Четверг, 18 июля 2024

Редакция

«Обнажёнка» в зоопарке

Очковые медведи из Лейпцигского зоопарка резко начали лысеть.
Ветеринары с зоотехниками теперь теряются в догадках, в чем причина этого явления. Три живущих в зоопарке медведицы сегодня находятся на различных стадиях облысения, причем одна из них уже потеряла почти все волосы на своей шкуре. К тому же вся тройка — Долорес, Бьянка и Лолита — страдает еще от постоянного зуда, так что смотрителям приходится смазывать животным кожу, чтобы облегчить их страдания.
Первые симптомы неприятного заболевания, превращающего симпатичных косолапых увальней в собакоподобных уродцев, появились около двух лет назад. Будучи прошлым летом в Лейпцигском зоопарке, я не мог не заметить проплешин на медвежьих шкурах. Это напоминало авитаминоз, но поверить в то, что обитателям почтенного немецкого зоопарка недокладывают витаминов, было решительно невозможно. Ветеринар зоопарка профессор Клаус Ойленбергер, согласился, что это может быть связано с неправильным обменом веществ, однако в чём суть «неправильности» — оставалось загадкой и для него.
Директор Международного медвежьего фонда Жерар Баарс в интервью Би-би-си заявил, что никогда ничего подобного не видел.
— Я не сразу смог поверить, что это медведи, хотя работаю с медведями всю свою жизнь, — сказал эксперт.
По мнению Баарса, не исключено, что причиной напасти может быть сочетание неувязок по линии питания и климата. Ведь природный регион обитания очковых медведей — горные леса в Андах на территории Эквадора, Перу и Боливии, и условия жизни там существенно отличаются от условий Саксонии: «Вся жизнь горных медведей — их поведение и диета — построена по расписанию, продиктованному сезонными климатическими переменами. А мы в зоопарках не очень успешно имитируем сменяемость времен года в естественных для каждого конкретного вида условиях».
Мне посчастливилось общаться с Жераром Баарсом на международной конференции, проходившей 13 лет назад в Будапештском зоопарке. Тогда мало кто из ее участников смог не подпасть под обаяние энергичного голландца, с исключительным энтузиазмом делавшего доклад о реабилитации медведей, увезенных подальше от жестокости зверинцев, цыган-поводырей и... советского цирка. Господин Баарс — авторитетный специалист, хорошо знающий потребности косолапых в природе и неволе. Тем не менее его комментарий британскому ТВ лишний раз подтверждает шекспировский постулат о том многом, «что и не снилось нашим мудрецам», поскольку напоминает растерянную версию, выданную лишь бы попасть пальцем в небо.
Сегодня в зоопарках мира проживает более 150 очковых медведей, лишь пяток из них — на родине, почти в естественных условиях (почти — поскольку зоопарки столиц Эквадора и Перу не в горных лесах находятся). Кормят их всех примерно одинаково, да и условия в большинстве европейских зоопарков, содержащих этот занесенный в международную Красную книгу вид, фактически одинаково далеки от природных. Тем не менее массовых облысений пока отмечено не было, хотя проблема редкой шерсти (назовем ее тактично) у очковых медведей известна и для других зоопарков — в США и Бразилии, в частности. Прошлым же летом медведицу с просвечивающей на ягодицах кожей наблюдал я в зоопарке Нюрнберга (Бавария). И не исключено, кстати, что сегодня она напоминает свою кузину из Лейпцига, просто лейпцигские журналисты шумят громче нюрнбергских.
Так или иначе, а точной причины шокирующего феномена пока не знает никто. Ее предстоит выяснить, проанализировав сходные случаи во времени и пространстве по всему миру. Как минимум один такой факт был в и практике Московского зоопарка, содержащего и регулярно размножающего очковых медведей с 1970-х годов. В 2000 году ушла в лучший мир здешняя медведица Клаусина. Ушла в возрасте весьма преклонном: 28 лет ей было, что в пересчете на человеческий век равняется примерно 110—120 годам. Тех, кто хоть раз увидел старушку Клаусину, фотографией из Лейпцига не проберёшь — наша медведица была просто голой, словно побритой. Сотрудники зоопарка, правда, не объясняли необычную внешность своей подопечной климатической разницей (тем более что практически все ныне живущие в зоопарках очковые медведи родились не в Андах, а в неволе), относя ее на счет возрастных изменений. И отмечали при этом, что почтенная Клаусина в «обнаженном» виде даже вроде как стала больше интересовать самцов... Вот и смейтесь после этого над сибирскими стариками, уверенными, что люди их племени произошли не от обезьян, а от медведей!