Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Во исполнение долга

Обещанные правительством квартиры новгородские ветераны войны получат.
Обеспечение квартирами ветеранов Великой Отечественной войны курирует лично Президент России Дмитрий Медведев. Сразу после вступления в должность он объявил решение этой проблемы приоритетнейшим направлением политики государства и 7 мая 2008 года издал указ «Во исполнение долга перед ветеранами», согласно которому к 65-летию Победы (а если быть точным — до 1 мая 2010 года) все участники войны, вставшие в очередь на жилье до 1 марта 2005 года, должны стать владельцами квартир.
В октябре 2009 года председатель Правительства РФ Владимир Путин на рабочей встрече с председателем Госдумы Борисом Грызловым заявил, что в рамках программы «Достойное жилье» ВСЕ ВЕТЕРАНЫ должны быть обеспечены квартирами уже в будущем году.
— Встал человек до 1 марта 2005 года на очередь или не встал — это вопрос чисто бюрократический, а мы к ветеранам — особенно в год 65-летия Победы — конечно, ни с какими бюрократическими мерками подходить не должны и не будем, — сказал Владимир Владимирович. — Поэтому средства будут изысканы. Правда, имея в виду, что планировалось обеспечить только тех, кто встал на очередь, к 9 Мая, нет уверенности, что мы сможем обеспечить всех ветеранов именно к 9 Мая. Но в течение 2010 года все ветераны вне зависимости от того, встали они на очередь до 1 марта 2005 года или не встали, — всех мы должны будем обеспечить жильем.

Успеть до Победы

Впрочем, оставим пока в стороне многообещающее заявление премьера и посмотрим, как продвигается на Новгородчине очередь льготников, сформированная до 2005 года. По данным на 1 января 2009 года, в ней состоят 1 720 человек — те, кто подошел под категории, обозначенные в Федеральном законе «О ветеранах», а также в постановлении администрации Новгородской области от 5 мая 2006 года «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Это бывшие сотрудники органов внутренних дел, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; члены семей погибших или умерших инвалидов Великой Отечественной войны и многие другие. Среди них ветеранов войны относительно немного — всего лишь 128 человек (было 148, но 20 человек по разным причинам выбыли). Уточню: до выхода президентского указа от 07.05.2008 финансирование из федерального бюджета шло одновременно на все категории льготников этой очереди, однако улучшали свои жилищные условия немногие. В основном те, кто, кроме звания ветерана, имел первую группу инвалидности.
Картина заметно изменилась лишь после того, как вышел указ и в область из федерального бюджета пошли деньги, предназначенные конкретно для обеспечения жильем ветеранов войны. Как рассказали в комитете по жилищно- коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, первый транш в размере 21 миллиона рублей мы получили в декабре 2008 года, а в 2009 году — еще 139 миллионов 860 тысяч. Как заверяют специалисты, этих средств достаточно, чтобы до назначенного президентом срока обеспечить квартирами всех ветеранов Новгородской области, которые стоят сегодня в очереди на получение жилья.
Сегодня все 128 очередников имеют на руках свидетельства на получение социальной выплаты. 100 ветеранов уже сумели приобрести жилье. Остальные в настоящий момент этим вопросом занимаются, подыскивая приемлемый вариант.

Кому дом, а кому — «гостинка»

Правда, следует помнить, что речь идет о единовременной социальной выплате, которую ветеран может потратить или на приобретение квартиры, или на улучшение своих жилищных условий. О том, как лучше распорядиться этими деньгами, мы поговорили с главным специалистом-экспертом областного комитета по жилищно- коммунальному хозяйству Натальей ИГНАТЬЕВОЙ.
 — Наталья Николаевна, о какой сумме идет речь и какое жилье реально на нее купить?
— В Новгородской области единовременная социальная выплата составляет 945 тысяч рублей. Она зависит от норматива жилой площади (сегодня он увеличен для ветеранов до 36 квадратных метров на человека) и от стоимости 1 квадратного метра жилья в регионе. У нас в области Минрегионом она утверждена в размере 26 250 рублей, что ниже рыночной стоимости. Поэтому речь идет в основном о приобретении квартир на вторичном рынке жилья. Если покупать жилье в областном центре, это будет, скорее всего, комната гостиного типа с хорошим ремонтом. Сельские жители в большинстве районов могут на эту сумму приобрести отдельную квартиру или частный дом. В большинстве случаев ветеранам помогают дети и внуки, добавляя деньги, с тем, чтобы хватило на покупку отдельной квартиры. Особенно активно подключались родственники, когда социальные выплаты получали первые в списке ветераны, так как суммы выплачивались меньшие, чем сегодня.
— Почему такое происходило?
— Дело в том, что первоначально на одного ветерана полагалось 18 квадратных метров, как и всем остальным льготникам. Затем норма была увеличена до 22 метров, а сейчас выросла до 36 квадратных метров на человека. Да, тем, кто получал эти деньги раньше, теперь немного обидно, но поделать с этим ничего нельзя — норматив менялся законодательно, менялся и размер социальной выплаты. Мы благодарны ветеранам, что они понимают ситуацию, и до конфликтов дело не доходило.
— Существует ли опасение, что жилищные агентства обманут стариков, и полученные ими деньги пропадут?
— Нет, весь процесс настолько отлажен, что ни таких случаев, ни таких опасений у нас нет. Мы сами лично выезжаем в районы и выдаем старикам свидетельства. Они в нашем присутствии ставят подпись на документе. Затем, когда появляется вариант покупки или обмена, деньги перечисляет комитет социальной защиты населения. Налажено сотрудничество и с несколькими агентствами недвижимости, которые с заботой относятся к ветеранам. Приятно, что стали откликаться и застройщики жилья. Вот совсем недавно удалось при их содействии предоставить двум ветеранам новые квартиры.
— Смогут ли ветераны распоряжаться полученным жильем по собственному усмотрению?
— Да, конечно, это их собственность, и они могут ее дарить, продавать, завещать — делать с ней все, что угодно.

Всё под контролем!

Само собой разумеется, что контроль за тем, как продвигается очередь, осуществляют и сами ветераны. Председатель Новгородской областной общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Владимир АРАПОВ рассказал, как это делается:
— У нас в составе совета работает специальная комиссия по социально-бытовым вопросам. В данный момент, например, мы проверяем, сколько в действительности очередников выбыли из списка, и будем выходить на руководство области с предложением перераспределить деньги, уже выделенные на этих людей, между другими участниками войны. Такие нуждающиеся в жилье ветераны у нас в области есть. Вот мне недавно звонит новгородка, бывшая партизанка, жалуется на свою квартиру. Мы посмотрели и ужаснулись: она проживает на первом этаже в вечной сырости и плесени. И если есть возможность улучшить ее условия, надо непременно это сделать! Проверяем пофамильно и тех, кто стоит в льготной очереди, так как бывают самозванцы. Однажды столкнулись с тем, что среди ветеранов значился человек 1960 года рождения. Считаю, что рано рапортовать, что ветераны обеспечены жильем, ведь с тех пор, как в 2005 году формировался сводный список на получение социальной поддержки для улучшения жилищных условий, тех, кто мог туда войти по медицинским показаниям, только прибавилось. А они в очереди не стоят! Что делать с ними? Поэтому считаю заявление Владимира Путина справедливым. Все, кто воевал, должны прожить в нормальных условиях хотя бы последние годы своей жизни!
На 1 января 2009 года в Новгородской области проживало 4 032 ветерана Великой Отечественной войны. Если учесть, что, по статистике, их число уменьшается на 700—1000 человек в год, не трудно подсчитать, сколько фронтовиков встретят 65-летие Победы и сколько доживут до конца 2010 года. Поэтому обеспечить тех, кто нуждается в жилье, — действительно дело чести.
Если на это будут выделены необходимые средства из федерального бюджета, задача вполне выполнимая. Так считает Наталья Игнатьева:
— После заявления главы правительства и у нас, и в совете ветеранов уже раздаются звонки. Но мы пока не можем ответить ничего конкретного: нет никаких изменений в законе о ветеранах; никаких разъяснений о том, каким образом ветеранам будет предоставлена помощь — квартирами или такими же единовременными денежными выплатами. В любом случае работа предстоит большая, участие в ней примут несколько комитетов областной администрации, Пенсионный фонд, но самая большая нагрузка ляжет на совет ветеранов и на местные администрации. Ведь самый трудоемкий процесс — это выявление действительно нуждающихся в жилье ветеранов. Если будет сделано это и выделены необходимые денежные средства, все остальное — вопрос техники, все уже организационно отработано. Но пока нужно всем запастись терпением.  
 
Светлана ДУБОВИЦКАЯ