Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Предупредить и оградить

{mosimage}В Новгородской области опасное зелье благодаря работе наркополицейских стало дефицитом


Вчера во всем мире отмечался Международный день борьбы с злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом. В России между тем насчитывается 537 тыс. официально зарегистрированных наркоманов. Однако, по международным оценкам, их фактически в нашей стране в пять раз больше, то есть более 2,5 млн., и подавляющее большинство — это молодежь до 30 лет. Чтобы снизить распространение психоактивных веществ в среде подростков, в нашем регионе шесть лет назад в Управлении Федеральной службы по контролю за наркотиками по Новгородской области была создана группа межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. О том, чем занимаются специалисты этого подразделения и что удалось сделать за прошедшее время, корреспондент «НВ» узнал у руководителя группы Алексея МИТЮНОВА.

— В Новгородской области группа риска —  это люди от 12 до 29 лет, — приводит данные Алексей Геннадьевич. — Причем на одного зарегистрированного потребителя наркотиков приходится семь неизвестных. То, что средний возраст наркоманов уменьшается, — процесс предсказуемый и закономерный. Объясню, почему. Активная реклама табака и пива, много лет подряд подспудно убеждавшая молодежь в том, что без затяжки сигареты и баночки пенистого напитка стать «крутым» невозможно, сделала свое дело. Несколько лет назад наркологи забили тревогу — резко начал снижаться возраст курящих, потом тех, кто стал активно употреблять пиво. Закономерно, что если в 14 лет ребенок начал регулярно выпивать, то ему вскоре захочется попробовать и более сильные средства.
— Получается, что у нас среди молодежи разгул наркомании...
— Нет. В отличие от многих других субъектов РФ, где по первому разу торговцев приговаривают только к условному наказанию, в нашем регионе суды в отношении почти всех поставщиков и продавцов определяют мерой наказания реальные продолжительные сроки заключения. И торговцы об этом хорошо осведомлены. Кроме того, несколько лет назад нам удалось ликвидировать основные организованные группировки наркоторговцев, перекрыть каналы доставки крупных партий зелья, что сказалось на снижении количества смертельного товара в Новгородской области. Но сказать, что проблема решена, конечно, нельзя. Мы расположены на пути наркотрафика — из Москвы к нам везут героин, из Санкт-Петербурга — синтетические наркотики: амфетамины и метамфетамины.
— Место ликвидированных наркогруппировок, контролировавших торговлю в районах области, заняли другие картели?
— На данный момент налаженной торговой сети в регионе нет. Сейчас все чаще мы сталкиваемся с тем, что отдельные наркоманы по собственной инициативе ездят для закупки в другие регионы. Тотальным отслеживанием и перекрытием потоков удалось добиться того, что риск быть пойманным на доставке или продаже сильно увеличился, наркотиков стало в области меньше. Они стали дефицитным товаром, цена на который подскочила в разы. Так, скажем, героин примерно в четыре раза дороже, чем в соседних регионах, а синтетические препараты — в шесть раз. И это хорошо: поубавилось желающих из тех, кто еще только начинает пробовать или подумывает об этом.
— В среде тусовочной молодежи принято считать, что синтетические наркотики, или, как их еще называют «клубные», не вызывают привыкания, а только веселят и добавляют адреналина.
— Это один из злых мифов. Нет легких или тяжелых наркотиков. Просто один вызывает физическое привыкание сразу, другой — спустя какое-то время. Но сильнейшая психологическая зависимость наступает моментально, и бороться с ней очень тяжело.
— На что нацелена работа вашей группы?
— Наша задача состоит в том, чтобы наладить межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами, органами управления, образованием, медициной, культурой и другими в плане целенаправленной информационно-профилактической работы по наркозависимости среди молодежи. В Новгородской области создана антинаркотическая комиссия, председателем которой является губернатор Сергей Митин. В неё входят представители разных ведомств, заседания регулярно проходят не только в Великом Новгороде, но и в районах. Решения ее обязательны для исполнения государственными учреждениями. Для муниципальных организаций — носят рекомендательный характер, но власти всех районов понимают важность профилактической работы и всегда прислушиваются к советам.
— Какие конкретные шаги предпринимаются, чтобы оградить детей от пагубных пристрастий?
— В образовательных учреждениях областного центра давно работает Школа здорового образа жизни, которая охватывает учащихся всех возрастов. Занятия проводят не педагоги школ, а психологи, врачи-педиатры, наркологи, милиционеры и другие специалисты. Одно дело, когда подростка предостерегают родители или учителя своей школы, и совсем другое, когда о возможных пагубных последствиях говорит профессионал, ежедневно сталкивающийся в том числе и с наркоманами. Опыт Школы здорового образа жизни обобщен и рекомендован для применения в районах. Знаю, что в Боровичах и Старой Руссе уже появились подобные организации. Кроме того, на сегодняшний день Министерством образования и науки РФ разработаны и рекомендованы для учебных заведений порядка полусотни профилактических антинаркотических программ, и в общеобразовательных учреждениях нашей области они используются. Но эффективность их напрямую зависит от заинтересованности в этой работе педагогов, которая, к сожалению, не всегда проявляется. Винить в этом учителей, которые ведут данные занятия в качестве дополнительной и зачастую неоплачиваемой нагрузки, не стоит. В школах для антинаркотических занятий с детьми нужен отдельный специалист.
— Во многих учебных заведениях работают школьные инспектора, в обязанности которых в первую очередь входит профилактика правонарушений среди подростков. Может быть, милиционерам следует поручить и профилактику употребления психоактивных препаратов?
— Безусловно, но для этого нужна соответствующая подготовка. Сейчас же инспектора, в массе своей, не имеют ни образования, ни педагогического стажа, без чего сложно эффективно проводить антинаркотическую просветительско-воспитательную работу с детьми. Её, по нашему мнению, должен проводить особый специалист — штатный школьный превентолог, имеющий соответствующую подготовку. Но это перспектива будущего, поскольку на сегодняшний день ни одно из учебных заведений среднего или высшего образования области не имеет такой специализации.
— Только поимкой поставщиков наркотиков и профилактическими занятиями проблему не решить. Наркоторговцы лекций не читают, они активно используют для рекламы своего товара возможности массмедиа.
— Согласен. Детские футболки, рюкзаки, брелоки с изображенными на них листьями марихуаны можно увидеть на торговых прилавках. И, к сожалению, если изображение не сопровождается словесной рекламой, мы по закону не можем изымать такой товар. Но сторонникам лояльного отношения общества к наркотикам одних рисунков уже мало. Недавно к нам попала партия бандан. На черном фоне ярко-зеленый лист марихуаны и надпись на английском языке: «Бог создал траву, а человек говорит, что курить ее вредно. Кому ты доверяешь — Богу или человеку?». В одном из канцелярских магазинов продавались ручки в виде шприцев. Казалось бы, что в этом такого? Подростки находят подобные вещицы забавными. На самом же деле на подсознательном уровне детей приучают к тому, чтобы шприц не ассоциировался у них с неприятными медицинскими процедурами. Детское ощущение от болезненных уколов сохраняется в памяти и у взрослых, и всплывает каждый раз при виде шприца, заставляя нас насторожиться и внутренне воспротивиться. А если детям предлагать шприцы-ручки, то психологическое неприятие будет снято, и ребенок спокойно согласится ввести себе наркотик внутривенно. Не так давно в кинотеатрах, в том числе и нашей области, прошли такие картины, как «Самый лучший фильм» и «Грибы», в которых тоже идет прямая реклама наркотиков. Если у людей старше 30 лет уже сформировано негативное отношение к наркотикам и они проигнорируют эту рекламу, то молодые люди, падкие на яркие картинки и слоганы, воспринимают курение марихуаны или потребление галлюциногенных грибов как нормальное общественное явление. 
В конце года на одном из заседаний областной антинаркотической комиссии будет рассматриваться предложение управления по разработке и широкому распространению активной, рассчитанной именно на молодежную аудиторию антинаркотической рекламы. Ежегодно из бюджета области в рамках целевой антинаркотической программы, в том числе и на информационные мероприятия, выделяются средства. В этом году это 2,8 млн. рублей, но потребность значительно больше.
— Самый большой на сегодня, если так можно выразиться, информационный «источник заразы» — Интернет, где желающий без проблем может найти любые сведения о наркотиках. Если учесть, что практически все образовательные учреждения области имеют доступ к сети, то встает вопрос о контроле за получаемой детьми информацией.
— Мы не сидим сложа руки. Не так давно нам удалось прикрыть деятельность одного сайта. Постоянно отслеживаем, какой информацией обмениваются интернет-пользователи ресурсов новгородских провайдеров, следим за молодежными форумами. Так, на форуме одного из порталов, который принадлежит мэрии Великого Новгорода, но администратором которого являлось частное лицо, один из посетителей свои сообщения подписывал фразой, рекламирующей наркотики. Вычислить нам его не удалось, но форум был закрыт. В настоящее время в Москве в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков идет активная разработка механизма выявления и ликвидации сайтов наркопиарщиков во всемирной паутине.
 

Людмила ДАНИЛКИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)