В Новгородской области формируется резерв управленческих кадров
— Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей, — эти слова Президента РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА, сказанные год назад, 5 ноября 2008 года, в Послании Федеральному Собранию, стали отправной точкой для создания системы, которая должна помочь сделать так, чтобы решения принимались квалифицированными, умными и ответственными людьми. Ведь в свою очередь именно от этого зависит, будет ли государственная власть эффективной и учитывающей интересы самого общества.
В Новгородской области работа на данном направлении началась не вчера — еще 3 декабря прошлого года губернатор Сергей МИТИН подписал указ и постановления об областной программе «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Новгородской области в 2009—2011 годах». Разработчиком программы стал областной комитет государственной гражданской службы, с заместителем председателя которого, Надеждой ИЛЬИНОЙ, корреспондент «НВ» побеседовал о том, что уже удалось сделать за год и кто же сегодня готов взвалить на себя ношу управленца.
Склонность к административной работе
— Надежда Викторовна, на кого рассчитана программа? На молодых? И каковы первые результаты? — Данный резерв предназначен для замещения должностей государственной службы высшей группы, поэтому законодательством предъявляются очень серьезные квалификационные требования. Общий и управленческий стаж, уровень образования... У тех молодых людей, которые проявляли интерес к этой программе, как правило, один из параметров не совпадал. Требуется не меньше пяти лет управленческого стажа, что нечасто встречается у молодежи.
Пока у нас из 58 кандидатов только восемь назначены на вышестоящие должности, из них три избраны главами муниципальных районов. Также шесть человек включены в список кандидатов для формирования резерва Северо-Западного федерального округа. В самой администрации области у нас нет острой потребности в этих управленческих кадрах. А вот органы местного самоуправления эту потребность испытывают. И поэтому когда у нас работает комиссия, то она задает один и тот же важный вопрос кандидатам: согласны ли вы переехать в муниципальное образование на работу главой или заместителем главы, или начальником какого-либо управления? И, я вам скажу, не все дают такое согласие, где-то примерно лишь половина. Большинство, особенно как раз молодых, все-таки склонны к работе в областном центре.
— Как соотносится формирование резерва с ситуацией на рынке управленческих кадров в бизнес- сфере?
— Я знаю, что проявляется значительный интерес к нашему резерву среди молодых управленцев так называемого второго эшелона. Это не первые лица компаний, а заместители, главные специалисты, начальники подразделений. Руководители и владельцы фирм к нам практически не приходят: у них есть свой бизнес, они самодостаточны, и, извините, не секрет, что зарплаты в бизнесе и на госслужбе — это разные деньги. А вот менеджеры среднего звена и чуть выше среднего звена имеют, думаю, сопоставимые уровни доходов с госслужбой, и они проявляют интерес к переходу на нее.
— Их могут привлечь только финансы?
— Нет. Судя по собеседованиям кандидатов с представителями комиссии, у них в сфере бизнеса, поскольку они не являются первыми лицами, может образоваться застой в карьерном продвижении.
— Тем более что в бизнесе руководство компанией часто находится в руках одной семьи. То есть не удовлетворяются личные профессиональные амбиции?
— Именно. Там первые должности занимают хозяева. А молодым менеджерам куда расти?
Идеализм и материализм
— Обучением новгородских управленцев-резервистов занимается наш филиал Северо-Западной академии госслужбы. Можно чуть поподробнее узнать о том, чему учат менеджеров?
— Мы работаем с академией в очень тесном контакте. У нас есть обоюдная заинтересованность в том, чтобы качество обучения было высоким. И если какой-либо преподаватель академии не соответствует нашим требованиям, мы ставим в известность об этом руководство академии.
В настоящее время по программе обучения кадрового резерва начала занятия первая группа — 20 человек из 58. Группа набралась без особого труда, тем более что обучение бесплатное. Это хорошая возможность получить за счет бюджета профессиональную переподготовку.
Когда мы думали, чему обучать резервистов, то приняли во внимание, что основная их масса находится вне системы государственной и муниципальной службы. Это люди со стороны. Мы нацелены на то, чтобы дать им основы знаний государственного и муниципального управления, основы финансовой и кадровой политики, основы социально-экономического развития, управления имуществом. То есть чтобы люди понимали, чем именно занимаются на госслужбе. На следующий год мы планируем и будем рассылать приглашения нашим резервистам, в которых предложим им разные формы обучения, в годовую переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление», что составит три сессии по 25 дней. Резервисты сдадут экзамены, получат диплом о переподготовке, а он дает возможность заниматься данной профессиональной деятельностью при наличии документа о высшем профессиональном образовании. Или же можно будет проходить курсы повышения квалификации, курс «молодого бойца», чтобы еще углубить знания по проблемам регионального управления. Мы будем практиковать и такую форму обучения, как прохождение стажировок на один-два дня, например, в каких-либо госорганах, где им покажут, чем там занимаются, вплоть до того, какие документы выпускают.
Почему мы считаем это важным? Потому что, к сожалению, практика показывает — люди из сферы бизнеса имеют очень идеалистические представления о том, чем занимаются на государственной гражданской службе.
— В чем же выражается этот вредоносный идеализм?
— Он не вредоносный. Он просто имеет место быть. Если бы вы без понятия о том, как работают в бизнесе, пошли работать в эту сферу, то тоже имели бы очень идеалистические представления о том, чем заняты деловые люди.
— Может, вы это поясните на конкретном примере?
— Например, бизнесмены с большим трудом представляют себе то, в каких жестких рамках работают государственные органы. Это не бизнес, где они могут лавировать, принимать гибкие решения, договариваться, заранее закладывать в свой бюджет штрафы и неустойки и прочее... Несмотря на то, что российское законодательство в сфере бизнеса также довольно жесткое, мера свободы в деловой жизни намного больше. У нас же, на госслужбе, мера свободы в принятии решений в некоторых случаях ограничена до нуля — строгая регламентация, последовательность выполнения процедур и действий. И любое отклонение вправо-влево чревато вмешательством прокуратуры, проверками, протестами и, соответственно, оргвыводами. То, что мы в своих действиях часто ограничены законодательством, для многих людей из бизнеса является шокирующим открытием, им это просто не понятно: как это я не могу перебросить деньги туда или сюда или оперативно и быстро что-то решить в интересах дела.
— А что преподается резервистам помимо правового блока? Я вижу в учебном плане, что в ряду дисциплин присутствует психология...
— Да, кроме правового блока, в программе представлены вопросы бюджетирования, социально- экономического развития региона, кадровой политики, а также психологический. Это мы сделали по опыту подготовки наших руководителей. Такие специальные блоки, как психология управленческой деятельности, стресс- менеджмент, планирование рабочего времени, всегда очень востребованы. Это полезно и в том плане, что мы стремимся к консолидации резервистов, которая по- могла бы наладить контакты друг с другом и в том числе завязать полезные знакомства.
— То есть может возникнуть своеобразный профессиональный клуб управленцев?
— Да.
Логика решений
— Скажите, какие психологические качества управленца вы, сами опытный руководитель, цените больше всего?
— Я бы выделила одно качество, особенно для государственной службы: умение откладывать эмоции в сторону и руководствоваться интересами закона и дела, а не чувствами. Иногда бывают очень тяжелые ситуации, когда хочется и пар выпустить, но я считаю, что профессиональный руководитель всегда может отделить ситуацию от переживаний. Необходим логический подход. Во-первых, экономится нервная энергия, и, во-вторых, намного повышается качество решений.
— В начале беседы вы упомянули о том, что сегодня управленцу труднее найти себя в областном центре, чем на периферии...
— Я бы не сказала, что это трудность. Это, скорее, специфика. Просто вакансий здесь, в городе, намного меньше и возраст руководителей ближе к среднему. В то время как на селе более пожилой возрастной со- став руководства, который будет уходить в ближайшее время на заслуженный отдых. На местах просто больше возможностей для продвижения. Для нас более интересны те, кто мобилен, кто готов начать работать в глубинке.
— Любому делу, начинанию всегда есть оппозиция. Сталкивались ли вы с ней при организации своей работы по формированию резерва управленческих кадров Новгородской области? Как относятся к этому проекту люди в возрасте? Говорят ли они о том, что «мы стали руководителями без всяких там программ подготовки управленческого резерва, и сегодня это никому не надо»?
— Напротив, старые руководители тепло вспоминают прежнюю систему подготовки и продвижения руководителей, которая сформировалась еще в сталинские времена. Как раз они ее очень высоко оценивают, потому что там система работы с резервом была четко поставлена, и с человеком, который попадал в резерв, работали, он гарантированно продвигался по службе.
— Так это возврат к советскому периоду?
— Отнюдь нет. Во-первых, у нас нет обязательств по карьерному продвижению резерва. И, во- вторых, сегодня главный акцент делается на обучение. С одной стороны, мы стремимся научить реалистическому взгляду на работу государственных органов, а с другой — мы нацелены на индивидуальное развитие слушателей. Это тоже важно. А скептики всегда есть...
— Какое место занимает в подготовке госуправленцев западный опыт?
— С моей точки зрения, надо с осторожностью переносить зарубежный опыт на нашу почву. Мы пытаемся все это принять как догму, не понимая, что психология русских людей совершенно другая. И если я ранее упомянула, что главное — отложить эмоции в сторону, то для русских это очень тяжело. В учебниках описан опыт тех людей, которые это уже сделали, они — для рационализированного человека, который уже может и умеет работать в жестких системах. Он не ждет от госслужбы, что к нему будут относиться с любовью, пониманием и какими-то чувствами.
— А в чем русские талантливее?
—Мы очень креативные люди. В жестких иерархических системах труднее работать именно из-за этого качества, этого достоинства, которое становится слабым местом. Это очень сложно — сочетать креативное, творческое начало и жесткость, регламентированность.
В Новгородской области работа на данном направлении началась не вчера — еще 3 декабря прошлого года губернатор Сергей МИТИН подписал указ и постановления об областной программе «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Новгородской области в 2009—2011 годах». Разработчиком программы стал областной комитет государственной гражданской службы, с заместителем председателя которого, Надеждой ИЛЬИНОЙ, корреспондент «НВ» побеседовал о том, что уже удалось сделать за год и кто же сегодня готов взвалить на себя ношу управленца.
Склонность к административной работе
— Надежда Викторовна, на кого рассчитана программа? На молодых? И каковы первые результаты? — Данный резерв предназначен для замещения должностей государственной службы высшей группы, поэтому законодательством предъявляются очень серьезные квалификационные требования. Общий и управленческий стаж, уровень образования... У тех молодых людей, которые проявляли интерес к этой программе, как правило, один из параметров не совпадал. Требуется не меньше пяти лет управленческого стажа, что нечасто встречается у молодежи.
Пока у нас из 58 кандидатов только восемь назначены на вышестоящие должности, из них три избраны главами муниципальных районов. Также шесть человек включены в список кандидатов для формирования резерва Северо-Западного федерального округа. В самой администрации области у нас нет острой потребности в этих управленческих кадрах. А вот органы местного самоуправления эту потребность испытывают. И поэтому когда у нас работает комиссия, то она задает один и тот же важный вопрос кандидатам: согласны ли вы переехать в муниципальное образование на работу главой или заместителем главы, или начальником какого-либо управления? И, я вам скажу, не все дают такое согласие, где-то примерно лишь половина. Большинство, особенно как раз молодых, все-таки склонны к работе в областном центре.
— Как соотносится формирование резерва с ситуацией на рынке управленческих кадров в бизнес- сфере?
— Я знаю, что проявляется значительный интерес к нашему резерву среди молодых управленцев так называемого второго эшелона. Это не первые лица компаний, а заместители, главные специалисты, начальники подразделений. Руководители и владельцы фирм к нам практически не приходят: у них есть свой бизнес, они самодостаточны, и, извините, не секрет, что зарплаты в бизнесе и на госслужбе — это разные деньги. А вот менеджеры среднего звена и чуть выше среднего звена имеют, думаю, сопоставимые уровни доходов с госслужбой, и они проявляют интерес к переходу на нее.
— Их могут привлечь только финансы?
— Нет. Судя по собеседованиям кандидатов с представителями комиссии, у них в сфере бизнеса, поскольку они не являются первыми лицами, может образоваться застой в карьерном продвижении.
— Тем более что в бизнесе руководство компанией часто находится в руках одной семьи. То есть не удовлетворяются личные профессиональные амбиции?
— Именно. Там первые должности занимают хозяева. А молодым менеджерам куда расти?
Идеализм и материализм
— Обучением новгородских управленцев-резервистов занимается наш филиал Северо-Западной академии госслужбы. Можно чуть поподробнее узнать о том, чему учат менеджеров?
— Мы работаем с академией в очень тесном контакте. У нас есть обоюдная заинтересованность в том, чтобы качество обучения было высоким. И если какой-либо преподаватель академии не соответствует нашим требованиям, мы ставим в известность об этом руководство академии.
В настоящее время по программе обучения кадрового резерва начала занятия первая группа — 20 человек из 58. Группа набралась без особого труда, тем более что обучение бесплатное. Это хорошая возможность получить за счет бюджета профессиональную переподготовку.
Когда мы думали, чему обучать резервистов, то приняли во внимание, что основная их масса находится вне системы государственной и муниципальной службы. Это люди со стороны. Мы нацелены на то, чтобы дать им основы знаний государственного и муниципального управления, основы финансовой и кадровой политики, основы социально-экономического развития, управления имуществом. То есть чтобы люди понимали, чем именно занимаются на госслужбе. На следующий год мы планируем и будем рассылать приглашения нашим резервистам, в которых предложим им разные формы обучения, в годовую переподготовку по специальности «Государственное и муниципальное управление», что составит три сессии по 25 дней. Резервисты сдадут экзамены, получат диплом о переподготовке, а он дает возможность заниматься данной профессиональной деятельностью при наличии документа о высшем профессиональном образовании. Или же можно будет проходить курсы повышения квалификации, курс «молодого бойца», чтобы еще углубить знания по проблемам регионального управления. Мы будем практиковать и такую форму обучения, как прохождение стажировок на один-два дня, например, в каких-либо госорганах, где им покажут, чем там занимаются, вплоть до того, какие документы выпускают.
Почему мы считаем это важным? Потому что, к сожалению, практика показывает — люди из сферы бизнеса имеют очень идеалистические представления о том, чем занимаются на государственной гражданской службе.
— В чем же выражается этот вредоносный идеализм?
— Он не вредоносный. Он просто имеет место быть. Если бы вы без понятия о том, как работают в бизнесе, пошли работать в эту сферу, то тоже имели бы очень идеалистические представления о том, чем заняты деловые люди.
— Может, вы это поясните на конкретном примере?
— Например, бизнесмены с большим трудом представляют себе то, в каких жестких рамках работают государственные органы. Это не бизнес, где они могут лавировать, принимать гибкие решения, договариваться, заранее закладывать в свой бюджет штрафы и неустойки и прочее... Несмотря на то, что российское законодательство в сфере бизнеса также довольно жесткое, мера свободы в деловой жизни намного больше. У нас же, на госслужбе, мера свободы в принятии решений в некоторых случаях ограничена до нуля — строгая регламентация, последовательность выполнения процедур и действий. И любое отклонение вправо-влево чревато вмешательством прокуратуры, проверками, протестами и, соответственно, оргвыводами. То, что мы в своих действиях часто ограничены законодательством, для многих людей из бизнеса является шокирующим открытием, им это просто не понятно: как это я не могу перебросить деньги туда или сюда или оперативно и быстро что-то решить в интересах дела.
— А что преподается резервистам помимо правового блока? Я вижу в учебном плане, что в ряду дисциплин присутствует психология...
— Да, кроме правового блока, в программе представлены вопросы бюджетирования, социально- экономического развития региона, кадровой политики, а также психологический. Это мы сделали по опыту подготовки наших руководителей. Такие специальные блоки, как психология управленческой деятельности, стресс- менеджмент, планирование рабочего времени, всегда очень востребованы. Это полезно и в том плане, что мы стремимся к консолидации резервистов, которая по- могла бы наладить контакты друг с другом и в том числе завязать полезные знакомства.
— То есть может возникнуть своеобразный профессиональный клуб управленцев?
— Да.
Логика решений
— Скажите, какие психологические качества управленца вы, сами опытный руководитель, цените больше всего?
— Я бы выделила одно качество, особенно для государственной службы: умение откладывать эмоции в сторону и руководствоваться интересами закона и дела, а не чувствами. Иногда бывают очень тяжелые ситуации, когда хочется и пар выпустить, но я считаю, что профессиональный руководитель всегда может отделить ситуацию от переживаний. Необходим логический подход. Во-первых, экономится нервная энергия, и, во-вторых, намного повышается качество решений.
— В начале беседы вы упомянули о том, что сегодня управленцу труднее найти себя в областном центре, чем на периферии...
— Я бы не сказала, что это трудность. Это, скорее, специфика. Просто вакансий здесь, в городе, намного меньше и возраст руководителей ближе к среднему. В то время как на селе более пожилой возрастной со- став руководства, который будет уходить в ближайшее время на заслуженный отдых. На местах просто больше возможностей для продвижения. Для нас более интересны те, кто мобилен, кто готов начать работать в глубинке.
— Любому делу, начинанию всегда есть оппозиция. Сталкивались ли вы с ней при организации своей работы по формированию резерва управленческих кадров Новгородской области? Как относятся к этому проекту люди в возрасте? Говорят ли они о том, что «мы стали руководителями без всяких там программ подготовки управленческого резерва, и сегодня это никому не надо»?
— Напротив, старые руководители тепло вспоминают прежнюю систему подготовки и продвижения руководителей, которая сформировалась еще в сталинские времена. Как раз они ее очень высоко оценивают, потому что там система работы с резервом была четко поставлена, и с человеком, который попадал в резерв, работали, он гарантированно продвигался по службе.
— Так это возврат к советскому периоду?
— Отнюдь нет. Во-первых, у нас нет обязательств по карьерному продвижению резерва. И, во- вторых, сегодня главный акцент делается на обучение. С одной стороны, мы стремимся научить реалистическому взгляду на работу государственных органов, а с другой — мы нацелены на индивидуальное развитие слушателей. Это тоже важно. А скептики всегда есть...
— Какое место занимает в подготовке госуправленцев западный опыт?
— С моей точки зрения, надо с осторожностью переносить зарубежный опыт на нашу почву. Мы пытаемся все это принять как догму, не понимая, что психология русских людей совершенно другая. И если я ранее упомянула, что главное — отложить эмоции в сторону, то для русских это очень тяжело. В учебниках описан опыт тех людей, которые это уже сделали, они — для рационализированного человека, который уже может и умеет работать в жестких системах. Он не ждет от госслужбы, что к нему будут относиться с любовью, пониманием и какими-то чувствами.
— А в чем русские талантливее?
—Мы очень креативные люди. В жестких иерархических системах труднее работать именно из-за этого качества, этого достоинства, которое становится слабым местом. Это очень сложно — сочетать креативное, творческое начало и жесткость, регламентированность.
Томас ТОММИНГАС