Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Никогда не говори «никогда»

Новгородская область третий год является участником федерального комплексного проекта модернизации образования. Это дает школам немалую бюджетную поддержку. Взамен приходится менять привычные схемы работы.
Механизм реформирования малокомплектных школ был запущен в нашей области в прошлом году, и остановить его нельзя. Но можно наблюдать за тем, как идет процесс, не нарушаются ли при этом права детей и педагогов, не ухудшаются ли условия обучения. Этим в преддверии нового учебного года и занялся корреспондент «НВ»...  

Электричка вам поможет

 Первыми в очередь на реформирование стоят сельские школы, потому как в большинстве своем именно они являются малокомплектными. Есть такие, где учатся не больше 30 человек.
В нашей области пошли по пути не ликвидации школ, а реорганизации, когда согласия родителей на преобразования не требуется. Представители районных комитетов образования лишь уведомляют мам и пап о грядущих изменениях. Правда, в большинстве случаев решение, в какой школе дети будут продолжать дальнейшее обучение, принимается совместно с мамами и папами.
Еще в прошлом году во всех муниципалитетах были разработаны программы реформирования школьной сети, рассчитанные до 2010 года. Согласно этому плану и идет реорганизация. Где-то родители, соглашаясь с доводами о нерентабельности содержания небольших учебных организаций, сразу принимают предложение отправлять своих детей на специализированном школьном автобусе в другое село или райцентр в новую школу.
Но бывает и иначе. Так, в 2008 году в Маловишерском районе собирались реорганизовать среднюю школу в поселке городского типа Большая Вишера. Там количество учащихся в классах было значительно меньше городской нормы наполняемости. Однако, приняв за основу количественный показатель, не учли чиновники, что школа эта — одна из лучших в районе: есть и медалисты, и призеры областных олимпиад. Общественность поселка не согласилась на реформирование, школу тогда отстояли. В настоящее время Большая Вишера получила статус сельского поселения и теперь с наполняемостью в школе нет проблем — в классах учится даже больше 14 человек. Для села — это норма. Для города нужно не менее 25.
Но на этом злоключения данного обще образовательного заведения не закончились. Согласно районному плану реформирования к началу грядущего учебного года в Маловишерском районе не станет трех малокомплектных школ (на конец прошлого учебного года было 10. — Л.Д.), в том числе и в дерев не Гряды. Там оставят только начальное звено, которое станет филиалом Большевишерской школы.
Старших ребят тоже планировалось пере вести в Большую Вишеру. Встал вопрос: каким образом осуществлять подвоз детей? На селенные пункты расположены недалеко друг от друга, но по автотрассе до Большевишерской школы можно добраться, только сделав большой крюк и только через районный центр. А вот по железной дороге на электричке — всего одна остановка. Этот вариант подвоза и предложили специалисты комитета образования Маловишерского района родителям старшеклассников, проживающих в Грядах.
Понятно, что мамы и папы восприняли идею в штыки. Одно дело отправлять детей в сопровождении взрослых на школьном автобусе и совсем другое — посадка и высадка на платформы, которые давно уже требуют ремонта и даже не оборудованы навесами для ожидания в плохую погоду. Администрация Большевишерской школы отказалась брать ответственность за такую доставку детей, поскольку при железнодорожном варианте не возможно гарантировать безопасность учащихся.
На данный момент, как нам сообщили в районном комитете образования, решение пересмотрено: старшеклассники из Гряд будут переведены в среднюю школу № 1 Малой Вишеры, куда их будут доставлять на школьном автобусе.  

Неэффективное использование

  Волна преобразований докатилась и до областного центра. Например, в феврале, в разгар учебного года, комплексу «Гармония» было предложено взять под свое крыло 200 с небольшим ребят из соседней школы № 28.
 Педагоги и родители комплекса забили тревогу: в их школе и так учатся более 1000 детей, свободных помещений нет, и если добавить еще 200 школьников, то каким-то классам придется учиться во вторую смену, что никого не устраивает. Увы, но инициаторы реформирования — специалисты городского комитета образования — так и не смогли привести родителям никаких экономических обоснований целесообразности объединения школ. А вмешательство депутатов городской и областной дум помогло приостановить процесс перевода детей из одной школы.
— Проект оптимизации сети общеобразовательных учреждений был представлен в городское законодательное собрание в конце июня текущего года, а ряд школ к этому моменту уже подверглись реформированию, — говорит депутат Думы Великого Новгорода Елена ФИЛИНКОВА. — На конец июля пять классов из 28й школы переведены в среднюю школу № 10, три — в комплекс «Гармония», два — в школу № 34. Прекратила свое существование и школа № 24, она объединена со школой № 9. При всем этом экономического обоснования комитет образования так и не представил. И уже по запросу Думы счетная палата делала анализ эффективности использования средств в сфере образования. Проект вызвал у депутатов много вопросов, один из них — дальнейшая судьба высвобождающихся помещений.
 В комитете образования администрации Новгорода признают, что информировать общественность о грядущих переменах нужно было начинать задолго до реформ, но считают свои действия правомерными и необходимыми.
— Причин для реструктуризации было две, — объясняет председатель комитета Наталья РЫБНИКОВА. — Во-первых, мы сделали анализ развития демографической ситуации в городе до 2025 года. Он показал, что рост числа детей на протяжении ближайших лет будет небольшой — по 250—300 ребятишек в год, и к 2017 году численность школьников будет на уровне 20—21 тысячи человек. При норме наполняемости школы в 700—800 учащихся получается, что городу достаточно 30 школ. Сейчас их — 34. Во-вторых, согласно указам президента страны, деятельность органов управления муниципального и регионально го уровней отныне оценивается по определенным критериям, среди которых и неэффективное использование бюджетных средств. Так вот по прошлому году анализ показал, что на школы израсходовано на 32 млн. рублей больше необходимого. Поэтому и встал вопрос о реорганизации.
На освободившиеся помещения уже есть планы: в здание теперь уже бывшей школы № 28 в настоящее время переезжает вечерняя школа, учащиеся которой раньше ютились в небольшом, приспособленном под учебное заведение строении и не имели ни спортивного зала, ни мастерских для профориентационных занятий. Теперь все это у них будет.
 А вот на базе школы № 24 центр дополни тельного образования «Визит», что при гимназии № 3, должен создать детский туристический центр, в обязанности которого будут входить обмен с другими регионами школьными группами, прием их на собственной гостиничной площадке, разработка новых туристских маршрутов. В комитете не говорят, откуда на развитие и содержание этого нового учреждения гимназия № 3 должна взять средства, но надеются, видимо, что скоро туристический центр начнет сам зарабатывать большие деньги…
Подобные непросчитанные идеи вызывают недоумение. Где гарантия, что организация детского тур-центра окупится, а не съест сэкономленные на объединении школ средства? Депутаты городского законодательного собрания затребовали от комитета образования подробные обоснования всех реорганизационных мероприятий — и уже осуществленных, и будущих. Но в том, что оптимизация сети школ будет продолжена, сомнений нет. Согласно перспективному плану реструктуризации (до 2012 года), разработанному в комитете образования, следующие в очереди на объединение стоят школы №№ 4, 8, 18 и 23.

Вместо эпилога

Слов нет, оптимизация системы общеобразовательных учреждений школ области — процесс объективный. Но если процесс по шел вразрез с логикой, это не значит, что его нельзя корректировать. И роль контролеров в этом случае должны играть отнюдь не толь ко чиновники, но и педагоги, а также родите ли, дети которых в результате реформ могут и лишиться чего-то привычного и необходимо го, и приобрести что-то. А вот что это будут за приобретения — это нужно знать заранее.
 
 
Людмила ДАНИЛКИНА