Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Что такое «хорошо» и что такое «двойка»

В списке педагогов, которых восьмиклассники, по результатам специального анкетирования, считают настоящими, значится и учитель математики школы-комплекса «Гармония» Великого Новгорода Галина ГРУШЕНКОВА. С ней в преддверии Дня учителя мы и решили побеседовать о том, что волнует и что радует педагогов сегодня, как им работается в условиях реформирования отрасли образования и что такое, на их взгляд, «хорошо» и что такое «плохо» в учебном процессе.
— Галина Николаевна, школьники в недавно проведенном опросе о взаимоотношениях учителей и учащихся основными характеристиками настоящего педагога называют умение понятно и интересно объяснять материал, доброту и строгость, требовательность и справедливость, уважительность и тактичность, отзывчивость и внимание к проблемам ребят. А по вашему мнению, какой он — настоящий учитель?
 — Безусловно, это профессионал, на отлично знающий свой предмет, и хороший психолог, потому как мало владеть методикой преподавания — нужно уметь донести знания до каждого ребенка с учетом его личностных способностей, черт характера, возрастных изменений. Но главная, на мой взгляд, черта настоящего учителя — неиссякаемое желание помогать детям.
— Вы строгий учитель?
— Очень. Я считаю, и ученики об этом знают, что успешно усвоить тему можно только, если выполнять все домашние задания, поэтому к тем, кто сдает мне тетради с нерешенными примерами или задачами, отношусь сурово. Когда мне на уроке говорят, что не выполнили задание, потому как не поняли тему, я всегда спрашиваю: «А что вы сделали, чтобы ее усвоить?». Понятно, что не всем темы даются легко и с лету, но я должна видеть черновик, где ребенок пытался решить и где у него на каком-то этапе что-то не получилось. В этом случае я не поставлю двойку, потому как школьник работал, в таких случаях мы садимся после уроков и разбираем задания вместе.
— Галина Николаевна, у вас на столе очень много учебников и для разных классов, и разных авторов. Сложно сегодня выбирать из огромного перечня изданий, рекомендованных к применению Министерством образования и науки РФ?
— Непросто, потому как ежегодно учебники меняются. Так, в этом году алгебра для восьмиклассников дополнена новыми темами — сложными и для понимания, и для решения. Сейчас педагогическая общественность страны активно обсуждает разработанные Минобрнауки РФ и предложенные к принятию новые образовательные стандарты. Я анализировала стандарты по математике для 7—9 классов и вот к каким выводам пришла: учебная программа усложняется. К примеру, предполагается, что дети в этих классах будут проходить теорию вероятности. Когда я сама училась в школе, а это было еще в советские времена, элементы теории вероятности тоже изучались, но уже в выпускном классе и в качестве ознакомительного курса. Обсуждаемые же нынче стандарты предполагают  очень серьезный уровень подготовки детей по этой теме, а она, поверьте, очень сложная, требующая от детей умения мыслить нестандартно, что далеко не всем под силу. Если предложенные учебные параметры примут, значит, и экзаменационные тесты будут включать подобные задания повышенной сложности. Разработчики новой модели стандартов предлагают увеличить количество учебных часов для освоения всех тем по математике, что само по себе неплохо, но при этом никто не объясняет, как это сделать на практике — увеличить количество уроков в день или продлить учебный год?
— Мы подошли к вопросу об экзаменационных испытаниях. В прошлом учебном году ЕГЭ приобрел статус государственного экзамена, обязательного для всех выпускников. Как вы относитесь к такой форме проверки знаний?
— Я считаю, что ЕГЭ объективно оценивает знания школьников. Более того, одиннадцатиклассники прошлого учебного года остались довольны тем, что баллы, полученные за выпускные экзамены в школе, одновременно являлись и вступительными в вузы. Другой вопрос, нужно ли всем в обязательном порядке сдавать экзамены по русскому языку и математике в форме тестирования? К примеру, если ребенок планирует поступать на специальность, где не требуется сдавать математику, то почему бы ему вместо того, чтобы весь 11 класс усиленно решать тесты, готовясь к ЕГЭ по этому предмету, не направить силы на нужные ему для поступления дисциплины, сдавая в конце года обязательную математику либо по билетам, либо в виде контрольной.
 — Вопрос подготовки к итоговому тестированию начинает волновать родителей школьников 9 и 11 классов уже в самом начале выпускного года. Как подготовить детей к такому экзамену?
— Выпускные экзамены в виде тестирования — действительно трудное испытание для ребят. В прошлом учебном году девятиклассники впервые сдавали их в таком формате. Если учесть, что некоторые задания второго блока были олимпиадного уровня, понятно, что далеко не все справились. Кроме того, анализ заданий и результатов сразу показал, что в восьмом классе мало часов выделяется на освоение программы по геометрии — дети не усваивают темы. Подготовка к тестированию занимает много времени, но я всегда напоминаю детям, что как без ежедневных упражнений невозможно научиться играть на фортепиано, так и ЕГЭ не получиться сдать, если постоянно не решать.
Как только начался учебный год, я сразу учеников выпускных классов поставила в известность, что каждый из них, кроме подготовки на уроках алгебры и геометрии, раз в неделю после уроков должен приходить ко мне в класс, решать тесты и совместно со мной, если это требуется, делать работу над ошибками, разбираясь в причинах их появления. Дети и сами дома могут решать задания, выбирая их из многочисленных изданий с тестами, продающихся в магазинах. Кроме того, во многих школах области есть сборники тестов, разработанных новгородской творческой группой «Конструирование тестов учебных достижений по математике», в которую вхожу и я. Мы составляем задания, объединяя их в блоки, которые охватывают все темы по предмету и соответствуют различным уровням сложности, что позволяет детям двигаться от простого к сложному.
 — Как вы относитесь к постоянному реформированию отрасли образования?
— Двояко. С одной стороны, сейчас все в мире очень быстро меняется, поэтому и школа как общественный институт должна поспевать за переменами. Но, с другой стороны, в погоне за новшествами мы теряем качество. Меня беспокоит огромное количество филиалов различных вузов страны, открывающихся в нашей области. Да, их деятельность лицензирована, но уровень выдаваемых студентам знаний оставляет желать лучшего. Я не огульно это заявляю. Ко мне неоднократно обращались студенты, и не только первокурсники, с просьбой позаниматься с ними математикой. И когда мы начинали решать, я понимала, что ребята мало что знают. Возникают вопросы: как же они учатся в вузе, кто и как им преподает дисциплины и каков механизм проверки знаний? Беспокоит даже не столько то, что иные преподаватели за деньги ставят оценки — это пусть остается на их совести. Волнует, что таких вот студентов-неучей, получивших дипломы, становится все больше, и специалистами их назвать нельзя, ведь знаний же никаких нет.
— Галина Николаевна, вы работаете в учреждении, которое по итогам критериальной оценки деятельности общеобразовательных учреждений области за 2008—2009 учебный год среди средних школ занимает почетное третье место. Такое высокое положение в рейтинге, как утверждают руководители комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области, гарантирует и большие суммы стимулирующих выплат педагогам. На самом ли деле учителя за достижения в работе получают хорошие доплаты, или это только слова?
— Стимулирующие выплаты действительно существуют, и выплачиваются они действительно за результат, а не за участие. Оцениваются классное руководство, методическая работа, деятельность учителя как предметника. При оценке учитываются и научные публикации, и участие в различных профессиональных конкурсах, и победы детей в олимпиадах, и посещение детьми секций и кружков, и многое другое. В нашей школе процесс анализа деятельности прозрачен для педагогов — результаты сообщаются всем, и если кто-то из учителей не согласен с полученными баллами, то идет общее обсуждение.
Стимулирующие доплаты — это, безусловно, благо для педагогов, потому как суммы могут даже превышать основной оклад. К примеру, я в прошлом году получала более шести тысяч рублей. Примерно и такую же зарплату мне начисляют за одну ставку. Я не случайно сказала про одну ставку. Не сильно, наверное, ошибусь, если предположу, что большинство педагогов области трудятся на полторы-две ставки сразу. Иначе в материальном плане не прожить. Я — учитель высшей категории, стаж работы — 26 лет, у меня имеются и различные разработки, и в конкурсах профессионального мастерства я неоднократно принимала участие, и победителей городских и областных олимпиад готовила, поэтому моя зарплата считается большой, а молодой учитель более чем на три с небольшим тысячи рассчитывать не может. А ведь так хочется работать на одну ставку, получая за это достойные деньги, а оставшееся время уделять разработке новых методик, форм проведения уроков, научной деятельности, чтобы совершенствовать и себя, и детей.

Людмила ДАНИЛКИНА