Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

На высокой скорости

Отношению к жизни молодого новгородского автогонщика Ивана НЕХАЕНКО может позавидовать любой
В свои 22 года он успел сделать столько, на что у иных людей уходят десятилетия: получить образование, овладеть востребованной специальностью, создать семью и заявить о себе как о перспективном профессиональном автогонщике. И на будущее у Ивана — не менее грандиозные планы. Поэтому он и считает, что ни один день не должен пройти впустую. По его словам, секрет такого позитивного образа жизни довольно прост: еще в детстве он выбрал свою колею, съезжать с которой герой нашего сегодняшнего материала не намерен ни при каких обстоятельствах.

Мой железный друг


Мама Ивана, Ирина Владимировна, рассказывает, что первая техника с колесами появилась у сына в двухлетнем возрасте — это был детский велосипед:
— Освоил он его моментально! И надо было видеть, с какой любовью он к нему относился! Мыл, вытирал, украшал и ремонтировал — все всегда сам. Он и называл его с полной серьезностью: «Мой железный друг». С возрастом появился велосипед взрослый. Помню, Ваня его выкрасил краской под металик. А уж катался настолько виртуозно, что несколько лет был бесспорным лидером детских соревнований «Вокруг колеса».
 Любовь к машинам у Ивана — от отца, который в начале девяностых сам занимался автогонками. Юрий Иванович признался — да простят его сотрудники ГИБДД! — что впервые пустил сына за руль, когда тому было четыре года. И тот стоя довел машину от дома до гаража! В 10 лет мальчишка водил автомобиль уже профессионально, а в 12 — ему доверяли даже микроавтобус с прицепом. Так что полученные в год совершеннолетия водительские права были уже чистой формальностью — на дороге Иван давно чувствовал себя так же уверенно, как и в любых жизненных ситуациях. И эта самостоятельность у него тоже с детства. Ирина Владимировна вспоминает, как однажды пришла с работы домой и не застала своего шестилетнего сына:
— Обыскали все соседние дворы, обзвонили соседей и знакомых, а потом выяснилось, что он ушел на пляж. Конечно же, хотела отругать. Но потом увидела, как основательно он к своему походу приготовился: взял подстилку, воду и даже приготовил бутерброды. Такой он во всем. Он не из тех, кто сел в готовую машину и поехал — он сам эту машину отремонтирует, доведет до ума, а после соревнований, как правило, начнет что-то в ней переделывать и совершенствовать. Он никогда ни на кого свои проблемы не взваливает, и идет по жизни сам. Помню один из тяжелейших годов его жизни: одновременно выпускные экзамены в колледже, защита диплома, свадьба, размен квартиры, ремонт. Все сам, не бегал к маме с папой. И сейчас — если и приходит за помощью и советом, то уже с готовым планом, все обдумав до самых мелочей. Мне нравится, каким растет наш сын.
Иван, подслушав, что говорила его мама, не преминул вставить и свой комментарий:
— Такого уж ангела из меня сделали! А я рос, как и все мальчишки — и дрался, бывает, и хулиганил. И сейчас погулять успеваю. Мы с женой Валерией на подъем легкие, любим путешествовать, любим гостей. Нам ничего не стоит сорваться с места, поехать на озеро, в другой город, а то и к морю. Правда, с пивом во дворе или в парке меня не увидишь — нет на это ни времени, ни желания. Я и раньше представить себе не мог — как можно девушку в пивбар пригласить. Вот потанцевать — это можно.
Автоспорт, конечно же, забирает много времени, перед соревнованиями сутками в гараже сидим. Некоторые мне говорят, что я на этом помешался. Они не понимают, что я в автомобиле отдыхаю, живу спортом! Когда я за рулем, мы с машиной — одно целое. Я с ней и разговариваю, и поцелую после гонок, и спасибо скажу! Это такой кайф, который не получишь ни от гулянок, ни от спиртного! Автоспорт, которым Иван стал заниматься шесть лет назад, — удовольствие не только трудоемкое, но и недешевое. Но и к этому новому увлечению, ради которого бросил каратэ, он подошел вполне основательно: договорился об аренде гаража, нашел первого спонсора, заработал деньги на ремонте машин, сам довел свои «Жигули» до ума, собрал команду и пригласил отца быть ее представителем на автогонках.

В боевом режиме


 …Последние секунды перед стартом. Иван знает, что к машине непременно подойдет отец и напутственно хлопнет рукой по крыше «восьмерки». А сам автогонщик уже мыслями на трассе, которую должна пройти его машина: «Милая, ласточка моя, не подведи!».
Нога жмет на газ, и из-под колес летят первые километры дистанции. Спецучастки проходят, как правило, по самому настоящему бездорожью. Рядом с пилотом — неизменный штурман Сергей Пеньков, глаза и уши экипажа. У него на коленях дорожная книга — стенограмма маршрута, прописанная значками, понятными лишь автогонщикам. Ориентируется в ней штурман блестяще, экономя секунды и минуты. Далеко не самые мощные, с объемом двигателя всего 1400 кубов, «Жигули» в боевом режиме развивают скорость до 180 километров, оставляя позади опытных гонщиков на иномарках.
Такую картину судьи и болельщики, нимало не удивляясь, видят на каждых соревнованиях, в которых принимает участие молодой перспективный новгородский гонщик. Сегодня новгородские машины уже узнают, а Ивана Нехаенко называют одним из фаворитов гонок. Заслуженные автогонщики после соревнований частенько подходят к невысокому новгородскому пареньку, самому молодому среди них, просто для того, чтобы пожать ему руку. Они уже признают его авторитет и относятся к нему как серьезному конкуренту. И удивляет их не только мастерство пилота, но и непривычно ухоженный вид машины, в которой прокрашены даже те места, где этого вполне можно было бы не делать. И даже обыкновенная аптечка прикреплена по-особому — так, что сразу чувствуется любовь, с которой относятся к технике.
Самыми первыми соревнованиями для Ивана был «Ралли- спринт» в 2003 году в Пестове. Результат — третье место. В 2004 году на ледовых гонках в Великом Новгороде «Жигули» Ивана, что называется, словили крышу — перевернулись. Но через год — первая победа в «Ралли-спринт» на Валдае. С тех пор экипаж Нехаенко практически никогда не возвращался в родной Новгород без наград. В квартире родителей уже накопился целый ящик всевозможных медалей и кубков, показать которые Иван со- гласился лишь после долгих уговоров. Скромничает, объяснила мама. Нынешнее лето тоже было успешным: первое место на этапе «Кубка России» в Пскове и хороший результат на гонках в Лодейном Поле, где выступали три новгородских экипажа, заняв второе, четвертое и девятое места.

 Мы — одна команда!


Рассказывая о соревнованиях, Иван постоянно подчеркивал, что все эти победы — заслуга целой команды, без которой не было бы ничего:
— Нас в команде сегодня девять человек: три пилота, три штурмана и механики. Почти все мы знакомы друг другу с самого детства: учились в одной школе или в одном лицее или просто росли в одном дворе. Мы уже как родные, не можем врозь. Но главное — мы все доверяем друг другу. Как бы я сел за руль, если бы не доверял, например, механику?! Или штурману?! На последних гонках в Лодейном Поле у нас одна машина сломалась — если бы не мои механики, не вся команда, точно бы с соревнований сошли. Если надо машины к автогонкам готовить, то никто из нас никогда из гаража не уйдет, пока не сделает то, что было намечено. Я раньше за всеми проверял — как, что сделали. А сейчас ребятам доверяю полностью, уверен, что не подведут. Да и после выступлений работы немало — мы постоянно что-то меняем, модернизируем. Подсмотрю на соревнованиях что-нибудь интересное и себе сделать захочется. Вот и сейчас полкоманды — точно в гараже. Хотите познакомиться? Поехали!
Иван подъехал к редакции на своей машине, и, открыв дверцу, я невольно сделала водителю комплимент — настолько идеальная чистота была в салоне. А в гараже, который находился в Панковке, под звуки «Авторадио» действительно вовсю кипела работа. У одной из гоночных машин был открыт капот, в моторе копались механики: Дмитрий Симаков и Александр Хомутовский. Они рассказали, что с самого первого дня все делают своими руками:
— У нас нет своего гаража — хорошо, что нас здесь приютили. Сейчас хоть оборудованием немного обзавелись, а вначале, кроме домкрата и ключей, ничего не было. Даже не верится, что смогли полностью машину переоборудовать: устанавливали каркас безопасности, переделывали двигатель, увеличив его мощность, поставили более скоростную коробку передач, переделывали крепеж сидений, тормоза, электрику и прочее. Когда нас к гонкам допустили — приятно было, что справились! Да мы постоянно что-то после соревнований доделываем и переделываем, чтобы наши машины были самыми быстрыми, надежными и безопасными. Ребята ведь на таких скоростях гоняют, и мы за них в ответе. Хочется, конечно, и помещение свое иметь, и оборудование современное. А для этого надо работать и работать.
Иван признался, что давно уже мечтает открыть в Великом Новгороде свой автосервис, но пока не получается:
— У меня с каждым годом все больше желаний появляется! Мечтаю свое дело создать. Ну и что, что мне лет немного — может, я хочу уже в 25 лет, а не в 30 многого добиться! Считаю, что именно молодежи надо помогать во всех начинаниях — и в занятиях спортом, и в работе. Но сейчас сложности во всем — начиная от помещения и заканчивая набором персонала. Пока искал под- ходящее, убедился, что арендная плата в Великом Новгороде за не- охраняемое помещение на окраине города такая же, как и в Санкт- Петербурге. Почему? Спасает то, что отец свой гараж в Сыркове отдал да Дмитрий Старчиков приютил нас здесь, в Панковке. Иначе на улице пришлось бы машины ремонтировать. Но ничего, я своей цели буду добиваться.

Не тратить жизнь попусту


Дмитрий Старчиков, 27-летний предприниматель и один из спонсоров команды, был легок на помине. Он признался, что с недавних пор — полноправный член команды и, похоже, сам становится заядлым гонщиком:
 — У меня свое автопредприятие, я ребятам помогаю, чем могу. А тут решил и сам в гонках поучаствовать, экипаж сложился, и мы третьей машиной поехали в Лодейное Поле. Единственные новички были на этих соревнованиях: заняли девятое место среди шестнадцати машин в классе 1600 кубических сантиметров, что для первого раза неплохо. Поверили в свои силы, и желание учиться появилось. У кого учиться? Да у Вани, конечно! Несмотря на возраст — он уже личность и несомненный лидер. Я его давно знаю и верю в него. Вы посмотрите, как он умеет людей объединять! Все тянутся к нему, потому что он надежный и отзывчивый человек.
 Со вторым спонсором команды удалось пообщаться лишь по телефону — Дмитрий Симбухов живет в Санкт-Петербурге и знает Ивана вот уже десять лет:
— Толковый он парень. Когда я увидел его желание участвовать в гонках, огромную любовь к машинам и что он один на один с этой проблемой, то не мог не помочь. Ваня и в 13 лет был уже таким целеустремленным и не любил пустых слов. Он из тех, кто никогда не станет тратить свою жизнь зря. И еще: я бывал на нескольких ралли и успел понаблюдать за многими пилотами. Иван не из тех, кто садится в готовый автомобиль, срывает приз и почивает на лаврах. Он сам доведет свой автомобиль до такого совершенства, которое многим и не снилось. Для него машина — это живое существо. Надеюсь, что он крепко встанет на ноги, и его команда станет еще больше, ведь молодежи лучше именно в спорте, в деле находиться, а не подворотни околачивать. Побольше бы таких ребят, и жизнь стала бы другой, лучшей! Он ведь и меня на гонки подсадил — я прошлой зимой на Ледовых гонках катался. Поэтому тоже могу сказать: мы — одна команда.
Иван вместе с отцом тоже задумывается о том, чтобы авто- спорт вновь стал массовым, как было это в Великом Новгороде в конце восьмидесятых. Один из организаторов первых больших автомобильных соревнований тех лет Вячеслав Бойцев вспоминает:
 — Это было в аккурат на 70-летие ВЛКСМ. При поддержке комсомола на Софийской площади прошли соревнования по автомногоборью. А потом мы как-то с ребятами собрались и решили организовать команду гонщиков. При помощи автотранспортного предприятия купили в Тольятти несколько машин, переоборудовали их в Прибалтике и стали ездить на соревнования. Потом таксопарк присоединился, ДОСААФ, станция техобслуживания машину выставила. Конечно же, в то время все проще было. Но и сегодня все это можно вернуть, если ребят на серьез- ном уровне поддержать. Ведь это же десятки подростков от улицы спасет.
Но пока что Иван собирается обходиться собственными силами. Вместе с отцом они планируют в скором времени зарегистрировать свой автоклуб, вокруг которого объединится молодежь. Есть у молодого гонщика и другие, вполне конкретные мечты:
 — Я вижу свое будущее в спорте и мечтаю выйти на международный уровень. В самых ближайших планах — хорошо выступить в следующем году на «Кубке России». После Нового года будет календарь соревнований, и мы выберем те этапы соревнования, на которые можно реально поехать. Вся команда уже сегодня этим живет, с таким настроем мы просто должны одержать победу! А если заглянуть в будущее, то я, конечно же, хочу детей. Если будет мальчик, то обязательно научу его любить машины. А если девочка... Тоже постараюсь!!!
 

Светлана ДУБОВИЦКАЯ