Четверг, 28 ноября 2024

Редакция

Дорога на погост

Жители семи деревень Приильменья не могут попасть на кладбище, которое окружила пашня
Вот уже несколько месяцев сельчане бьют тревогу: старый погост у деревни Липицы, на котором практически у всех захоронены родственники, оказался вне зоны доступа. Накатанную за сто лет привычную грунтовую дорогу распахали тракторы, и теперь добраться на живописный островок с крестами и высокими березами можно, лишь утопая по колено в грязи. Старики с горечью признаются, что теперь мечтают лишь об одном — умереть зимой, когда непролазное месиво скует мороз.

Утопая в грязи

День 15 октября, когда пришлось хоронить сестру, Валентина ПЕТРОВА не забудет никогда. А спустя полмесяца она вспоминает о нем, как о каком- то кошмаре, и признается, что такого унижения в своей жизни не испытывала никогда:
— Этому кладбищу 98 лет, здесь у меня похоронены муж, его два брата, свекровь, и рядом с ними решили положить сестру. Последние годы я живу в Великом Новгороде, но на могилки приезжаю часто. До сих пор с этим не было никаких проблем: выйдя из автобуса, я шла наискосок через поле к кладбищу. В Троицу и на другие праздники подъезжали туда прямо на машине. Здесь места сырые, и приходилось для благоустройства частенько завозить песок. Но в этот раз я увидела, что дороги нашей не стало, единственный путь проложен абы как, по пашне. Но по ней и в сухую-то погоду не пробраться, а накануне снег с дождем шел. Машина с гробом, едва свернув на эту дорогу, сразу же застряла, еле вытащили ее. А гроб пришлось нести на руках. Мужчины, обутые в заколенники, вязли в грязи, падали, чудом не уронили гроб. А когда останавливались отдохнуть и ставили ношу на табуретки, то те полностью проваливались в сырой грунт. Каким мучением для всех обернулись эти похороны, не хочу и вспоминать. Теперь вот могила осядет, надо песок подвозить... А как, скажите?!
Валентина Геннадьевна, вспоминая пережитое, расплакалась, а мне ничего не оставалось как промолчать: поездка к месту раздора была впереди.
Приехать в Липицы и помочь общему горю попросила журналистов «НВ» местная пенсионерка Мария Боярова. Она обещала встретить редакционную машину прямо на дороге, но вместо одинокой «седой фигуры с палочкой» (именно так она себя обрисовала) нас встречала целая компания деревенских женщин. Они предложили оставить машину на трассе и пешком дойти до того места, где кончается асфальт и начинается новая дорога, проложенная через пашню. По пути взволнованные женщины, перебивая друг друга, говорили о том, что накопилось у них на душе:
— Не по-людски это — взять и распахать все!
— На этом кладбище кто лежит? Они после войны здесь воронки ровняли, разминировали, колхоз поднимали! Те, кто всю жизнь на этих полях отработал! Такие урожаи собирали наши родители, братья, сестры, не считаясь со временем! Машинами помидоры вывозили, которые на открытом грунте выращивались! И мяса, и молока было вволю!
— А сейчас под картошку распахали! Да здесь всю жизнь пастбище было, сыро здесь, никогда не сажали ничего!
— Раньше у кладбища круги колодезные лежали, в них круглый год вода была! А теперь — километр в обход носить надо! Да и не пройти!
Наша бурная беседа с липицкими пенсионерами прервалась с появлением на дороге машины главы Серговского сельского поселения Станислава БАРИНОВА.

Ничья земля

Станислав Васильевич сразу признался, что полностью разделяет недовольство своих сельчан:
— Я понимаю, почему все ратуют за старую дорогу: большинство людей, приезжающих на кладбище, именно со стороны трассы идут. Удобнее так и короче. Но теперь это частная собственность, и собственники решили по-своему.
Глава поселения рассказал, что раньше эта земля принадлежала колхозу «Искра», а дорога с кладбищем были в ведении сельсовета. Рядом была животноводческая ферма, а у дороги пасли скот, и проблем никаких не было. Когда колхоз распался, его преемником стал СПК «Искра», который в свою очередь объединился с компанией «Еврохимсервис», вложившей в развитие хозяйства «живые» деньги. Так образовалось частное предприятие ЗАО «Искра», ныне общество с ограниченной ответственностью «Искра». Новые хозяева и распахали все вокруг, окружив кладбище непроходимой пашней. Сделать подъезд к нему они разрешили в другом месте, далеко от трассы. Предложили, но дорогу не сделали.
По логике, деревенское гражданское кладбище и подъезд к нему должны быть в собственности сельского поселения, но, по словам главы, этого сегодня нет:
— Дело в том, что до 2007 года у нас в поселениях и карандаша своего не было — вся муниципальная собственность была на балансе районов. Разделение началось два года назад. На сегодня нам передали уличное освещение, деревенские дороги и муниципальное жилье. А кладбище — нет. И у нас нет на него ни паспорта, ни четких границ. Получается, что оно ничье. Как я понимаю, чтобы передать его в собственность сельского поселения, необходимо провести геодезические работы, определить границы как самого захоронения, так и санитарной зоны, которую нельзя распахивать, и сделать к нему подъездную дорогу. Но вопрос до сих пор открытый.
На этом месте в разговор вмешались деревенские женщины:
— А может, и кладбище теперь частным будет?! И землю для могил нам будут продавать?!
Станислав Баринов успокоил своих землячек, сказав, что этого, конечно, не будет. Но и разрешить ситуацию не получается. Он еще в начале октября написал письмо на имя генерального директора ООО «Искра» Ларисы Сергухиной с требованием восстановить дорогу к кладбищу, провести геодезические работы и определить границы захоронения, а также обратился за помощью в администрацию Новгородского района. Тем более что подобная проблема была не так давно и у жителей деревни Горошково, где также новые собственники распахали дорогу. Там вопрос удалось решить при помощи спонсоров, которые помогли хорошо подсыпать подъездной путь песчано-гравийной смесью и оканавить с тем, чтобы во время пахоты уже никогда не задели дорогу плугом. Так надо бы, наверное, решать вопрос и здесь.

Наломали дров!

Тем временем к нам подъехала еще одна легковая машина — заместителя генерального директора ООО «Искра» Бориса МЕЛЕХОВА, в прошлом — председателя известного на всем Северо-Западе одноименного колхоза. Его в округе все знают как хорошего и опытного хозяйственника. После распада колхоза именно он сделал все, чтобы сохранить наработанный годами опыт, многопрофильность хозяйства и привлечь инвестиции. Поэтому и спрос у жительниц Липиц со своего старого знакомого был особый. «Что наделали-то вы, Васильич?» — встретили приехавшего вопросом женщины. Замдиректора в ответ на это тяжко вздохнул и принародно признался: «Да, наломали мы дров, ничего не скажешь! Ну поставьте меня к стенке! Что делать теперь — исправлять как-то надо!».
Народ таким ответом доволен не был и стал дотошно расспрашивать, что именно, а главное — когда, планируется сделать. На это Борис Васильевич ответил так:
— Надо ждать, когда распаханная дорога подзарастет или хотя бы подмерзнет и обсохнет. Тогда будем рыть по ее обе стороны канавы и поднимать грунт. Песочком затем подсыпем. А сейчас здесь ни подсобные рабочие работать не смогут, ни экскаватор — утонут в грязи.
Но и к этому ответу люди отнеслись скептически, возразив, что зарастать дорога будет годами, а делать надо сейчас, так как покойники ждать не могут. И одним песком, без щебня, здесь не обойтись.
На этом и разошлись. Глава сельского поселения решил ждать ответов на свои письма до 7 ноября — именно тогда истечет отведенный законом месяц. Женщины заявили, что с нетерпением ждут заморозков, а заместитель генерального директора уехал в Великий Новгород совещаться со своим начальством. Уехали и мы, пообещав держать ситуацию на особом контроле. А отъезжая, успели заметить сквозь окна машины, как одинокие фигурки пробирались к кладбищу по осенней грязи, проделав узенькую, но уже видимую издалека тропинку на месте старой, привычной дороги к деревенскому погосту.

Новгородский район
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ