Пятница, 29 ноября 2024

Редакция

Цветные города Валентины Захаркиной

{mosimage}Главный архитектор Великого Новгорода призналась, что в её жизни есть три любви: семья, профессия и живопись.

В приемной городского комитета архитектуры и градостроительства вечная очередь: люди с пухлыми пачками документов, рулонами схем и чертежей нервно посматривают на часы, доказывая рядом сидящим, что именно у них — самое что ни на есть срочное дело. А по ту сторону двери хозяйка кабинета и вовсе забывает о времени — свой рабочий день, всегда насыщенный, деловой и нервный, она заканчивает, как правило, глубоким вечером. Как при всем этом ей удается уделять внимание семье, да еще и заниматься живописью, я и попыталась понять во время наших с ней встреч.

Средство от усталости
Мало кому известно, что в одном из углов рабочего кабинета Валентины ЗАХАРКИНОЙ стоит небольшой мольберт. Иногда, если есть хоть немного времени, она устанавливает его и начинает рисовать. В настоящее время на листе ватмана видны очертания церквушки, стоящей за окном на улице Большой Власьевской:
— Устала, раздражение не проходит — начну рисовать, и через несколько минут жизнь для меня снова прекрасна! Ничто другое, кроме живописи, так не может успокоить. Мне вообще везет на рабочие места — раньше комитет архитектуры находился на улице Мерецкова, и из окна кабинета сквозь деревья просматривалась часть кремлевской стены. До этого, когда работала в «Гражданпроекте», мы сидели на третьем этаже, и из окна была видна церковь Федора Стратилата. Тоже рисовала, ведь лучше того, что когда-то придумали и создали наши предки, на свете ничего нет. Последнее время я рисую чаще всего цветы — сочные, яркие краски так расслабляют! Я вообще люблю все, связанное с природой. Смотришь на естественную красоту и не хочется уже ничего придумывать и фантазировать, потому что совершеннее, чем природа, не сделает ни один человек.
Наверное, поэтому вся квартира Захаркиной утопает в комнатных цветах, а на балконе устроен настоящий зимний сад. И везде множество картин: подаренных знакомыми художниками, написанных собственноручно или 15-летней дочкой Дарьей. А на лоджии я опять увидела мольберт с неоконченной картиной — Даша пробует писать маслом местные пейзажи.
Беседа как-то опять перешла на живопись:
— Мне очень нравятся такие художники, как Левитан, Рубенс, Рембрандт, но все-таки больше всего — импрессионисты. Сама я в такой манере не рисую, но всегда, как завороженная, смотрю на их картины. Они, на мой взгляд, более жизненные. Это выходящее изнутри художника и просто выплескивающееся на полотно. Сиюминутные эмоции, сиюминутное восприятие мира, увиденного в определенный момент жизни в определенном настроении — настоящий сгусток энергии. Моя дочь тоже в меня пошла, ей никогда не нравились спокойные темы и композиции, любит все эмоциональное: музыку, картины, творчество. Вот недавно мы собрались всей семьей, заказали в Санкт-Петербурге гостиницу и целый день ходили по музеям, картинным галереям и театрам. Редко теперь такое удается, и было так интересно наблюдать за дочерью и мужем. Мне было приятно осознать, что, несмотря ни на годы, ни на напряженную работу и кучу других забот, сохранилась и живость эмоций, и свежесть восприятия.
Откуда у Валентины Захаркиной такая любовь к живописи? Из семьи, в которой все, включая отца, вечно рисовали, изобретали и что-то творили? Или от замечательных педагогов Пензенского педагогического училища, на художественно-графическое отделение которого она поступила после восьмого класса? А может быть, благодаря той творческой обстановке, которая царила все годы учебы в архитектурном институте? Сейчас и сама Валентина Васильевна однозначно не ответит на этот вопрос:
— Я, наверное, счастливый человек! Росла всегда в необычайно творческой обстановке. В семье отец очень любил лошадей и их рисовал, рисовал брат, а у сестры Марии, наверное, вообще от Бога был талант. Помню, как в детстве мы мастерили огромные новогодние газеты. Да и бабушка вечно нас, детей, просила что-то оформить, красиво переписать. Мне повезло в жизни и с педагогами! Русский язык в училище преподавала такая интересная дама, Марго мы ее звали: она на уроках пела, перекладывала на музыку стихи и аккомпанировала себе на фортепьяно. А преподавательница истории искусств — выпускница академии художеств! А учитель истории, для которого мы составляли рассказы о Сикстинской Мадонне Рафаэля! После их уроков так хотелось стать искусствоведом или художником! Наверное, поэтому я и поехала после училища поступать в Ленинградскую академию художеств. Как сейчас помню себя: в кружевном платье, сшитом мамой и бабушкой, иду, такая провинциалка, по ночным улицам... А вокруг красота и белые ночи.
Поступить тогда в академию не удалось, и, чтобы не терять года, Валентина сдала экзамены в Пензенский архитектурный институт, бросить который и вновь отправиться на поиски счастья в далекий Питер не разрешил отец: «Не- гоже, — сказал он, — нам, Захаркиным, начав дело, его бросать!».


На берегу Суры
А фамилия Захаркины из уст отца не зря прозвучала так гордо — в большом селе Старая Иксарка, что в Пензенской области, эту семью знал и стар и млад. В двух больших домах, окруженных садами и огородами, испокон веков жили Захаркины: родители, деды и прадеды. Здесь, на берегу реки Суры, несущей свои воды в Волгу, родилась и выросла Валентина:
— Перед глазами стоят картины моего детства — веселые и шумные праздники, игры и футбольные матчи в пойме реки, маленькая речушка, протекающая рядом, колодцы, родники на склоне реки и огромное количество родственников! Нас у мамы было пятеро. А сколько дедушек, бабушек, прадедов и прабабушек! Мои любимые, замечательные бабушки Катя и Акулина, бабушка Аленушка (именно так, а не иначе все ее и звали), двоюродная бабушка Прасковья — она одна сейчас осталась жива. Сестра моя нашла в райцентре старые архивы, в которых все расписано: кто когда в нашем роду родился, крестился и женился, а кого раскулачивали. За что, спрашиваем теперь? За то, что много работали и свои семьи кормили? Пахали, сеяли, сажали, разводили пчел... Сейчас, когда родителей не стало, грустно так на своей родине бывать, так сердце щемит, когда видишь родительский дом, школу, старое кладбище.
В квартире Валентины Захаркиной — фотографии родных везде: в пухлых альбомах, в рамочках на столах и на стенах. И даже на письменном столе Даши, под толстым стеклом, я увидела десятки старых снимков. Чувствовалось, что семья многое значит для героини моего рассказа. И стало интересно, а как складываются отношения в ее собственной, современной семье? В ответ на мой вопрос глава семьи Вадим Рафаилович почему-то заулыбался, а Валентина Васильевна призналась:
— Семья у нас шумная! Точнее — эмоциональная! Я раньше поспокойнее была, а сейчас мы все — каждый со своей горой эмоций. Самая спокойная у нас — наша собака Лайза, которая всегда переживает, когда мы спорим и громко разговариваем. Но это — так, по-доброму всегда. А вообще мы все очень дружные, только времени побыть вместе не хватает. Я до сих пор вспоминаю те времена, когда жили в коммуналке и ночами читали на кухне. И сейчас, когда мне надо в книгах покопаться, я всех выгоняю из комнаты. Иногда всю ночь просиживаю, особенно когда что-то новое начинаешь делать и надо обдумать, поразмыслить, с чем-то сравнить.
Муж Валентины признался, что в последнее время его хобби — кулинария. И случилось это непроизвольно, хотя главная причина все же в том, что поесть вкусно любил всегда, а жена в последнее время занята настолько, что и на обед ее иногда приходится силой из кабинета вытаскивать. На мой вопрос, а какая она дома, его жена, Вадим Рафаилович ответил, не задумываясь:
— Она необыкновенно талантливая и обучаемая. В ее семье все такие — за что ни возьмутся, во всем успеха достигнут. Еще — упрямая: то, что задумала, всегда сделает. И отговаривать ее бесполезно, лучше помогать, чем спорить. Если, конечно, не удается переубедить. Так было, когда ей нынешнюю должность предложили: не согласиться она просто не могла, а то, за что взялась, делает теперь, не считаясь ни со временем, ни с семьей. Больше всего, конечно, от этого Даша страдает. Но мы все понимаем и стараемся поддерживать, помогать чем можем. Ну не мог я ей сказать — откажись. Я же вижу, как она искренне за город болеет. А только с таким отношением и следует занимать такой пост.


Солнце в окне
Как оказалось, полюбила Великий Новгород Валентина Захаркина не сразу. Уж так случилось, что приехала она сюда по распределению, и ее встретил дождь, слякоть, грязь и абсолютно серый город. В непогоду выходить на улицу не хотелось, и она еще несколько дней страдала в неуютной комнатке общежития. Но в один из дней все изменилось кардинально:
— Сначала было так тоскливо, что я даже подумывала отсюда сбежать. Но настало утро, когда дождь прекратился, выглянуло солнце, и я впервые решила пойти посмотреть Новгород. Как сейчас помню то чувство красоты и восторга, когда я дошла до вала. Он был после дождя такой изумрудно-зеленый и весь в одуванчиках! И наконец-то я увидела эти белоснежные, какие-то зефирные церкви и золотые купола! А потом, когда я дошла до Волхова и на противоположном берегу мне открылись неповторимые арки Ярославова Дворища, уже знала — отсюда не уеду никогда. Передо мной было такое лаконичное совершенство — ни прибавить ни убавить. Впечатление от первой настоящей встречи с Новгородом было, видимо, настолько сильным, что с тех пор я уверена — для того чтобы нарисовать этот замечательный город, достаточно трех красок: белой, зеленой и золотой.
А вот другой свой любимый город, Санкт-Петербург, Валентина Захаркина стала бы рисовать в более сдержанных, более суровых, серо-изумрудных  тонах. Любимых мест в северной столице у нее множество: это и Исаакиевский собор, и улица Росси, и набережные рек и каналов. Несмотря на то, что по миру и стране главный архитектор города поездила немало, только эти два города навсегда завоевали ее сердце. Как ей казалось самой, навсегда. Но не так давно произошло нечто, чего сама она не ожидала:
— Уже заканчивалась моя поездка в Польшу, когда мы поехали в Гданьск. И когда я увидела этот город с тысячелетней историей, меня охватило чувство, что я попала в сказку своего детства. Я влюбилась в него с самого первого взгляда, и лишь жалела, что так поздно попала сюда. Эти узкие мощеные улочки, красные черепичные крыши, фигурные башенки костелов старого города, знаменитый Королевский путь... Вот для Гданьска я не смогу выбрать определенных цветов — его надо рисовать именно так, как делали это импрессионисты: переносили на полотно всплеск красок и чувств!
Что меня еще поразило там — так это соседство древней, такой же, как и в Новгороде, истории с современностью. Старый город, так же, как и новые кварталы, был живым и уютным, здесь, как и везде, спешили на работу люди, ехали велосипедисты, играли дети... Я твердо знаю, что еще непременно вернусь туда и постараюсь привезти всю свою семью, чтобы вместе насладиться необычайной красотой этого приморского города. А как архитектору мне хочется гданьский опыт градостроительства и реконструкции применить на нашей Новгородской земле, переняв от поляков все самое лучшее! Ведь мы уже сегодня думаем о том, каким будет Великий Новгород годы спустя.


Город будущего
Конечно же, общаясь с главным архитектором, я не могла не попытаться узнать, а каким он будет, наш город, десятилетия спустя. Тем более что именно в эти дни идет разработка нового генерального плана застройки Великого Новгорода до 2025 года. Сама Валентина Захаркина считает, что этот план кардинально отличается от предыдущих, так как было сделано главное — определено, в каком ключе будет развиваться областной центр:
— Сегодня и областная, и городская власти приняли общее принципиальное решение: будущее города — в развитии туризма. И именно эта цель должна определять градостроительство в будущем. Меня радует то, что мы отказались от точечной застройки, когда самым главным при строительстве жилых кварталов были квадратные метры. Это вовсе не означает, что Великому Новгороду не нужны квартиры — новые районы необходимо создавать и в будущем, но и они должны быть удобны и привлекательны. Примером тому может служить Псковский район с новыми малоэтажными домами. Да и будущие многоэтажки Деревяницкого района должны соседствовать с красивыми скверами и парками, современными магазинами и кафе. Но, конечно же, наиболее привлекателен для туристов наш исторический центр. Есть уже много задумок, как сделать его красивым и одновременно удобным.
Рассказ о городе будущего заметно увлек мою собеседницу, которая уже не посматривала украдкой на часы и не прислушивалась к голосам за дверью кабинета. Чувствовалось, что она тысячу раз представляла его себе, прокручивая в голове картину за картиной, с мельчайшими деталями и подробностями. Совсем скоро и я сама поняла, каким красивым может стать древний Великий Новгород, когда в нем появятся современные отели и кафе в кружеве открытых террас, обновленные фасады домов с прозрачными лифтами, новые памятники и фонтаны и обязательно зеленые скверы и парки, каждый из которых будет иметь свой статус.
Так, например, Кремлевский парк, находящийся в исторической зоне, будет служить в основном для спокойного отдыха и прогулок — эдакий новгородский вариант Летнего сада. А вот парк 30-летия Октября, наоборот, планируется сделать более функциональным, чтобы приходили в него именно для развлечений. Еще одна зеленая зона, названная в честь 1150-летия Великого Новгорода, будет обустроена в Западном районе и станет ландшафтным парком, который включит в себя и новый спортивный комплекс. Уже прошли конкурсы, и начались работы по благоустройству набережной реки Гзень. Здесь, где недавно открыли памятник Петру I, появится красивый сквер с фонтанами и, возможно, новыми скульптурами известных новгородцев.
Совершенно новый облик и стиль приобретут расположенные вдоль набережной дома, в которых появятся сувенирные лавки, террасы и мансарды. От улицы Карла Маркса до Большой Санкт-Петербургской и Великой протянется большая пешеходная зона, а восстановленный вал с обводненным рвом превратится в увлекательный пешеходный маршрут для туристов с выходом на улицу Великую, где на набережной будут и причалы, и яхт-клубы, и небольшие уютные отели. Пока что все это только на бумаге, но главный архитектор города убеждена — такой план необычайно привлекателен и для творчества, и для инвестиций:
— Ведь надо сделать так, чтобы историческая зона жила и соседствовала с современными зданиями, офисами, кафе, ресторанами, отелями и парковками, которые просто необходимы, если мы хотим разгрузить от транспорта и сделать пешеходные зоны в центре города. Пример тому я увидела в польском Гданьске, который так меня заворожил. Там нет застывшей истории, знаменитые памятники соседствуют с современными остановками, старинные скульптуры — с авангардом. А сколько задумок есть по реконструкции Торговой стороны! Представьте себе картину: вы сидите на открытой террасе, пьете кофе и любуетесь на прекрасные соборы Ярославова Дворища! Если дадут добро историки и археологи, это вполне может стать реальностью, и напротив Никольского собора появится, к примеру, Немецкий двор. Есть предложение снести гостиницу «Россия» и на ее месте построить современное здание, снизив его на один этаж, что откроет прекрасный вид на новгородские храмы. А создание Ганзейской набережной? Весь центр города должен стать одной- единой зеленой, уютной и красивой зоной! Хочется, чтобы генеральным планом все эти проекты не закончились, а появились конкретные шаги для их реализации. А еще надо раз и навсегда правильно расставить приоритеты, уметь мечтать, и главное — любить свой город. И он, в свою очередь, обязательно отплатит тем же.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора