Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого остро переживает сегодня последствия «демографической ямы» начала 1990-х. Тогда после шоковых реформ рождаемость в стране резко упала.
Ситуация в приемной комиссии НовГУ на протяжении двух последних лет близка к той, что «выбирать лучших и способных не приходится». Настолько резко сузилась база отбора. Конкурс на некоторые специальности сменился приемом. Это не констатация объективно сложившегося положения дел, это «крик души», не скрывает президент университета Анатолий ГАВРИКОВ. Толковый студент- первокурсник, по его мнению, становится «штучным продуктом». Хорошо бы и самому молодому человеку в этих условиях осознать свою уникальность.
— Сегодня когорты молодых людей чрезвычайно малы, они не могут обеспечить в должной мере жизнедеятельность государства. Это означает, что забота о раннем профессиональном выборе должна быть очевидной, явно выраженной, — делится наболевшим Анатолий Леонидович. — Каждый молодой человек как можно раньше должен понять, где он будет наиболее продуктивен, и чего ждет от него общество и государство.
Чтобы было, кого учить на первом курсе, в прошлом году не отчисляли тех, кто не справился с первой контрольной проверкой в середине первого семестра, в этом — в НовГУ приняли дополнительные меры для сохранения количественного состава первокурсников: даже неуды на промежуточной аттестации не повлияли на стипендию.
Особенно острый дефицит на студентов на таких специальностях, как радиотехника, производство радиоэлектронных средств, микроэлектроника, машиностроение. Основная причина: качество знаний по физике и математике у вчерашних школьников оставляет желать лучшего. Ученый совет НовГУ не в первый раз принимает решение вводить после начала нового учебного года дополнительные корректирующие курсы по этим предметам, где сжато дается программа средней школы. И никуда от этого не деться. Более способных или просто других студентов нет. А если мыслить глобально в связи с переходом на инновационный путь развития, то, учитывая призывы российского президента Дмитрия Медведева развивать нанотехнологии, становится совсем грустно: кто их развивать-то будет?
— Госкорпорация нанотехнологий должна добиться к 2015 году выпуска продукции объемом в 930 миллиардов рублей, а для этого необходимо обеспечить дополнительные выпуски инженеров профильных специальностей. Так, Андрей Свинаренко, отвечающий в «Роснано» за кадровую политику, говорит о четырехкратном увеличении. Теперь мы должны готовить инженера уже не по стандарту, а такого специалиста, у которого производительность труда будет существенно выше, чем у тех, кто раньше оканчивал университет, — озвучивает планы государства Анатолий Гавриков.
На протяжении нескольких лет сильный крен в выборе дисциплин студентами новгородского университета наблюдается в сторону гуманитарных. Исключение составляют лишь информационные технологии — там конкурс на место сохраняется. Самой большой популярностью среди абитуриентов НовГУ в этом году пользовалась специальность «управление персоналом». Оказаться в рядах «белых воротничков» для новгородцев, недавно покинувших школьную скамью, предпочтительнее, чем заниматься точными науками. Может быть, принять радикальные меры? Например, взять и закрыть гуманитарные специальности, чтобы молодого человека заставить поступить на специальности инженерных направлений, где базовые предметы — физика и математика? Подобные предложения руководству НовГУ уже поступали. Анатолий Гавриков с этим не может согласиться. Ведь ориентация детей с учетом их внутренней предрасположенности начинается в начальных классах, а может, и того раньше, в детском саду.
Причины того, что у молодежи инженерно-техническое направление сегодня не в почете, Анатолий Леонидович видит не только в системе среднего образования, но и в состоянии промышленного комплекса страны. Предприятия сегодня слабо выстраивают сотрудничество с образовательными учреждениями и не способствуют формированию у молодых людей должной мотивации. Серьезно беспокоит и отсутствие современной системы технического творчества молодежи.
— Так, кабинеты физики требуют кардинального переоснащения. В наших школах учитель по этому предмету — на вес золота, и у детей, соответственно, нет интереса к физике. И я как депутат областной Думы буду добиваться, чтобы в расходовании бюджетных средств значилась статья на приобретение физического оборудования, потому что ни одному образовательному учреждению, даже автономному, эту покупку не потянуть, — акцентирует внимание Анатолий Гавриков. — В свою очередь система научно- технического творчества поможет сформировать у ребенка мотивацию к ранней профориентации.
К сожалению, сегодня желающих стать учителями физики практически нет. Если срочно не предпринять конкретных действий, чтобы изменить эту ситуацию, то в скором времени можно остаться и без новгородских кадров в направлении нанотехнологий, и без физиков в наших обычных школах. И еще. Строить оптимистические прогнозы относительно того, что в ближайшее время вузы, по крайней мере, расположенные в нашем регионе, благополучно переживут нехватку студентов, не стоит.
Данные Новгородстата свидетельствуют: начиная с 1990 года, когда на свет появился 9231 младенец, число родившихся в регионе с каждым годом уменьшалось. И только с 2001 года наблюдается робкое выкарабкивание из пресловутой «демографической ямы». Но до вузов эта волна докатится только к 2012 году.
— Сегодня когорты молодых людей чрезвычайно малы, они не могут обеспечить в должной мере жизнедеятельность государства. Это означает, что забота о раннем профессиональном выборе должна быть очевидной, явно выраженной, — делится наболевшим Анатолий Леонидович. — Каждый молодой человек как можно раньше должен понять, где он будет наиболее продуктивен, и чего ждет от него общество и государство.
Чтобы было, кого учить на первом курсе, в прошлом году не отчисляли тех, кто не справился с первой контрольной проверкой в середине первого семестра, в этом — в НовГУ приняли дополнительные меры для сохранения количественного состава первокурсников: даже неуды на промежуточной аттестации не повлияли на стипендию.
Особенно острый дефицит на студентов на таких специальностях, как радиотехника, производство радиоэлектронных средств, микроэлектроника, машиностроение. Основная причина: качество знаний по физике и математике у вчерашних школьников оставляет желать лучшего. Ученый совет НовГУ не в первый раз принимает решение вводить после начала нового учебного года дополнительные корректирующие курсы по этим предметам, где сжато дается программа средней школы. И никуда от этого не деться. Более способных или просто других студентов нет. А если мыслить глобально в связи с переходом на инновационный путь развития, то, учитывая призывы российского президента Дмитрия Медведева развивать нанотехнологии, становится совсем грустно: кто их развивать-то будет?
— Госкорпорация нанотехнологий должна добиться к 2015 году выпуска продукции объемом в 930 миллиардов рублей, а для этого необходимо обеспечить дополнительные выпуски инженеров профильных специальностей. Так, Андрей Свинаренко, отвечающий в «Роснано» за кадровую политику, говорит о четырехкратном увеличении. Теперь мы должны готовить инженера уже не по стандарту, а такого специалиста, у которого производительность труда будет существенно выше, чем у тех, кто раньше оканчивал университет, — озвучивает планы государства Анатолий Гавриков.
На протяжении нескольких лет сильный крен в выборе дисциплин студентами новгородского университета наблюдается в сторону гуманитарных. Исключение составляют лишь информационные технологии — там конкурс на место сохраняется. Самой большой популярностью среди абитуриентов НовГУ в этом году пользовалась специальность «управление персоналом». Оказаться в рядах «белых воротничков» для новгородцев, недавно покинувших школьную скамью, предпочтительнее, чем заниматься точными науками. Может быть, принять радикальные меры? Например, взять и закрыть гуманитарные специальности, чтобы молодого человека заставить поступить на специальности инженерных направлений, где базовые предметы — физика и математика? Подобные предложения руководству НовГУ уже поступали. Анатолий Гавриков с этим не может согласиться. Ведь ориентация детей с учетом их внутренней предрасположенности начинается в начальных классах, а может, и того раньше, в детском саду.
Причины того, что у молодежи инженерно-техническое направление сегодня не в почете, Анатолий Леонидович видит не только в системе среднего образования, но и в состоянии промышленного комплекса страны. Предприятия сегодня слабо выстраивают сотрудничество с образовательными учреждениями и не способствуют формированию у молодых людей должной мотивации. Серьезно беспокоит и отсутствие современной системы технического творчества молодежи.
— Так, кабинеты физики требуют кардинального переоснащения. В наших школах учитель по этому предмету — на вес золота, и у детей, соответственно, нет интереса к физике. И я как депутат областной Думы буду добиваться, чтобы в расходовании бюджетных средств значилась статья на приобретение физического оборудования, потому что ни одному образовательному учреждению, даже автономному, эту покупку не потянуть, — акцентирует внимание Анатолий Гавриков. — В свою очередь система научно- технического творчества поможет сформировать у ребенка мотивацию к ранней профориентации.
К сожалению, сегодня желающих стать учителями физики практически нет. Если срочно не предпринять конкретных действий, чтобы изменить эту ситуацию, то в скором времени можно остаться и без новгородских кадров в направлении нанотехнологий, и без физиков в наших обычных школах. И еще. Строить оптимистические прогнозы относительно того, что в ближайшее время вузы, по крайней мере, расположенные в нашем регионе, благополучно переживут нехватку студентов, не стоит.
Данные Новгородстата свидетельствуют: начиная с 1990 года, когда на свет появился 9231 младенец, число родившихся в регионе с каждым годом уменьшалось. И только с 2001 года наблюдается робкое выкарабкивание из пресловутой «демографической ямы». Но до вузов эта волна докатится только к 2012 году.
Анна МЕЛЬНИКОВА