Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Работодателю нужны практики

{thumbimage 150px 1}О проблемах и перспективах развития среднеспециальных учебных заведений области корреспондент «НВ» беседует с директором Колледжа экономики и права НовГУ Людмилой СТАРКОВОЙ.
— В настоящий момент в колледжах НовГУ готовят специалистов-практиков по 25 специальностям, — отметила Людмила Геннадьевна в начале разговора. — В 2009 году мы увеличили контрольные цифры приема на бюджетные места: если в прошлом году мы набрали 460 студентов, то сейчас у нас 522 первокурсника. В следующем году будет еще больше. Сейчас на рынке труда востребованы, в большей степени, специалисты, имеющие практические навыки. И именно выпускники ссузов сегодня отвечают запросам работодателей, потому как 50—60 процентов учебного времени они проводят на производственной практике в цехах и мастерских предприятий.
— Чтобы знать, сколько нужно специалистов и каких, необходим, как мне видится, мониторинг ситуации и на рынке труда, и по предпочтениям потенциальных абитуриентов, и по возможностям учебных заведений. Существует ли что-то подобное в Новгородской области?
— На протяжении нескольких лет комитет образования, науки и молодежной политики области проводил подобный анализ, основываясь на пожеланиях работодателей, и направлял в учреждения профессионального образования области муниципальный заказ на подготовку кадров. Но вот уже два года такая работа в целом на область не ведется. В этом учебном году начата деятельность по созданию перспективной программы подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования области. Координационные обязанности взял на себя НовГУ. Уже разработан модуль сбора данных для предприятий, фирм, организаций разных направленностей и форм собственности. Ответы на его вопросы дадут нам представление о реальных требованиях к молодым специалистам со стороны работодателей, о том, что нужно изменить в учебных программах, чтобы подготовка была более продуктивной.
— А насколько в настоящее время востребованы  выпускники среднеспециальных учебных заведений НовГУ?
— Ежегодно порядка 30 процентов выпускников колледжей НовГУ решают учиться дальше и поступают в вузы. Если они выбирают наш университет, то обучаются по сокращенной образовательной программе. Остальные, как правило, находят работу по специальности, в отдельных случаях трудоустраиваются по другому профилю. О том, нашли работу наши бывшие студенты или нет, мы знаем наверняка: выпускник, устраиваясь на работу, вместе с документами передает работодателю и уведомление, которое потом пересылается нам. В нем указываются название фирмы и должность, на которую принят молодой специалист. Так что больших сложностей с трудоустройством у наших выпускников нет.
Но есть другая проблема. В колледжах
НовГУ примерно половина студентов — ребята из районов Новгородской области, и после обучения возвращаются домой очень и очень немногие. И причина отнюдь не в отсутствии работы — молодежь не устраивает предлагаемая заработная плата. Выпускники говорят, что приемлемая для них зарплата — десять тысяч рублей и выше. Далеко не во всех районах молодой специалист может заработать такие деньги. Поэтому-то ребята и едут в Санкт-Петербург, Псков, Тверь, остаются в Великом Новгороде, где, по их словам, хватает заработанных средств и на наем жилья, и на товары первой необходимости, и на досуг. Чтобы обеспечить себя квалифицированными кадрами, администрации районов могут выдавать поступающим в среднеспециальные учебные заведения области целевые направления, гарантирующие либо бюджетные, то есть бесплатные, места в колледжах, либо стипендию, либо предоставление жилья после обучения, но с обязательным условием, что выпускник вернется в район и будет работать по полученной специальности. Это хорошая форма привлечения молодых специалистов, но, к сожалению, районы не очень активно работают в данном направлении. Так, абитуриентов с целевыми контрактами при приеме в 2009 году было всего 16 человек.
— Не секрет, что часто дети поступают за компанию, по совету своих родителей или вычитав где-то, что это хорошо оплачиваемая работа. В нашей области как-то оценивается пригодность детей к конкретной специальности?
— Да, еще в школе учащиеся неоднократно проходят тестирования, в том числе и на предмет профессиональных способностей. В службах занятости существуют даже компьютерные программы, определяющие возможные направления профессиональной деятельности. Кроме того, в течение прошлого учебного года мы вели переговоры и со школами города, и с комитетами образования Великого Новгорода и Новгородского района, о том, чтобы профильное обучение в старших классах, а таковое обязательно для всех общеобразовательных учреждений, проводилось либо на нашей базе, в оборудованных всем необходимым мастерских, либо с участием наших преподавателей. На словах наши предложения были поддержаны, но реальных сдвигов до сих пор нет, и поэтому в большинстве школ профильное образование — это по-прежнему дополнительные уроки по математике, литературе, биологии и другим дисциплинам.
— А какие направления абитуриенты сегодня выбирают чаще, какие — реже?
— В этом году по три человека на место претендовали на лечебное дело, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, экономику и бухгалтерский учет. Был конкурс и на дошкольное обучение, что радует. Хочется добавить, что среднеспециальные учебные заведения НовГУ стараются реагировать и на изменения на рынке труда, и на потребности абитуриентов. Так, в этом году мы открыли новые отделения: почтовая связь, акушерство, фармация, в будущем планируем обучать работников гостиничного сервиса, рекламы, правоохранительной деятельности и общественного питания. А вот подготовку учителей начальных классов с 2010 учебного года мы прекращаем. Таковы реалии среднего профессионального образования в Новгородской области.
 

Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)