Через три дня область должна быть полностью готова к отопительному сезону
В преддверии отопительного сезона наша газета традиционно проводит интервью на тему «Готово ли ЖКХ Новгородской области к зиме?». Между тем год назад отопительный сезон начался примерно на две недели раньше обычного — 18 сентября. Прогноз синоптиков в этот раз более оптимистичен, но, как говорится, расписываться за погоду нельзя и лучше раньше, чем позже. Так готов ли наш регион к отопительному сезону? На этот и другие актуальные вопросы мы получили ответы от заместителя губернатора области Арнольда ШАЛМУЕВА, курирующего сферу жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
— Действительно, все мы помним, что сентябрь прошлого года был дождливым и холодным, — говорит Арнольд Александрович. — Согласно же нормативу, если в течение пяти дней среднедневная температура воздуха не превышает восемь градусов тепла, то надо включать отопление. В этом году мы уже подготовились к тому, чтобы, если понадобится, раньше времени включиться в отопительный период. Глядя на погоду, говорить о какой-либо экстремальной ситуации не стоит, но если она возникнет, то мы готовы. Поэтапно станем включать сначала социальные учреждения — больницы, детские сады, дома ветеранов, а затем жилые дома.
— Арнольд Александрович, а сама инфраструктура ЖКХ в целом сегодня в каком состоянии? Ведь появилась и действует программа модернизации ЖКХ...
— До начала 2000-х годов сложности в экономике не давали обратить достаточно много внимания на жилищно-коммунальное хозяйство. Средства вкладывались только в защищенные статьи бюджета: зарплату, пособия, пенсии. Однако начинает приносить свои плоды то, что в последние годы с проблемами ЖКХ начали работу, чтобы больше не возникало таких ситуаций как в свое время в Валдае, когда в мороз встали котельные. Сегодня мы должны работать в плановом порядке. У нас есть и подписанное губернатором распоряжение администрации области, и определена зона ответственности каждого руководителя. После 15 мая, когда закончился прошлый отопительный сезон, мы провели межведомственные комиссии с участием всех глав районов и их заместителей, с привлечением специалистов «Новжилкоммунсервиса», «Теплоэнерго» и других организаций. У нас был принят план подготовки к отопительному сезону, и, хочу сказать, когда в конце августа — начале сентября мы стали подводить итоги, то уже к 1 сентября имели подписанные паспорта готовности на 84 процента многоквартирных домов. К 15 сентября готовность к отопительному сезону будет практически стопроцентной — такую цель мы себе поставили.
— В имеющейся у меня справке говорится о том, что на 1 сентября в регионе имеется в наличии 72,9 тысячи тонн угля — 83 процента от нормативного запаса, или 60 процентов от потребности, на 28 суток — жидкого топлива. Энергоносители есть. А как вы могли бы прокомментировать их закупку?
— Отмечу, что впервые за многие годы нами был проведен конкурс на поставку топлива, что позволило сэкономить большое количество средств. Так, на угле эта сумма составляет около 20 миллионов рублей. Кроме того, сегодня по программе использования местных источников топлива мы проводим заготовку дров и в этом году ожидаем, что вместо 50 тысяч кубометров, как было в прошлом году, заготовим 200 тысяч. То есть в топливном балансе у нас будет дров побольше, угля — поменьше. При этом, учитывая сложную ситуацию в лесной отрасли, получится хороший эффект. И лесники, заготавливая нам лес, дадут топливо для котельных в большом количестве, что позволит хорошо их протопить. Впрочем, котельные универсальны, и если потребуется уголь, то он будет. Сегодня мы работаем совместно с экономическим департаментом, с комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности области, для того чтобы увеличить заготовку дров. Кроме того, мы приняли программу по модернизации наших котельных и перевода их на возобновляемое топливо. Многие, конечно, слышали о пелетах, древесных топливных гранулах, и, кроме того, у нас принят график перевода котельных на торф, что особенно актуально для тех мест, где радиус его поставки составляет не более 50 километров. Это расстояние учитывается для экономической эффективности. Особенно это касается района Тесово-Нетыльского.
— Расскажите о том, как сегодня проходит газификация области.
— Мы сегодня очень серьезно занимаемся этой темой. Ведь самая главная составляющая в стоимости гигакалории тепла — то, каким топливом топят. А пока одним из самых дешевых его видов остается газ. Замечу: если два года назад уровень газификации области составлял всего 46 процентов, то на конец 2009 года мы ожидаем, что этот показатель достигнет 52 процентов. Может быть, рост и небольшой, на первый взгляд, но то, что нам удалось сделать за указанное время, позволяет говорить: все, что мы запланируем, то и газифицируем. Даже при той сложной ситуации, которая сложилась в федеральном бюджете, «Газпроме» и у нас. Главное из сделанного — запуск газопровода в Крестецком районе. К концу года мы запускаем газопровод Боровичи — Ёгла, в этом же году заканчиваем межпоселковый газопровод Спасская Полисть — Трегубово. Нам удалось договориться с газовиками, что в этом году начнем, а в следующем закончим газификацию района Глутно в Малой Вишере. Это 451 домовладение. Мы очень благодарны «Газпромрегионгазу» за то, что он идет нам навстречу. По газификации мы планы выполняем.
— Известно, что в своем отношении к реформе жилищно-коммунального хозяйства все делятся на два лагеря: за и против. Причем в среде тех, кто против реформирования, преобладают те, кто сопротивляется ему пассивно. Я сам был свидетелем сцен, когда люди говорили представителям муниципальной власти: «Да делайте вы с нами что хотите, никакого ТСЖ мы создавать не собираемся и решать свою судьбу не хотим». Как же заинтересовать людей, как помочь им осознать, что решение проблемы, в конечном счете, зависит от них самих?
— Для того чтобы услуги ЖКХ стали конкурентоспособными, мы очень активно включились в то, чтобы в жилищно- коммунальное хозяйство пришли рыночные отношения. 185-й федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» уже помог значительной части населения, желающей самой принимать участие в управлении жилым фондом. Губернатор настоял на том, чтобы мы быстро взялись за воплощение этого закона в жизнь на территории области. С осени прошлого года при поддержке всех ветвей власти, особенно в Великом Новгороде, при непосредственном участии губернатора мы успели вступить в программу финансовой помощи и стали получать средства из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, в котором для нашей области предусмотрено 1,14 миллиарда рублей. В прошлом году мы получили почти 200 миллионов, в этом году ожидаем получить (на днях состоится заседание фонда) еще 420 миллионов рублей. В следующем — 700 миллионов. При этом есть софинансирование области, обязательные восемь процентов. Главное же условие получения денег заключается в том, что муниципальные образования или поселения, участвующие в этом проекте, должны перейти на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг на своей территории.
Что дает этот закон? Получаемые средства можно направить на капитальный ремонт жилого фонда и переселение из ветхого и аварийного жилья. В этом и прошлом годах мы серьезно поработали в этом направлении, что позволило многое сделать. Например, в Валдае перешли на 100-процентную оплату коммунальных услуг.
— А как население воспринимает эту 100-процентную оплату?
— Я скажу так: оно уже нормально воспринимает. У нас в области 18 поселений в этом году вступит в вышеупомянутый 185-й федеральный закон. Возьмем, к примеру, Великий Новгород. Сегодня его жители платят 92 процента от 100 за жилищно- коммунальные услуги. И вот эта политика, когда уровень оплаты поднимается поэтапно, потихонечку, показывает, что больших социальных потрясений можно избежать. Осталось всего 8 процентов. И при этом граждане очень активно начинают участвовать в управлении своим жилищным фондом: есть ТСЖ, есть управляющие компании. Сегодня тарифы на жилищные услуги население может устанавливать себе само. То есть раз в год собрание собственников жилья принимает решение об этом.
— Вы — куратор Чудовского района, и в ходе информационных дней вам приходится решать конкретные жилищные и коммунальные проблемы жителей. С чем вы сталкиваетесь, в том числе и в масштабе области?
— В первую очередь мы сталкиваемся с проблемой, и не только в Чудовском районе, что существует очень большая разница в уровне оплаты жилищно- коммунальных услуг населением. Речь идет о разных частях Новгородской области. Например, за отопление в Хвойнинском районе гражданин платит всего 12 процентов, остальное доплачивает бюджет области.
— А в Великом Новгороде, напомню, 92 процента...
— Да. В Чудове — 73. Поэтому мы для себя поставили задачу, и будем ее ставить перед главами районов, — подтягивать в районах оплату до определенного уровня. Мы все равно рано или поздно перейдем по всей области, согласно федеральному закону, на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Расходы, которые сегодня называются неэффективным расходованием средств в жилищно- коммунальном хозяйстве, и есть разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, выплачиваемым населением. И эту разницу, напомню, доплачивает бюджет области. Рост должен быть, я повторяю, поэтапным, и об этом мы будем говорить с главами районов. Не сразу в три-четыре раза, а постепенно, как в Великом Новгороде, в Валдае, в Старой Руссе. Кстати, почему- то в Солецком районе платят за услуги больше, чем в Хвойнинском, притом, что заработная плата там такая же. Также замечу, на сегодня работает институт субсидий, и есть четкие стандарты, какую можно получить субсидию в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Повышение стоимости услуг — наверное, очень непопулярная мера, но без нее мы сегодня не создадим рыночных взаимоотношений в жилищно- коммунальном хозяйстве. А отсутствие этих взаимоотношений и влечет ту массу проблем, которую мы наблюдаем: от изношенности сетей до долгов за воду и многое-многое другое.
— Действительно, все мы помним, что сентябрь прошлого года был дождливым и холодным, — говорит Арнольд Александрович. — Согласно же нормативу, если в течение пяти дней среднедневная температура воздуха не превышает восемь градусов тепла, то надо включать отопление. В этом году мы уже подготовились к тому, чтобы, если понадобится, раньше времени включиться в отопительный период. Глядя на погоду, говорить о какой-либо экстремальной ситуации не стоит, но если она возникнет, то мы готовы. Поэтапно станем включать сначала социальные учреждения — больницы, детские сады, дома ветеранов, а затем жилые дома.
— Арнольд Александрович, а сама инфраструктура ЖКХ в целом сегодня в каком состоянии? Ведь появилась и действует программа модернизации ЖКХ...
— До начала 2000-х годов сложности в экономике не давали обратить достаточно много внимания на жилищно-коммунальное хозяйство. Средства вкладывались только в защищенные статьи бюджета: зарплату, пособия, пенсии. Однако начинает приносить свои плоды то, что в последние годы с проблемами ЖКХ начали работу, чтобы больше не возникало таких ситуаций как в свое время в Валдае, когда в мороз встали котельные. Сегодня мы должны работать в плановом порядке. У нас есть и подписанное губернатором распоряжение администрации области, и определена зона ответственности каждого руководителя. После 15 мая, когда закончился прошлый отопительный сезон, мы провели межведомственные комиссии с участием всех глав районов и их заместителей, с привлечением специалистов «Новжилкоммунсервиса», «Теплоэнерго» и других организаций. У нас был принят план подготовки к отопительному сезону, и, хочу сказать, когда в конце августа — начале сентября мы стали подводить итоги, то уже к 1 сентября имели подписанные паспорта готовности на 84 процента многоквартирных домов. К 15 сентября готовность к отопительному сезону будет практически стопроцентной — такую цель мы себе поставили.
— В имеющейся у меня справке говорится о том, что на 1 сентября в регионе имеется в наличии 72,9 тысячи тонн угля — 83 процента от нормативного запаса, или 60 процентов от потребности, на 28 суток — жидкого топлива. Энергоносители есть. А как вы могли бы прокомментировать их закупку?
— Отмечу, что впервые за многие годы нами был проведен конкурс на поставку топлива, что позволило сэкономить большое количество средств. Так, на угле эта сумма составляет около 20 миллионов рублей. Кроме того, сегодня по программе использования местных источников топлива мы проводим заготовку дров и в этом году ожидаем, что вместо 50 тысяч кубометров, как было в прошлом году, заготовим 200 тысяч. То есть в топливном балансе у нас будет дров побольше, угля — поменьше. При этом, учитывая сложную ситуацию в лесной отрасли, получится хороший эффект. И лесники, заготавливая нам лес, дадут топливо для котельных в большом количестве, что позволит хорошо их протопить. Впрочем, котельные универсальны, и если потребуется уголь, то он будет. Сегодня мы работаем совместно с экономическим департаментом, с комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности области, для того чтобы увеличить заготовку дров. Кроме того, мы приняли программу по модернизации наших котельных и перевода их на возобновляемое топливо. Многие, конечно, слышали о пелетах, древесных топливных гранулах, и, кроме того, у нас принят график перевода котельных на торф, что особенно актуально для тех мест, где радиус его поставки составляет не более 50 километров. Это расстояние учитывается для экономической эффективности. Особенно это касается района Тесово-Нетыльского.
— Расскажите о том, как сегодня проходит газификация области.
— Мы сегодня очень серьезно занимаемся этой темой. Ведь самая главная составляющая в стоимости гигакалории тепла — то, каким топливом топят. А пока одним из самых дешевых его видов остается газ. Замечу: если два года назад уровень газификации области составлял всего 46 процентов, то на конец 2009 года мы ожидаем, что этот показатель достигнет 52 процентов. Может быть, рост и небольшой, на первый взгляд, но то, что нам удалось сделать за указанное время, позволяет говорить: все, что мы запланируем, то и газифицируем. Даже при той сложной ситуации, которая сложилась в федеральном бюджете, «Газпроме» и у нас. Главное из сделанного — запуск газопровода в Крестецком районе. К концу года мы запускаем газопровод Боровичи — Ёгла, в этом же году заканчиваем межпоселковый газопровод Спасская Полисть — Трегубово. Нам удалось договориться с газовиками, что в этом году начнем, а в следующем закончим газификацию района Глутно в Малой Вишере. Это 451 домовладение. Мы очень благодарны «Газпромрегионгазу» за то, что он идет нам навстречу. По газификации мы планы выполняем.
— Известно, что в своем отношении к реформе жилищно-коммунального хозяйства все делятся на два лагеря: за и против. Причем в среде тех, кто против реформирования, преобладают те, кто сопротивляется ему пассивно. Я сам был свидетелем сцен, когда люди говорили представителям муниципальной власти: «Да делайте вы с нами что хотите, никакого ТСЖ мы создавать не собираемся и решать свою судьбу не хотим». Как же заинтересовать людей, как помочь им осознать, что решение проблемы, в конечном счете, зависит от них самих?
— Для того чтобы услуги ЖКХ стали конкурентоспособными, мы очень активно включились в то, чтобы в жилищно- коммунальное хозяйство пришли рыночные отношения. 185-й федеральный закон «О фонде содействия реформированию ЖКХ» уже помог значительной части населения, желающей самой принимать участие в управлении жилым фондом. Губернатор настоял на том, чтобы мы быстро взялись за воплощение этого закона в жизнь на территории области. С осени прошлого года при поддержке всех ветвей власти, особенно в Великом Новгороде, при непосредственном участии губернатора мы успели вступить в программу финансовой помощи и стали получать средства из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, в котором для нашей области предусмотрено 1,14 миллиарда рублей. В прошлом году мы получили почти 200 миллионов, в этом году ожидаем получить (на днях состоится заседание фонда) еще 420 миллионов рублей. В следующем — 700 миллионов. При этом есть софинансирование области, обязательные восемь процентов. Главное же условие получения денег заключается в том, что муниципальные образования или поселения, участвующие в этом проекте, должны перейти на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг на своей территории.
Что дает этот закон? Получаемые средства можно направить на капитальный ремонт жилого фонда и переселение из ветхого и аварийного жилья. В этом и прошлом годах мы серьезно поработали в этом направлении, что позволило многое сделать. Например, в Валдае перешли на 100-процентную оплату коммунальных услуг.
— А как население воспринимает эту 100-процентную оплату?
— Я скажу так: оно уже нормально воспринимает. У нас в области 18 поселений в этом году вступит в вышеупомянутый 185-й федеральный закон. Возьмем, к примеру, Великий Новгород. Сегодня его жители платят 92 процента от 100 за жилищно- коммунальные услуги. И вот эта политика, когда уровень оплаты поднимается поэтапно, потихонечку, показывает, что больших социальных потрясений можно избежать. Осталось всего 8 процентов. И при этом граждане очень активно начинают участвовать в управлении своим жилищным фондом: есть ТСЖ, есть управляющие компании. Сегодня тарифы на жилищные услуги население может устанавливать себе само. То есть раз в год собрание собственников жилья принимает решение об этом.
— Вы — куратор Чудовского района, и в ходе информационных дней вам приходится решать конкретные жилищные и коммунальные проблемы жителей. С чем вы сталкиваетесь, в том числе и в масштабе области?
— В первую очередь мы сталкиваемся с проблемой, и не только в Чудовском районе, что существует очень большая разница в уровне оплаты жилищно- коммунальных услуг населением. Речь идет о разных частях Новгородской области. Например, за отопление в Хвойнинском районе гражданин платит всего 12 процентов, остальное доплачивает бюджет области.
— А в Великом Новгороде, напомню, 92 процента...
— Да. В Чудове — 73. Поэтому мы для себя поставили задачу, и будем ее ставить перед главами районов, — подтягивать в районах оплату до определенного уровня. Мы все равно рано или поздно перейдем по всей области, согласно федеральному закону, на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Расходы, которые сегодня называются неэффективным расходованием средств в жилищно- коммунальном хозяйстве, и есть разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, выплачиваемым населением. И эту разницу, напомню, доплачивает бюджет области. Рост должен быть, я повторяю, поэтапным, и об этом мы будем говорить с главами районов. Не сразу в три-четыре раза, а постепенно, как в Великом Новгороде, в Валдае, в Старой Руссе. Кстати, почему- то в Солецком районе платят за услуги больше, чем в Хвойнинском, притом, что заработная плата там такая же. Также замечу, на сегодня работает институт субсидий, и есть четкие стандарты, какую можно получить субсидию в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Повышение стоимости услуг — наверное, очень непопулярная мера, но без нее мы сегодня не создадим рыночных взаимоотношений в жилищно- коммунальном хозяйстве. А отсутствие этих взаимоотношений и влечет ту массу проблем, которую мы наблюдаем: от изношенности сетей до долгов за воду и многое-многое другое.
Томас ТОММИНГАС