Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Сертификат на обучение

Российская общественность широко обсуждает идею платного среднего образования
Это предложение является частью разработанной Министерством образования и науки РФ и предлагаемой для реализации в регионах концепции «Наша новая школа». О ней в недавнем послании Федеральному собранию подробно рассказал президент Дмитрий Медведев. Вот ее основные тезисы: модернизация системы педагогического образования, постепенная ликвидация профильных вузов и работа в школе для всех желающих.
Озвученные в послании идеи — только часть предполагаемых реформ. Редактор интернет-ресурса «Завуч.инфо» Евгений БАРАНОВСКИЙ довел до сведения российской общественности. Какой видят в Минобрнауки новую модель средней общеобразовательной школы: ученик приходит на три полностью оплаченные государством урока. Затем, после обеда, отправляется на занятия по выбору, которые оплачиваются государством только на 30%. Ну а потом наступает черед профильного обучения. Предполагается, что оно будет строиться по следующей схеме: директор школы заключает договоры с руководством близлежащих предприятий о том, что два следующих часа учащиеся проводят на производстве, где им будут рассказывать о профессиях. Профильное обучение финансируется государством тоже только на 30%.
Поскольку четкой ясности, кто же будет оплачивать 70% стоимости уроков профильных и по выбору, нет, представители «Завуч.инфо» предположили, что источником финансирования станут родители школьников.
В настоящее время эти идеи реформирования средней школы очень активно обсуждаются и педагогической общественностью, и родителями. «НВ» решили присоединиться к разговору и выяснить мнения педагогов Новгородской области.
Директор Новгородской гимназии «Эврика» Людмила ДОМБРОВСКАЯ:
— Если попытаться объективно оценить ситуацию, сложившуюся в среднем образовании, то нужно признать, что базовое образование давно уже является платным, хотя законодательно прописано, что среднее образование в нашей стране предоставляется бесплатно. Родители так или иначе оплачивают услуги образовательных учреждений — делают ремонты, покупают учебники, оплачивают факультативные занятия, платят репетиторам за подготовку детей к ЕГЭ. И в том, что практикуемая платность будет узаконена, нет ничего плохого. Однако нужно найти оптимальный механизм, при котором бесплатные и платные услуги будут сбалансированы, чтобы не получилось перекоса в денежную сторону, и дети из финансово не обеспеченных семей, но имеющие и желание и способности к учебе, не оказались в итоге за бортом.
Председатель комитета образования Боровичей и Боровичского района Валентина РЕНИНА:
— Вообще, различных идей о платном среднем образовании в регионах страны много. В администрации Новгородской области есть свой проект о так называемых образовательных сертификатах. Это документ государственного образца, выдаваемый родителям школьника, в котором прописано, что их ребенок за счет государственных средств имеет право получить столько-то учебных часов по таким-то предметам в течение учебного года. Этот сертификат родители имеют право отдать в любую понравившуюся им школу: учреждение получает деньги по сертификату, ученик и его родители — образовательные услуги. Средств по сертификату должно быть достаточно на хороший базовый образовательный уровень. Если же родители и учащийся решают, что этого им мало, они дополнительно выбирают дисциплины, но уже на платной основе. То, что изменения нужны, — факт бесспорный. Но попытка продвигать в обществе идею платности школьного образования в условиях кризиса может закончиться социальным взрывом. Мы у себя в Боровичах делали мониторинг на предмет возможности открытия частной школы, за образовательные услуги которой полностью должны платить родители. Так вот, мы пришли к выводу, что в Боровичском районе, хорошо развитом в промышленном плане, не наберется людей, готовых на сто процентов оплачивать среднее образование своих детей. А в других муниципалитетах ситуация еще хуже.
Ректор Новгородского регионального Центра развития образования Николай ИВАНОВ:
— Школы не сами устанавливают учащимся количество часов на каждый предмет, происходит это согласно федеральному учебному плану, нарушать который нельзя. То есть сейчас вводить платные уроки можно только после обязательных, а это нарушает санитарные требования, поскольку загрузка школьников в этом случае будет превышена. Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области уже года четыре пытается на федеральном уровне лоббировать вопрос о снижении где-то на 20 процентов государственного учебного плана для того, чтобы высвободившееся время пустить на развитие ребенка по его выбору. Вопрос этот до сих пор не решен. Кроме того, необходим механизм государственной поддержки детей из семей среднего и низкого достатка в виде дотаций, пособий или чего-то другого, чтобы поддерживать их стремление к знаниям.
 
 
Людмила ДАНИЛКИНА