Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Шукшинский чудик Александра Аравушкина

{mosimage}25 июля замечательному русскому писателю, актеру и режиссеру Василию Шукшину исполнилось бы 80 лет.

Он ушел от нас сорокапятилетним - в расцвете человеческой и творческой зрелости, и не стоит гадать, что бы смог сделать ещё: сослагательного наклонения в истории не бывает. В память о Василии Макаровиче в Алтайском крае, где он родился, ежегодно проводится фестиваль его имени. Нынче он пройдет с 22 по 26 июля, и одним из его центральных событий станет XI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который откроется фильмом «Верую», снятым на «Ленфильме» режиссером Лидией Бобровой.

Лента создана по мотивам сразу нескольких рассказов Шукшина. А главную роль в ней сыграл актёр, прекрасно известный новгородским театралам, - заслуженный артист России Александр Аравушкин. На сцене нашего областного драмтеатра Александр Юрьевич отработал два десятилетия и в прошлом году по завершении очередного сезона уехал ловить творческую удачу в Санкт-Петербурге. Показавшись в нескольких питерских театрах, не забыл он отметиться и в актерской базе нашей старейшей киностудии. Но никак не ожидал оттуда быстрой реакции. А она случилась.

По словам самого Аравушкина, когда из его мобильного телефона прозвучало предложение сниматься в кино, он принял звонок за розыгрыш и от досады, будучи человеком порывистым, чуть было не послал звонившего на три известные буквы. Однако после повторного звонка понял, что всё взаправду и всерьёз. И вскоре оказался в киноэкспедиции.

Городскому до мозга костей жителю, уроженцу Новомосковска Тульской области предстояло сыграть деревенского мужика в пору так называемого кризиса среднего возраста. Герой Аравушкина по имени Максим Яриков испытывает недовольство всем на свете - женой Людой, самим собой, своей жизнью, пониманием, что идет она не так, как надо, и непониманием, как именно надо. И даже водка не красит мироощущение этого типичного шукшинского чудика...

Павильон «Ленфильма» - дело понятное, а вот натурные съемки картины, как это сегодня нередко бывает, проходили вдали от места действия первоисточника. Снарядить экспедицию на Алтай и в советские-то годы было делом дорогим, а бюджет фильму, в общем-то, камерному, немноголюдному, дали, соответственно, невеликий. Так что алтайскую деревню пришлось искать поближе, и она нашлась в Пинежском районе Архангельской области. Впрочем, искали недолго: Лидия Боброва уже дважды снимала в здешних местах. Причем обе те ленты - и «В той стране» (1997), и «Бабуся» (2003) - были высоко оценены: первая - Государственной премией России, вторая - наградами кинофестиваля в Карловых Варах.

Какая судьба ждет новую работу режиссера - покажет время. Зато Александр Аравушкин уже теперь уверен, что кино получилось отличное. Доволен ли он своей ролью? Полностью вряд ли, самоедство - отличительная черта этого (да, по правде говоря, и любого хорошего) актёра. Хотя, прочитав рассказ Шукшина, давший название фильму, нельзя не удивиться, насколько описание Максима Ярикова соответствует характеру и даже внешности Аравушкина. Для него эта работа стала по большому счету дебютом в кинематографе. Зато партнерша ему попалась опытная. Сыгравшая Людмилу артистка Ирина Основина из театра имени Ленсовета имеет солидный съемочный стаж. Помните ее суровую Ольгу Валерьевну из «Особенностей национальной охоты в зимний период»?

Между прочим, с подмостков новгородской сцены в большое творческое плавание стартовал целый ряд артистов, получивших затем всенародное признание за роли в кино, причем все они - мужчины: Леонид Неведомский («Мачеха»), Виктор Степанов («Михайло Ломоносов»), Борис Галкин («В зоне особого внимания»), Юрий Цурило («Хрусталёв, машину!»). Нет сомнений, что и Александр Аравушкин займет в этом ряду достойное место.

Алексей НЕВОЛИН
Фото из архива киностудии «Ленфильм»