонные вагоны экспресса после его аварийного торможения. Не удивительно, что последние завернулись и стали валиться набок. Люди внутри них своей массой увеличивали ударную силу падения.

В режиме нон-стоп

В Валдайскую ЦРБ мы прибыли около часу дня.  Однако сразу с главврачом ЦРБ Светланой КОСЕНКОВОЙ встретиться не удалось — не пускали. Ей было попросту не до журналистов. Говорили, что она занимается эвакуацией пациентов на вертолётах в Питер.
Попасть за заветную дверь первому удалось Борису Островскому, который, вернувшись, передал журналистам обновленные официальные сведения о госпитализированных в больницу пострадавших.
— Итальянца Наокко Армандо и гражданина Российской Федерации Виталия Огородникова в ближайшее время будут эвакуировать вертолётом в клинику Джанелидзе в Петербург, — рассказал он. — По просьбе родственников. Ещё один вертолёт заберёт домой 30-летнюю москвичку Веронику Одинцову. Кроме этого, четверо пострадавших пассажиров были отпущены домой под расписку. Их увезли родственники. Сейчас в больнице остаются пять человек.
Через несколько минут мы наконец попадаем в кабинет главврача. У Косенковой страшно усталый вид. Но она не сидит — стоит за рабочим столом. И непрестанно отвечает на телефонные звонки. Только мы успеваем включить диктофоны, срабатывает её мобильник.
— Да, будут эвакуировать. Да, на вертолёте. Да, приходил медик. Не знаю. Не спрашивала. Некогда.
Пару минут нам все-таки удаётся урвать. От журналистов, желающих из первых уст услышать рассказ о последствиях и масштабе крушения, посыпался град вопросов: когда прибыли, что увидели, что делали...
— Наши фельдшеры и реаниматологи на пяти машинах «скорой помощи» прибыли на место аварии через полтора часа после крушения, — рассказывает Косенкова. — Я увидела сошедшие с рельсов вагоны, валявшиеся кругом вещи... Кто-то из пассажиров сидел, кто-то — лежал... Там уже работали бологовские врачи и железнодорожники. Они обезболивали людей, готовили к транспортировке. Но, честно говоря, я особо не разглядывала зону крушения. Не до того было. Нам нужно было делать свою работу. Носилочных больных было очень много. Мы вывезли 12 человек, и предположили, что возвращаться обратно за следующими не потребуется: очень много санитарного транспорта подходило из Бологого и Выползова... Приехали автобусы за теми, кто мог сидеть. Уже на обратном пути по телефону сверяли списки принятых нами пассажиров с оперативным штабом  МЧС.
В Валдае возвращавшихся с места крушения врачей ждали хирурги ЦРБ, травматологи, нейрохирурги и общие хирурги Новгородской областной клинической больницы с Галиной МИХАЙЛОВОЙ, председателем облздравкомитета, и главой района Александром Дрянициным.  
По словам Галины Михайловой, к месту крушения прибыло 29 машин «скорой медицинской помощи» из Великого Новгорода, Валдайского, Боровичского, Окуловского и Крестецкого районов. В общей сложности на месте крушения работали около 45 новгородских врачей.
— Мы узнали о случившемся в 22.30, — рассказала Галина Васильевна. — И сразу получили команду от губернатора формировать бригады врачей. В 22.51 выехали из областного центра на 16 машинах «скорой помощи», в том числе реанимобилях медицины катастроф и реанимобилях для детей. Всего в стационары Валдайской и Боровичской ЦРБ были госпитализированы 24 пассажира, пострадавших в результате крушения. Все меры медицинской помощи, поддержки, лабораторной диагностики были нами предприняты.

«Спасибо за всё»


Как и предполагалось, между первым и вторым часом дня 28 ноября на просторном пустыре неподалёку от Валдайской больницы один за другим приземлились два санитарных вертолёта — за подданным Италии, петербуржцем и москвичкой.
До вертолётов пострадавших везли на каталках по асфальтовой дороге, явно нуждающейся в ремонте, и пациентов, несмотря на то, что медики осторожно управляли «транспортным средством», потряхивало. Оставалось надеяться, что вакуумные одеяла, в которые завернули пассажиров «Невского экспресса», надёжно фиксировали их покалеченные тела. По крайней мере, ни стона, ни вскрика мы не услышали.
Пообщаться с членами семей пострадавших стало для журналистов практически невыполнимой миссией. Оно и понятно — людям было не до прессы. Мы буквально на бегу пытались переговорить с одной из родственниц Вероники Одинцовой. Женщина сразу после взлёта вертолёта с москвичкой на борту бросилась к машине. Видимо, чтобы успеть как можно быстрее добраться до столицы. Перед тем, как захлопнуть дверцу, она только успела обернуться и крикнуть валдайским врачам: «Огромное вам спасибо за всё!».
От сына пожилой петербурженки, нервно ходившего по больничному двору и почти постоянно разговаривавшего по мобильнику, удалось добиться несколько слов.
— Она в тяжёлом состоянии, — сказал он о матери. — 72 года. Травма связана с лёгкими, поэтому требуется срочное вмешательство. Ребята, ну всё...
Уговорить на короткое интервью удалось отца 43-летнего жителя Санкт-Петербурга Виталия Огородникова — Леонида Григорьевича. По его словам,  о том, что экспресс, на котором сын возвращался домой из командировки, потерпел крушение, узнала жена, отправившаяся встречать его на Московский вокзал в Петербурге. Супруги позвонили по одному из номеров «горячей линии», узнали, что сына госпитализировали в Валдайскую ЦРБ, и ночью уже были в больнице.
— Врачи сработали великолепно, — на ходу говорил петербуржец. — Сын в сознании. У него перелом лодыжки, колена, лёгкое повреждено. Успели переброситься с ним парой слов. Он даже пошутил. Вообще держится молодцом.

Хочется домой


Спустя приблизительно час, когда в ЦРБ после серии перегоспитализаций оставалось уже пять пострадавших, побывав на месте аварии, в Валдай прибыл Сергей МИТИН. Глава области намеревался лично пообщаться с пациентами и встретиться с врачами. После того, как медики доложили губернатору оперативную обстановку, он отправился в неврологическое отделение, куда была госпитализирована 47-летняя петербурженка, получившая ушиб грудной клетки. Женщина сказала, что чувствует себя лучше, и поинтересовалась: можно ли быстрее попасть домой. Глава области дал обещание, что её доставят в Петербург, как только врачи дадут добро на транспортировку. Пожелав пациентке скорейшего выздоровления, губернатор покинул палату. Очевидно было, что у пострадавшей ещё не прошло шоковое состояние: уже после первых слов у петербурженки навернулись слёзы. «Кто-то испытывает шок сразу после случившегося, а ко мне осознание значения этой трагедии пришло позже», — сказала женщина.
Побывав в реанимационном отделении, где находились остальные пострадавшие и куда журналистов не допустили, губернатор вышел к прессе. Он сообщил, что смог пообщаться ещё с двумя пострадавшими, и все они благодарили за ту чуткость, с которой к ним относились валдайские медики. Журналисты поинтересовались, как глава области оценивает качество реагирования оперативных служб области. И выяснились новые детали новгородской части операции по ликвидации последствий крушения. По словам главы области, помимо врачей на место происшествия выехали специалисты областного управления МЧС и следственные бригады.        
— Около 100 пассажиров «Невского экспресса», способных передвигаться, мы доставили на станцию Угловка, — сказал глава области, — откуда их поездом переправили в Петербург. Вместе с ними мы отправили две бригады медиков, чтобы те при необходимости могли оказывать помощь в пути. Думаю, в течение сегодняшнего вечера и завтрашнего утра мы всех желающих перебраться в лечебные учреждения по месту жительства отправим домой. Люди хотят как можно быстрее попасть домой, к родным, и это желание можно понять.

Высокая планка


Побывать на месте аварии нам так и не пришлось — важно было как можно быстрее попасть в Боровичи. Проезжая около пяти часов вечера через Угловку, посёлок в Окуловском районе, по мосту, перекинутому над Октябрьской железной дорогой, мы увидели, что нитка освещавших пути фонарей обрывается в нескольких десятках метров от бетонной переправы, а уходящие на Питер тускло поблескивавшие рельсы тонут в непроглядной тьме. Значит, освещение на этом участке дороги ещё не было восстановлено. Как станет известно позже, уже через час по одной из отремонтированных веток движение поездов было запущено.
В Боровичской ЦРБ журналистов встретил главврач лечебного учреждения Павел ДУКА. Как и Косенкова, он не спал более суток. Сразу сказал, что после сообщения о крушении коллеги под его руководством на 12 машинах «скорой помощи» выдвинулись из райцентра: пять из них отправились в Угловку — оказывать помощь прибывавшим туда пострадавшим, остальные — к месту аварии.
— К месту крушения вела лесная дорога, поэтому добирались тяжело, — рассказывал врач. — К тому же эта единственная «артерия» была запружена различной техникой. Смотреть на последствия аварии было страшно. Один вагон валялся на боку, другой стоял, но был сплющен на торце. Это был ужас! Лежали тела погибших, стонали пострадавшие... Спасатели развернули мобильный госпиталь, людей укладывали на всё что можно: носилки, щиты — чтобы затем переносить в реанимобили.
Взяв на борт 12 пострадавших, боровичские медики доставили их в ЦРБ, которая была приготовлена за считанные минуты. Нескольким пациентам врачи провели экстренные операции. К ночи в больнице остался один петербуржец, 73-летний сотрудник Роскосмоса Рафаил Аптекарь, который в отличие от других пострадавших отказался от эвакуации в северную столицу, доверившись боровичским докторам. Остальных по настоянию родственников санавиацией, реанимобилями транспортировали в клиники по месту жительства.
Только здесь, в Боровичах, во время краткой передышки журналисты выяснили, что «Невский экспресс» сошёл с рельсов всё-таки на территории Тверской области, но совсем рядом с границей нашего региона, и что по факту крушения возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм».    
В Боровичской ЦРБ состоялась вторая встреча журналистов с главой области, во время которой тот дал высокую оценку уровню организации оказания медицинской помощи и ликвидации последствий крушения «Невского экспресса».
— Все сработали очень хорошо, — резюмировал Сергей Митин. — Мне первое сообщение о крушении поступило в 22.15, сообщил начальник МЧС. Я сразу выехал на место аварии. Мы оперативно сформировали штаб ликвидации последствий крушения. Первое, что было необходимо сделать, — доставить пострадавших в больницы. И могу сказать, что организация вывоза раненых была на высоком уровне. Я увидел прекрасные условия как в Валдайской, так и в Боровичской ЦРБ, отличный уровень обслуживания, медицинского оборудования, специалистов... Теперь наши основные задачи — обеспечить сохранность имущества потерпевших и оказать посильную материальную помощь всем людям, которые пострадали при крушении, на основании действующего законодательства. Нормативная база позволяет и федеральной, и субъектовой власти оказать определённую помощь. По этому поводу готовится отдельное постановление правительства, и я думаю, наша область тоже поможет финансово тем, кто стал жертвами этой трагедии.
 
 
 Елена КУЗЬМИНА
Фото Николая БАРАНОВСКОГО