Новгородец Александр ЛАПЕНКО руководит строительством аналога знаменитой яхты «Святой Петр», на которой Петр I в 1694 году пересёк Белое море.
Уникальный проект воссоздания первого из построенных в России боевых кораблей реализуется шестой год. И дело не только в его сложности, что рассматривается как само собой разумеющийся фактор, но и в том, что копию императорской яхты строят энтузиасты фактически на собственные средства.
В 2003 году они объединились в Товарищество Северного мореходства и затеяли эту невероятную стройку. Правда, ее руководитель, наш земляк Александр Лапенко, вовсе не считает затею авантюрой: «Описания судна сохранились, материалы нашли довольно легко. Со специалистами по деревянному судостроению — да, были трудности».
Тем не менее их удалось собрать в поселке Советский (Архангельская область) на верфи Соловецкого монастыря. Приехали умельцы из Москвы, Петербурга, Архангельска, Петрозаводска. Одним из первых прибыл новгородец Лапенко.
— Узнал я о проекте от знакомого, который увидел по телевизору репортаж о том, что заложено на Соловках деревянное судно, — вспоминает Александр. — А я в то время как раз активно искал все, что связано с деревянным судостроением. Вот и поехал в Архангельск, где добрые люди познакомили с мастером. У него учился. До тех-то пор я в Новгороде строил небольшие лодки и чинил шлюпки в КЮМе. Эти навыки пригодились, но все равно учился многому и долго.
— Александр, а вы не планируете вернуться в Новгород, чтобы теперь применить свои знания и опыт здесь?
— Каким образом?
— У нас сейчас всерьез работают по поручению губернатора над проблемой возрождения судоходства по Волхову. Причем не только промышленного, но и туристического. Представляешь, по Волхову или Ильменю — на старинных ладьях!?
— А почему бы и нет?! Строят суда и ходят на них люди. Если есть люди, которым интересно дело и которые умеют воплотить свой интерес, то дело может сладиться. Все от людей зависит. И очень приятно узнать, что наш губернатор работает над таким проектом. Пассажирское судоходство может очень сильно оживить и обновить Новгород.
Кстати, работа над копией яхты близится к завершению. И следует сказать, что строится она все-таки по современным технологиям. Как сказал Александр Лапенко, делать точную копию бессмысленно: «Судно должно быть оборудовано двигателем, иначе его из порта не выпустят». А в планах товарищества — путешествие в Европу.
— А в Новгород на празднование 1150-летия города не собираетесь? — был последний вопрос в нашем телефонном разговоре.
— Пока не знаю, — честно признался он. — Сперва надо все же спустить яхту на воду…
НАША СПРАВКА
В 2003 году они объединились в Товарищество Северного мореходства и затеяли эту невероятную стройку. Правда, ее руководитель, наш земляк Александр Лапенко, вовсе не считает затею авантюрой: «Описания судна сохранились, материалы нашли довольно легко. Со специалистами по деревянному судостроению — да, были трудности».
Тем не менее их удалось собрать в поселке Советский (Архангельская область) на верфи Соловецкого монастыря. Приехали умельцы из Москвы, Петербурга, Архангельска, Петрозаводска. Одним из первых прибыл новгородец Лапенко.
— Узнал я о проекте от знакомого, который увидел по телевизору репортаж о том, что заложено на Соловках деревянное судно, — вспоминает Александр. — А я в то время как раз активно искал все, что связано с деревянным судостроением. Вот и поехал в Архангельск, где добрые люди познакомили с мастером. У него учился. До тех-то пор я в Новгороде строил небольшие лодки и чинил шлюпки в КЮМе. Эти навыки пригодились, но все равно учился многому и долго.
— Александр, а вы не планируете вернуться в Новгород, чтобы теперь применить свои знания и опыт здесь?
— Каким образом?
— У нас сейчас всерьез работают по поручению губернатора над проблемой возрождения судоходства по Волхову. Причем не только промышленного, но и туристического. Представляешь, по Волхову или Ильменю — на старинных ладьях!?
— А почему бы и нет?! Строят суда и ходят на них люди. Если есть люди, которым интересно дело и которые умеют воплотить свой интерес, то дело может сладиться. Все от людей зависит. И очень приятно узнать, что наш губернатор работает над таким проектом. Пассажирское судоходство может очень сильно оживить и обновить Новгород.
Кстати, работа над копией яхты близится к завершению. И следует сказать, что строится она все-таки по современным технологиям. Как сказал Александр Лапенко, делать точную копию бессмысленно: «Судно должно быть оборудовано двигателем, иначе его из порта не выпустят». А в планах товарищества — путешествие в Европу.
— А в Новгород на празднование 1150-летия города не собираетесь? — был последний вопрос в нашем телефонном разговоре.
— Пока не знаю, — честно признался он. — Сперва надо все же спустить яхту на воду…
НАША СПРАВКА
Яхта «Святой Петр» была построена в 1693 году по образцу голландской морской «яхты для господ» архангельскими умельцами. Яхтой в современном понимании судно назвать сложно — это был настоящий боевой корабль с 12 орудиями на борту. Именно на нем Петр I в 1694 году совершил паломничество на Соловки. Затем после участия в нескольких походах по истечении недолгого срока службы яхта с почетом хранилась в Архангельске как музейный экспонат.
Сергей ВЕТКИН