Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Виды умножения

Новый этап совершенствования пенсионной системы России начнется 1 января 2010 года. Появится значимость у приобретенного до начала реформы стажа, а сам Пенсионный фонд будет наделен дополнительными функциями. Обо всех этих новшествах мы попросили рассказать управляющего ГУ — Отделением Пенсионного фонда РФ по Новгородской области Геннадия ЕПАНЧИНА.
— Все преобразования в существующей пенсионной системе направлены прежде всего на повышение уровня материального обеспечения граждан, — отмечает Геннадий Епанчин. — Сейчас многие спрашивают: означают ли последние события то, что в России началась вторая пенсионная реформа? Нет, однозначно, об этом речь не идет. Первая и единственная реформа пенсионной системы прошла в 2002 году. И, как любая длительная и очень сложная схема, она требует постоянной доработки и корректировки в условиях меняющейся экономической ситуации. И все эти перемены направлены только на одно — на улучшение уровня жизни как нынешних, так и будущих пенсионеров. Среди таких мер — проведение валоризации, то есть переоценки пенсионного капитала, заработанного на 1 января 2002 года.
— Геннадий Викторович, что означает сам термин — валоризация?
— Это экономический термин. Он пришел к нам из французского языка и означает «государственные меры по повышению денежной оценки чего-либо». В данном случае — повышение денежной оценки пенсионных прав в части стажа, учитываемого при расчете пенсии. При этом валоризация коснется не только сегодняшних пенсионеров, но и граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 года и пока еще не достигших пенсионного возраста. Таким образом, валоризация — это своего рода усиление роли стажа, приобретенного в дореформенный период.
— Насколько же этот стаж сможет приумножить пенсию?
— Сумма валоризации будет составлять 10 процентов расчетного пенсионного капитала за общий трудовой стаж до 1 января 2002 года и сверх того по одному проценту за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
— Можно ли самостоятельно рассчитать свою прибавку к пенсии после проведения валоризации?
— Можно, но расчеты не будут абсолютно точными. Для упрощения увеличение пенсии лицам старшего поколения можно определить исходя из двух составляющих. Первое — из сегодняшнего размера выплачиваемой страховой части трудовой пенсии при условии, что с 2002 года пенсионер не работал и не имел прибавки к пенсии за счет уплаты страховых взносов.
Предположим, гражданин вышел на пенсию в 1996 году, имеет 40 лет общего трудового стажа, выработанного в советское время. И еще пять лет в период с 1 января 1991 года до 1 января 2001 года. Страховая часть его пенсии будет увеличена на 10 процентов и дополнительно еще на 40 процентов — за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. Таким образом, размер пенсионных прав гражданина и, соответственно, размер страховой части пенсии вырастет сразу на 50 процентов. Напомним, размер страховой части своей пенсии можно узнать, отняв от общей суммы пенсии ее базовую часть, которая сегодня составляет 1950 рублей.
Второй метод — исходить из размера страховой части, установленной на 1 января 2002 года. Причем нельзя забывать, что расчетный пенсионный капитал, определяемый по состоянию на эту дату, и соответствующую ему страховую часть пенсии нужно умножить на все коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии, утвержденные правительством в период с 1 января 2002 года до даты перерасчета пенсии или ее назначения. Включая и последнюю, августовскую индексацию нынешнего года. Всего таких индексаций было 16, общий коэффициент увеличения равен 3,678.
— Куда и с какими документами необходимо обращаться для проведения валоризации?
 — Процедура эта носит беззаявительный характер. Валоризация пенсионерам будет произведена по материалам пенсионного дела. Однако если у пенсионера есть дополнительные документы, не представленные при назначении пенсии, например, справки о трудовом стаже до 1 января 1991 года, их можно представить в территориальные органы по месту жительства в течение 2009—2010 годов.
— Хватит ли денег на проведение валоризации в условиях сложной экономической ситуации?
— Да, хватит. Все суммы заложены в федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда.
— Еще одно новшество в деятельности Пенсионного фонда со следующего года — социальная доплата к пенсии…
— Да, действительно, со следующего года нам предстоит заниматься ее определением и выплатой. Прежде всего я хотел бы остановиться на том, что даст жителям области это направление в нашей работе. В первую очередь — доведение уровня материального обеспечения пенсионера до уровня прожиточного минимума. По сути социальная доплата — это разница между совокупным доходом пенсионера и величиной прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, в частности, в Новгородской области. Здесь важно отметить, что величина прожиточного минимума пенсионера устанавливается в целом по России (федеральная), а также в каждом субъекте РФ (региональная). В связи с этим законом определены два вида социальных доплат: федеральная социальная доплата и региональная социальная доплата. В Новгородской области, скорее всего, будет устанавливаться только федеральная социальная доплата.
— Чем они отличаются?
— Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ, если региональный прожиточный минимум не превышает федеральный. Когда же региональный прожиточный минимум выше федерального, пенсионеру устанавливается региональная социальная доплата. Здесь я бы хотел обратить внимание: обязательное условие — доплаты устанавливаются только неработающим пенсионерам.
— Для пенсионера: исходя из каких сумм он может рассчитать, имеет он право на социальную доплату или нет?
— При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячные денежные выплаты, которые получают федеральные и региональные льготники. Кроме того, учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в соответствии с федеральным и региональным законодательством в натуральной форме: по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта — городского, пригородного и междугородного. Для этого будет определяться денежный эквивалент перечисленных мер.
— Социальные доплаты устанавливаются автоматически?
— Нет, для получения социальной доплаты к пенсии неработающему пенсионеру необходимо подать заявление о назначении федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган ПФР по месту проживания. А если региональный прожиточный минимум выше федерального прожиточного минимума, то заявление, кроме этого, необходимо подать в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, который будет доводить социальную доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума региона. В беззаявительном порядке доплаты устанавливаются лишь детям- инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
— Исходя из чего будет меняться размер социальной доплаты?
— Размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, а так- же при изменении размеров получаемых пенсионером денежных выплат и натуральных льгот.
— Следующий год для Пенсионного фонда ознаменуется еще и возложением на него новых функций — администрированием взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
— Я бы не сказал, что эта функция новая. Дело в том, что еще до начала пенсионной реформы мы занимались администрированием взносов на обязательное пенсионное страхование: контролем за начислением и перечислением, взысканием недоимок. Однако последние годы, согласно законодательству, контроль за взносами осуществляли налоговые органы, а взыскание — Пенсионный фонд. Но с 2010 года единый социальный налог (ЕСН), в который ранее включались взносы в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования, упраздняется, и вводятся отдельные взносы в каждый из этих фондов. Новое — это то, что Пенсионный фонд будет заниматься не только «своими» взносами, но и на обязательное медицинское страхование.
— Каким будет размер страховых взносов в каждый из этих фондов в итоге?
— Размер страховых взносов в 2010 году будет таким: в Пенсионный фонд РФ — 20 процентов от заработной платы конкретного работника, Фонд социально- го страхования — 2,9 процента, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 1,1 процента, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,0 процента. Общий размер тарифов в 2010 году будет на уровне ЕСН 2009 года, то есть 26 процентов.
— Я слышал, что со следующего года устанавливается предельная сумма, с которой будут уплачиваться взносы.
— Да, действительно, с 2010 года установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы, — 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок) на доходы конкретного сотрудника. С доходов сверх этой суммы взносы не платятся. Иными словами, если итоговый заработок сотрудника компании составил 600 тысяч рублей в год, то с 415 тысяч работодатель будет уплачивать страховые взносы, а с оставшихся 185 тысяч рублей — нет. При этом следует помнить, что страховые взносы должны выплачиваться только из средств работодателя!
— Новая норма закона… Что конкретно она даст гражданам?
— Для граждан, чей заработок существенно превышает 415 тысяч в год, с вступлением в силу нового законодательства создаются дополнительные условия для самостоятельного формирования дополнительного пенсионного капитала.
— А как это затронет работодателей?
— Для налогоплательщиков- работодателей новое законодательство несет ужесточение ответственности за его нарушение. В свою очередь, оговорюсь, пенсионные права граждан становятся более защищенными. Итак, для налогоплательщиков становится жесткой необходимостью ежемесячная уплата страховых взносов, поскольку уже с 16-го числа месяца, следующего за отработанным, за каждый день просрочки будут начисляться пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Для самозанятого населения срок уплаты прежний — до 31 декабря текущего года. Существенное изменение произойдет и в самом порядке взыскания: администраторы получают возможность оперативно списывать задолженность непосредственно с расчетного счета должника, не привлекая к этому другие структуры.
Отчетность страхователей остается ежеквартальной, но изменятся сама форма отчета и сроки ее представления. Кроме того, страхователи с численностью коллектива более 100 человек начиная уже с I квартала 2010 года должны будут представлять отчетность по каналам электронной связи. С 2011 года это правило коснется работодателей с численностью более 50 человек. Больше станет работы с индивидуальными сведениями персонифицированного учета. В 2010 году отчетность по ним следует подавать за каждое полугодие, начиная с 2011 года — предполагается за каждый квартал. Положение о способе передачи отчетности распространяется и на индивидуальные сведения.

Егор СОМОВ