Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Кризису вопреки

Многие компании в связи с финансовым кризисом пересмотрели свои бюджеты на благотворительность, однако большинство новгородских филантропов сохранили прежние приоритеты.
Раз, два и обчёлся
По словам Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ, исполнительного директора Новгородского благотворительного фонда «Будущее без наркотиков», с благотворительностью в Великом Новгороде сложно потому, что все организации, которым нужна помощь, обращаются к одним и тем же предприятиям. Они, в свою очередь, не могут в таких объемах выделять деньги. Поэтому либо отказывают, либо дают, но очень маленькие суммы.
Рекордную поддержку, около 800 тыс. рублей, фонд «Будущее без наркотиков» получил только в 2007 году, когда реализовывал программу «Поезд в будущее» — при поддержке ООН, православной церкви, МИДа РФ и других организаций. В прошлом году фонд отправил новгородским компаниям и учреждениям 55 писем с просьбами о помощи, однако по этой рассылке откликнулись только два предприятия, и на счет фонда было перечислено 55 тыс. рублей.
По словам Максима ШИЛО, заместителя председателя благотворительного фонда помощи животным «Спасение», несмотря на экономический кризис, отношение людей к бездомным животным не поменялось, и сумма поступающих средств осталась прежней. В месяц фонд получает от пяти до 10 тысяч рублей добровольных пожертвований.
— Сейчас мы планируем сотрудничать с юридическими лицами, так как фонду не хватает средств, которыми он располагает в настоящий момент, — говорит Максим.
Низкую активность в финансировании благотворительных фондов некоторые руководители объясняют нежеланием работать через посредников: нет возможности проследить, куда уходят деньги. Работать напрямую с соискателем помощи гораздо удобнее, так как в этом случае организация сама закупает необходимые товары и привозит их в учреждение или сама делает ремонт. Таким образом, вопрос нецелевого расходования средств исчезает.
В Московской области, например, работа с благотворительными фондами строится на основании местного закона, по которому коммерческие предприятия из суммы налога на прибыль перечисляют 2% на благотворительность. Там существует утвержденный список организаций, которым необходима финансовая поддержка, и через фонд они ее стабильно получают. Таким образом, у общественных организаций есть средства для работы, предприятия регулярно перечисляют деньги без ущерба для себя, а контролирует все это государство.
В теории такая схема может работать и в Новгородской области. Однако в данный момент никаких действий для осуществления ее на практике не предпринималось.

Всё без изменений
— Начиная с 2004 года, мы работаем с восемью проектами социальной помощи, — говорит Виктор АЛЕКСЕЕВ, директор фабрики по производству жевательной резинки ООО «Дирол Кэдбери». — Но так как постоянно появляются новые учреждения, которым также требуется помощь, раз в четыре года мы пересматриваем объекты. Что касается бюджета на благотворительность, то он уже несколько лет не изменяется и составляет 2,6 миллиона рублей. И в этом году он не станет меньше.
Примерно такая же ситуация и в Новгородском филиале банка «Уралсиб». В прошлом году бюджет на благотворительность составил более 600 тысяч рублей, и в этом году не планируется его уменьшения. Эту сумму устанавливает руководство учреждения в Москве, и зависит она от размеров региона. Также, вопреки кризису, компания «Галичи» второй год подряд выделяет на благотворительность 800 тыс. рублей. По словам Павла ГАЛЬЧЕНКО, президента холдинга «Галичи», данная цифра напрямую зависит от планируемого товарооборота компании. Если он снизится, то и сумма, соответственно, изменится. Компании, бюджет на благотворительность которых значительно сократился, комментировать ситуацию отказались.
Другая сторона
По словам Татьяны Котовой, главного врача детской областной клинической больницы, в прошлом году предприятия легче шли на контакт, а первый квартал этого года оказался «немым» в плане помощи. В 2006 году больнице оказали помощь на 363 тысячи рублей, в 2007-м — почти в два раза больше, а за пять месяцев 2009 года удалось собрать только 110 тысяч.
— Я бы не назвала эту ситуацию ни стабильной, ни критической, — говорит Татьяна КОТОВА. — Просто организации не знали, чем обернется для них кризис. Сейчас, когда все более-менее понятно, они снова стараются нам помочь.
Как считает Ольга АНДРЕЕВА, директор центра психологической поддержки инвалидов «Родничок», кардинальных изменений относительно благотворительной помощи не произошло.
— Периодически один из банков города приобретает необходимую мебель для центра, частная строительная организация ежегодно перечисляет нам 12 тысяч рублей, одна из фирм такси выдает талоны на 1000 рублей в месяц, — говорит Ольга Андреева.

Как стать избранным
В городе и области достаточно много учреждений, которым нужна помощь. Гораздо больше, чем тех, кто эту помощь может оказать. Письма с просьбами присылают практически всем компаниям. На всех денег точно не хватит, поэтому кому-то помогают в первую очередь, а кому-то приходится ждать.
Как правило, прежде всего помогают медицинским и образовательным учреждениям: детским садам, школам, больницам. Также учреждению помогут, если оно соответствует благотворительной программе организации. Например, благополучатели «Уралсиба» — это дети с ограниченными возможностями, так как на территории Великого Новгорода от «Уралсиба» действует программа «Детство без недугов».
На «Дироле» при выборе социального проекта учитывают рекомендации комитетов администрации области и города. Таким образом, главы городов могут внести в предлагаемый компанией список объекты, которым, по мнению администрации, нужно помочь в первую очередь. По приоритетности компания выделяет проекты, касающиеся здравоохранения, социального благополучия и экологии.
Другие предприятия выбирают организации по субъективным критериям. Помощь оказывается тем, кому, по мнению руководителя, она нужнее.
Благотворительность — дело добровольное, и взамен, как правило, никто ничего не просит. Но организации, которым помогли, все равно стараются публично сказать спасибо. «Родничок», например, дарит руководителям организаций грамоты, благодарственные письма, приглашает на все свои праздники. Передачу купленных вещей часто снимает телевидение, в газетных материалах упоминаются имена компаний. А это, в свою очередь, хороший бесплатный пиар.
Благотворительный фонд «Будущее без наркотиков», проводя мероприятия, устанавливает растяжки и баннеры с логотипами компаний-спонсоров. Фонд помощи животным на форуме размещает фамилии людей, которые помогают ему, печатает открытки, где выражает общую благодарность.
Детская областная больница, в свою очередь, помогает заболевшим детям сотрудников, которые работают в компании. И если, например, на деньги организации отремонтировали палату, то заболевшего ребенка положат именно туда.

Не жалей на юбилей
Пожалуй, самым успешным примером благотворительности стал Фонд 1150-летия Великого Новгорода, он был создан в 2008 году. По словам Юрия ЖУЖМЕНКО, исполнительного директора Фонда, с марта до декабря 2008 года на счет фонда поступило более 19 млн. рублей. В 2009 году в связи с финансовой ситуацией было до конца не понятно, как поведут себя благодетели. Ожидалось, что кто-то не сможет выделить крупную сумму, тем не менее в этом году удалось собрать денег в 2,5 раза больше — 52 млн. рублей. Как говорит директор, «желание помочь городу обострилось».
— Экономическая ситуация все-таки повлияла на сбор средств. Если в прошлом году перечисления шли от 100 рублей и более, то в этом году есть перечисления и по 50 рублей, и по 10 рублей, но все равно они идут. Каждый день забираю платежки из банка, — говорит Юрий Жужменко.
 
Елена УСКОВА