Не исключено, что обновлённая инструкция заставит суды поверить в то, что условный срок и альтернативное наказание — тоже наказания. Об этом наш разговор со старшим инспектором отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по Новгородской области Светланой СЕМЁНОВОЙ.
— Вокруг новой инструкции сразу поднялся ажиотаж. Считается, что она поможет убедить судей в том, что можно не бояться чаще применять альтернативные лишению свободы наказания, условно-испытательные сроки, и в будущем это поможет разгрузить колонии и тюрьмы. Согласны с таким прогнозом?
— Трудно сказать. Определять вид наказания — прерогатива судей. Надо также понимать, что при вынесении приговора суд исходит из обстоятельств уголовного дела, а также тех санкций, которые предлагает в качестве наказания Уголовный кодекс. Мы на основе практического опыта можем только рекомендовать. И регулярно это делаем. Информируем суды о том, что гораздо более выгодно за определённые нарушения закона назначать условное или альтернативное наказание. Речь идёт о преступлениях небольшой и средней степени тяжести. В частности, к обязательным и исправительным работам зачастую приговариваются алиментщики, виновники ДТП, взрослые и несовершеннолетние ребята, уличённые в краже, хули-анстве...
— Почему ФСИН так ратует за более частое использование наказания, не связанного с лишением свободы?
— Потому что в России идёт процесс гуманизации наказания. Наша главная цель — помочь человеку искупить вину без изоляции от общества. Как известно, после выхода из-за решётки освободившемуся очень непросто вернуться к обычной жизни.
— Число приговоров с использованием условных сроков, обязательных работ растёт?
— Сейчас в местах лишения свободы на территории Новгородской области реальное наказание отбывают около 4700 человек, а к наказанию, не связанному с лишением свободы, за этот год были приговорены чуть более 3900 человек. Из них к условно-испытательному сроку — около 2700 человек, к исправительным работам — 560, к обязательным — примерно столько же. Вообще, начиная с 2005 года, когда в уголовно-исполнительную практику были введены обязательные работы, приблизительно в три раза увеличилось число случаев определения именно такого наказания для подсудимых. Оно очень выгодно, поскольку предусматривает трудоустройство осуждённых во время, свободное от их основной работы. Как правило, их труд используется на предприятиях сферы ЖКХ, которая очень нуждается в неквалифицированной рабочей силе.
Редакция
Исключительная мера наказания
Вступила в силу инструкция Минюста России, где детально расписан порядок отбывания гражданами наказаний, не связанных с лишением свободы. Как считают в Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН), смысл нового документа заключается в усилении контроля за исполнением судебных приговоров.
Елена КУЗЬМИНА